Наталья Лукашева
«Синонимы. Антонимы». Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Класс -3
Предмет: русский язык
Тема урока : синонимы и антонимы.
Тип урока : урок повторения и обобщения знаний, полученных во 2 классе с элементами проблемного изложения материала.
Цель: способствовать развитию умения распознавать в речи антонимы, синонимы
Задачи:
1. систематизировать знания о синонимах и антонимах, научиться находить их в речи;
Публикация «„Синонимы, Антонимы“, Технологическая карта урока русского языка в 3 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. классифицировать их по частям речи;
3. учиться контролировать себя, давать самооценку формирования личностных качеств
Форма работы на уроке : индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах, самостоятельная работа.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический
Планируемые результаты:
Личностные : содействовать формированию мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку, интереса к изучаемому материалу; проявлять навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формировать самооценку.
Метапредметные:
Познавательные : формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения) выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи
Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
Коммуникативные: участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;
-объяснять своими словами значение изученных понятий
-работать коллективно и в паре, договариваться с соседом по парте при совместной деятельности в паре, в группе
Регулятивные: определять и формулировать цель с помощью учителя,
понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю; проявлять желание самостоятельно выполнять задания, совершенствовать свой навык письма
Совместная деятельность:
- проявлять желание работать в парах, небольших группах;
-проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы
Предметные:
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи; овладевать учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Оборудование урока : учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, печатные карточки, листы оценивания своих знаний, компьютер
I. Этап мотивации учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок
Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!» сл 1
- Я предлагаю наш урок начать словами знаменитого писателя Константина Георгиевича Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык!» (СЛ,1)
- Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём? (Русский язык содержит много тайн. Мы на уроке открываем эти тайны)
-Сегодня мы продолжим открывать тайны русского языка.
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
( На доске буквы: г у р щ д ц)
1. Каллиграфическая минутка
•Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету (д)
•Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный. (р)
•Эта буква обозначает гласный звук. (у-
•Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.
Какое слово у вас получилось? -Друг. (-Запишите это слово в тетради)
- Какая орфограмма в этом слове?
-Парная согласная в корне слова.
-Проверка друг - нет друга.
- Как вы понимаете лексическое значение слова друг? Где мы можем его посмотреть?
- Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.
- Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.
Какие пословицы вы знаете со словом друг? Друг познаётся в беде
Запишем предложение. (1 ученик у доски, разбор предложения по членам)
- Подберите к слову друг слова близкие по значению. (запишите их в тетрадь возле слова друг)
-Приятель, товарищ. (На доске таблички со словами)
- Что общего у этих слов?
- Близкие по значению, отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи – имя существительное.
- Как такие слова называются (синонимы.)
Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.
Назовите слово противоположное по значению к слову друг.
Враг – друг. (запишите эти слова себе в тетрадь)
- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи и т. д.
- Такие слова называются (антонимы. (НА ДОСКУ)
III. Постановка цели и задач урока.
Определите тему нашего урока
- Какая задача стоит перед нами на уроке (На доске слова вспомнить, узнать,, научиться
(Вспомнить, что такое синонимы и антонимы, узнать, для чего они нужны в речи, научиться грамотно применять синонимы и антонимы в речи.)
(У вас на столе таблица. Впишите в 1 часть таблицы пропущенные слова
(Лист самоконтроля у каждого ученика) А что узнаем на уроке? .На эти вопросы мы ответим, выполняя задания на уроке
Давайте проверим, верно ли мы дали определение синонимам и антонимам
Работа с учебником: с. 42 правило читаем
Откройте, пожалуйста, учебник страница 42 и прочитайте правило.
- Правы ли мы?
Где нам могут пригодиться знания, которые мы сегодня получим на уроке?
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1) Определите, о каких словах говорится в каждом диалоге
Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г. Х. Андерсена “Дюймовочка”)
1-й – Дюймовочка маленькая, просто крошечная.
2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?
1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.
2-й – Ничего не понятно!
- Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи.
-Как мы назовём эти слова?
Эти слова называются синонимами.
Запишем слова-синонимы маленькая,крошечная. Определите часть речи
Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному)
1-й – Ну и жарко!
2-й - Да ты что? Холодно!
1-й – Я весь покраснел!
2-й – Я весь побелел!
1-й – Ты что такой кислый?
2-й – А ты что – сладкий?
1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?
-Как мы назовём эти слова?
Эти слова называются антонимы
2)Словарная работа. Упр. 68 1 в 1-10 слово, 2в - остальные слова. Взаимопроверка, проверка по экрану. Кто правильно выполнил задание, поставьте на полях плюс
Устно задание к упр. 68
-Давайте сделаем ещё один вывод: Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы
Чтение сообщения «Обратим внимание» стр. 42
V.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
1)Работа в парах
Подбери антонимы. Определи части речи слов-антонимов
Добрый человек - человек.
Высокий куст - куст.
Сладкое яблоко - яблоко.
Сладкое лекарство - лекарство.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
2) В группах
1гр. Подчеркнуть синонимы
2 гр. Подчеркнуть антонимы
Слова: красный, алый, школьник, ученик, теряет, находит, аккуратно, неряшливо, хорошо, плохо, чудесный, сказочный сверкает, блестит,
Проверка по эталону (Слайд)
VI. Первичная проверка понимания.
1. Самостоятельная работа Упр. 73 по вариантам 1 вариант 1-2 предложения, а 2 в 3-4 Кто правильно выполнил, поставьте плюсик
2. Творческое задание. Для чего нужны в речи синонимы, антонимы
Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению.
Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь. учеником. Тетради у меня …, пишу я…. … я бегу домой после уроков. Мама всегда …, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.)
Сравним героев в этих текстах. Какие слова помогли это сделать?
Антонимами были имена существительные, глаголы, прилагательные,
наречия. Это значит, что антонимы есть в каждой части речи.
VII .Этап включения в систему знаний и повторения.
Дифференцированные задания (по уровню сложности)
1 уровень
1. Антоним к слову горячий -
2. Синоним к слову доктор -
3. Найдите лишнее слово.
ШАЛУН ТИХОНЯ ОЗОРНИК
4. Найдите лишнюю пару. Подчеркните её
сильный- слабый
длинный – тяжёлый
тяжёлый – лёгкий
2 уровень
Подбери антонимы
Хорошо -, веселый -
Говорить -, мокрый –
Подбери синоним к слову работа
3уровень
Подчеркни группы синонимов
Лётчик, пилот, идти, шагать, кислый- сладкий, чистый- грязный, плакать – радоваться
5. Впишите антоним к слову лень …. кормит, а лень портит.
Проверим СЛ. 6 Кто всё правильно выполнил оценка 5, 1 ош. 4
VIII. Подведение итогов урока.
Что же вы узнали сегодня на уроке? Что нового вы для себя открыли? Заполним лист самооценки
Какие слова называются синонимами?
А какие слова - антонимами?
- Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?
- Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
Они делают нашу речь яркой, точной, выразительной, помогают,избежать повторов слов в речи.
Урок заканчивать пора,
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
"Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь :. (низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь :. (близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь :. (пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты :. (нашел)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты :. (храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай :. (конец)
Хорошо! Молодцы!
IX Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Какое сейчас время года в природе? Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в классе
— Если вам было интересно на уроке, прикрепите – листочек красного цвета.
- Если интересно, но вы испытывали затруднения при выполнении заданий, то жёлтого.
-Если было не интересно– зелёного.
X. Домашнее задание (по выбору (упр. 74 или упр. 72, стр. 44 или записать 5 пословиц и поговорок, где встречаются антонимы и синонимы.