МААМ-картинки

«Синонимы. Антонимы». Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Наталья Лукашева
«Синонимы. Антонимы». Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Класс -3

Предмет: русский язык

Тема урока : синонимы и антонимы.

Тип урока : урок повторения и обобщения знаний, полученных во 2 классе с элементами проблемного изложения материала.

Цель: способствовать развитию умения распознавать в речи антонимы, синонимы

Задачи:

1. систематизировать знания о синонимах и антонимах, научиться находить их в речи;

Публикация «„Синонимы, Антонимы“, Технологическая карта урока русского языка в 3 классе» размещена в разделах

2. классифицировать их по частям речи;

3. учиться контролировать себя, давать самооценку формирования личностных качеств

Форма работы на уроке : индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах, самостоятельная работа.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический

Планируемые результаты:

Личностные : содействовать формированию мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу; проявлять навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формировать самооценку.

Метапредметные:

Познавательные : формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения) выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи

Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

Коммуникативные: участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;

-объяснять своими словами значение изученных понятий

-работать коллективно и в паре, договариваться с соседом по парте при совместной деятельности в паре, в группе

Регулятивные: определять и формулировать цель с помощью учителя,

понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю; проявлять желание самостоятельно выполнять задания, совершенствовать свой навык письма

Совместная деятельность:

- проявлять желание работать в парах, небольших группах;

-проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы

Предметные:

выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи; овладевать учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Оборудование урока : учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, печатные карточки, листы оценивания своих знаний, компьютер

I. Этап мотивации учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок

Улыбнёмся мы друг другу,

Пожелаем: «В добрый час!» сл 1

- Я предлагаю наш урок начать словами знаменитого писателя Константина Георгиевича Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык(СЛ,1)

- Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём? (Русский язык содержит много тайн. Мы на уроке открываем эти тайны)

-Сегодня мы продолжим открывать тайны русского языка.

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

( На доске буквы: г у р щ д ц)

1. Каллиграфическая минутка

•Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету (д)

•Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный. (р)

•Эта буква обозначает гласный звук. (у-

•Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось? -Друг. (-Запишите это слово в тетради)

- Какая орфограмма в этом слове?

-Парная согласная в корне слова.

-Проверка друг - нет друга.

- Как вы понимаете лексическое значение слова друг? Где мы можем его посмотреть?

- Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

- Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

Какие пословицы вы знаете со словом друг? Друг познаётся в беде

Запишем предложение. (1 ученик у доски, разбор предложения по членам)

- Подберите к слову друг слова близкие по значению. (запишите их в тетрадь возле слова друг)

-Приятель, товарищ. (На доске таблички со словами)

- Что общего у этих слов?

- Близкие по значению, отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи – имя существительное.

- Как такие слова называются (синонимы.)

Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.

Назовите слово противоположное по значению к слову друг.

Враг – друг. (запишите эти слова себе в тетрадь)

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи и т. д.

- Такие слова называются (антонимы. (НА ДОСКУ)

III. Постановка цели и задач урока.

Определите тему нашего урока

- Какая задача стоит перед нами на уроке (На доске слова вспомнить, узнать,, научиться

(Вспомнить, что такое синонимы и антонимы, узнать, для чего они нужны в речи, научиться грамотно применять синонимы и антонимы в речи.)

(У вас на столе таблица. Впишите в 1 часть таблицы пропущенные слова

(Лист самоконтроля у каждого ученика) А что узнаем на уроке? .На эти вопросы мы ответим, выполняя задания на уроке

Давайте проверим, верно ли мы дали определение синонимам и антонимам

Работа с учебником: с. 42 правило читаем

Откройте, пожалуйста, учебник страница 42 и прочитайте правило.

- Правы ли мы?

Где нам могут пригодиться знания, которые мы сегодня получим на уроке?

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1) Определите, о каких словах говорится в каждом диалоге

Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г. Х. Андерсена “Дюймовочка”)

1-й – Дюймовочка маленькая, просто крошечная.

2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?

1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.

2-й – Ничего не понятно!

- Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи.

-Как мы назовём эти слова?

Эти слова называются синонимами.

Запишем слова-синонимы маленькая,крошечная. Определите часть речи

Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному)

1-й – Ну и жарко!

2-й - Да ты что? Холодно!

1-й – Я весь покраснел!

2-й – Я весь побелел!

1-й – Ты что такой кислый?

2-й – А ты что – сладкий?

1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?

-Как мы назовём эти слова?

Эти слова называются антонимы

2)Словарная работа. Упр. 68 1 в 1-10 слово, 2в - остальные слова. Взаимопроверка, проверка по экрану. Кто правильно выполнил задание, поставьте на полях плюс

Устно задание к упр. 68

-Давайте сделаем ещё один вывод: Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы

Чтение сообщения «Обратим внимание» стр. 42

V.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

1)Работа в парах

Подбери антонимы. Определи части речи слов-антонимов

Добрый человек - человек.

Высокий куст - куст.

Сладкое яблоко - яблоко.

Сладкое лекарство - лекарство.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

2) В группах

1гр. Подчеркнуть синонимы

2 гр. Подчеркнуть антонимы

Слова: красный, алый, школьник, ученик, теряет, находит, аккуратно, неряшливо, хорошо, плохо, чудесный, сказочный сверкает, блестит,

Проверка по эталону (Слайд)

VI. Первичная проверка понимания.

1. Самостоятельная работа Упр. 73 по вариантам 1 вариант 1-2 предложения, а 2 в 3-4 Кто правильно выполнил, поставьте плюсик

2. Творческое задание. Для чего нужны в речи синонимы, антонимы

Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению.

Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь. учеником. Тетради у меня …, пишу я…. … я бегу домой после уроков. Мама всегда …, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.)

Сравним героев в этих текстах. Какие слова помогли это сделать?

Антонимами были имена существительные, глаголы, прилагательные,

наречия. Это значит, что антонимы есть в каждой части речи.

VII .Этап включения в систему знаний и повторения.

Дифференцированные задания (по уровню сложности)

1 уровень

1. Антоним к слову горячий -

2. Синоним к слову доктор -

3. Найдите лишнее слово.

ШАЛУН ТИХОНЯ ОЗОРНИК

4. Найдите лишнюю пару. Подчеркните её

сильный- слабый

длинный – тяжёлый

тяжёлый – лёгкий

2 уровень

Подбери антонимы

Хорошо -, веселый -

Говорить -, мокрый –

Подбери синоним к слову работа

3уровень

Подчеркни группы синонимов

Лётчик, пилот, идти, шагать, кислый- сладкий, чистый- грязный, плакать – радоваться

5. Впишите антоним к слову лень …. кормит, а лень портит.

Проверим СЛ. 6 Кто всё правильно выполнил оценка 5, 1 ош. 4

VIII. Подведение итогов урока.

Что же вы узнали сегодня на уроке? Что нового вы для себя открыли? Заполним лист самооценки

Какие слова называются синонимами?

А какие слова - антонимами?

- Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

- Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

Они делают нашу речь яркой, точной, выразительной, помогают,избежать повторов слов в речи.

Урок заканчивать пора,

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

"Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь :. (низко)

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь :. (близко)

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь :. (пол)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты :. (нашел)

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты :. (храбрец)

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай :. (конец)

Хорошо! Молодцы!

IX Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какое сейчас время года в природе? Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в классе

— Если вам было интересно на уроке, прикрепите – листочек красного цвета.

- Если интересно, но вы испытывали затруднения при выполнении заданий, то жёлтого.

-Если было не интересно– зелёного.

X. Домашнее задание (по выбору (упр. 74 или упр. 72, стр. 44 или записать 5 пословиц и поговорок, где встречаются антонимы и синонимы.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «синонимы и антонимы». Цель: закрепить знания обучающихся.

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе «Профессии» Конспект урока 4 класс "Профессии" Технологическая карта урока английского языка по теме: «Professions» Класс: 4 Тема: Professions Тема.

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 4 классе «Земля — планета Солнечной системы» Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира Учебный предмет: Интегрированный урок: русский язык, окружающий.

Технологическая карта урока по математике во 2 классе «Квадрат» Технологическая карта урока по математике Учитель: Фефилова Е. С. Предмет: математика Класс: 2В Учебник: М. И. Моро Математика, 2 класс 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Синонимы. Антонимы». Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 16:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Синонимы. Антонимы». Технологическая карта урока русского языка в 3 классе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лукашева (УИ 3479262) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД