Животок Валентина Николаевна
Технологическая карта урока по окружающему миру «Если хочешь быть здоров» во 2 классе по УМК «Школа России»
▼ Скачать +Заказ
Технологическая карта урока
Класс : 2
Предмет: Окружающий мир, УМК «Школа России»
Тема урока : «Если хочешь быть здоров»
Цель урока : Создание условий для расширения представлений детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; вместе с учащимися определить условия сохранения и укрепления здоровья; воспитывать стремление соблюдать эти правила; закрепить навыки гигиены; учить правильно распределять время работы и отдыха (режим дня)
Публикация «Технологическая карта урока по окружающему миру „Если хочешь быть здоров“ во 2 классе по УМК „Школа России“» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 2 класс
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тип урока : Урок «открытия» новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные:
- выполнять поручения учителя, осознанно выполнять задания;
- давать оценку своим действиям;
- работать в паре, чувствовать свой вклад в общую работу;
- проверять себя и товарищей;
- оценивать правильность выполнения задания;
- аккуратно вести записи в тетради;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
Метапредметные:
- уметь формулировать цель урока;
- уметь выражать и защищать свои мысли;
- анализировать и выделять общее;
- находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
- уметь работать в коллективе и самостоятельно;
- уметь добывать информацию и использовать ее для решения проблем;
- уметь анализировать свою работу на уроке;
Предметные:
- знать, что такое быть здоровым и как сберечь свое здоровье;
- знать, что такое здоровый образ жизни, соблюдение режима дня, умение делать выводы из изученного материала;
Задачи урока :
Образовательные:
- формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
- формирование отношения к своему здоровью как к величайшей ценности;
- познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье, научить применять эти правила в жизни, научить составлять личный режим дня;
Коррекционно-развивающие:
- формирование умения работать в паре, распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формировать собственное мнение;
- научить искать и выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания;
- обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;
- развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения на уроке;
- воспитывать толерантное отношение к ошибкам товарищей;
- способствовать появлению личностных качеств: способности к коллективной учебной деятельности, ответственности за результат;
- воспитать ответственное отношение к своему здоровью через разумную организацию режима дня, питания, занятия физкультурой;
Дидактические средства: учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть, рабочая тетрадь к учебнику; карточки с заданиями для индивидуальной и парной работы; карточки для рефлексии; презентация «Если хочешь быть здоров»; видеоролик;
Оборудование: мультимедийное оборудование;
Организация пространства: Индивидуальная, парная и фронтальная работа;
Действия обучающихся: Выполнение заданий устно и письменно;
Этапы
урока
Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Фронтальная, индивидуальная
Приветствие.
Всем, всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Дорогие ребята, сядьте удобно…потрите ладошки, почувствуйте тепло, прикоснитесь ладошками друг к другу передайте своё тепло. Пусть на нашем уроке будет также тепло и уютно. Улыбнитесь соседу справа, соседу слева, нашим гостям, а теперь за работу. Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.
2. Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.
Фронтальная. Словесный. Беседа. Практический.
Ребята, давайте вспомним о чём мы с вами говорили на прошлом уроке? Какая была тема нашего урока? (Строение тела человека). Скажите, о каких строениях тела человека вы узнали? (Внешнее строение и внутреннее)
Что можно отнести к внешнему строению (голова, шея, грудь, руки, живот, ноги)
А что можно отнести к внутреннему строению (головной мозг, лёгкие, сердце, печень, желудок, кишечник)
А чтобы проверить как вы усвоили материал прошлого урока, мы проведем тестирование.
У каждого из вас на парте карточки, на которых изображены: сердце, легкие, мозг, кишечник, печень, желудок.
Разложите эти карточки перед собой, я сейчас буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать, с помощью карточек (например, если вы считаете, что на данный вопрос ответ-сердце, значит вы поднимаете и показывайте карточку с изображением сердца, считаете, что мозг, поднимаете карточку с изображением головного мозга)
Всем понятно, как будем работать? Тогда начинаем…
1. Орган, который отвечает за чувства, мысли и движения человека? (головной мозг)
2. С помощью какого органа человек дышит? (легкие)
3. Вспомни, что называют мотором организма? (сердце)
4. Какие органы участвуют в приеме и переваривании пищи? Здесь вы должны показать две карточки (желудок, кишечник)
5. Вспомните, что НЕ относится к внешнему строению человека?
1) руки
2) шея
3) голова
4) печень
Молодцы ребята, эти карточки отложите. Мы с вами двигаемся дальше… Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Воспроизводят информацию по памяти.
3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. Фронтальная. Словесный. Ребята, скажите, когда вы утром заходите в класс, что вы мне говорите? Что мы говорим друг другу при встречи? (Здравствуйте). «Здравствуйте», какое это хорошее и волшебное слово.
А что означает это слово «здравствуйте»? (пожелание здоровья)
Значит, когда мы говорим «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья.
Чтобы узнать, о чем пойдёт речь на уроке посмотрите внимательно мультфильм и определите его главную мысль.
Главная мысль этого мультфильма? О чём он? (О здоровье)
Какие самые главные слова произнёс Крош в конце? (Быть здоровым здорово)
Давайте подумаем, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какая тема нашего урока? (О здоровье, а тема урока : «Если хочешь быть здоров»)
Хорошо, скажите, а какая цель нашего урока? Зачем нам это изучать, зачем это нужно знать? (Каждый человек хочет быть здоровым. Сегодня мы поговорим о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым)
Как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы?
Хорошо, молодцы! Все говорите правильно!
Сегодня мы познакомимся с историей болезни одного мальчика. Он попал в больницу с острой болью. Ему было очень плохо. этого мальчика зовут Серёжа. Ему 8 лет у него заболел живот.
Для того чтобы его вылечить, надо выяснить причину его заболевания.
Давайте откроем учебник на странице 8 и посмотрим, как провёл свой день Серёжа.
Утром Серёжа встал, сделал зарядку, позавтракал, пошёл в школу, после школы отдохнул, приготовился ко сну и лёг спать, а ночью у него заболел живот.
Ребята, вы догадались в чём проблема?
Посмотрите на режим дня Серёжи, сколько раз в день он покушал? (Один)
Значит, он пропустил обед и ужин. А ведь питание – это очень важные составляющие нашего здоровья. Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в день. Значит, причина болезни установлена: неправильный режим питания.
Что значит «правильное питание»?
Правильное питание – это разнообразное питание. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания.
Что сегодня было у Серёжи на завтрак? А что приготовили вам на завтрак? Что нужно кушать на завтрак? А что едят на обед, ужин?
Еще важным для здоровья является : режим дня. Скажите, а как вы это понимаете, режим дня? (Режим дня-это распорядок, в котором правильно сочетаются учёба, игры, отдых и другие занятия).
Итак, давайте сейчас обсудим примерный режим дня, а затем его запишем.
Скажите с чего должен начаться день?
7: 00-7:30 – подъём, зарядка,
7:45 – завтрак
8: 30-13:30 – занятия в школе
13: 30-14:00 – возвращение домой,
обед
14: 00-16:00 – отдых, прогулка
16: 00-16:30 – полдник
16: 30-18:00-выполнение домашнего задания
18: 00-19:00 – ужин, помощь по дому
19: 00-20:45 – вечерний отдых, чтение, игры дома
20: 45-21:00 – приготовление ко сну
(детям необходимо спать по 8-9 часов в день)
Хорошо, устно составили. Теперь давайте запишем наш режим дня.
Откройте рабочую тетрадь на с. 6, у вас табличка (начинаем заполнять). (СЛАЙД)
Режим дня, который мы составили примерный. Он может немного меняться. Например, вы можете прийти из школы не в 13 :00, а в 12 часов, лечь спать не в 21:00, а в 22:00, если к вам в дом пришли гости. Самое главное, чтобы в сутки вы спали не менее 8-9 часов, кушали примерно в одно и то же время 4-5 раз в день, но никак не реже трех раз. Проводили на свежем воздухе не меньше двух часов в день, чередовали учебу или работу с отдыхом, побольше двигались.
Давайте и мы с вами немного подвигаемся, выполним зарядку, потому что, чтобы быть здоровым нужно заниматься чем? Спортом. Вставайте на физминутку.
Рано утром мы проснулись,
Хорошенько потянулись.
Спинки дружно все прогнули
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке- землице
Надо в пояс поклониться.
Повернулись вправо, влево
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся всё выше
Выше дома, выше крыши.
Руки к солнцу протянули,
Опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
Молодцы, присаживайтесь. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Рассказывают о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
Вспоминают, что такое режим дня и как он должен быть построен. Высказываются по поводу правильного питания, когда и чем полезно питаться, а что нужно исключить из своего рациона питания. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Оценивать правильность выполнения заданий. Физминутка способствует снятию усталости, позволяет переключить внимание с одного вида деятельности на другой.
4. Систематизация и обобщение знаний. Фронтальная,
индивидуальная,
практический,
словесный
Откройте учебник на с. 9 задание №1.
Давайте вспомним, продукты растительного происхождения получены из чего (растений, а животного происхождения получены благодаря (кому) животным.
Рассмотрите фотографии и назовите продукты растительного происхождения (редиска, горошек, яблоки, лук, слива, хлеб)
А теперь назовите продукты животного происхождения (рыба, масло, сыр, яйца)
Давайте выполним задание № 3 в р/т на с. 6-7. Прочитайте задание (один ученик). Вам нужно внимательно рассмотреть фотографии данных групп. В каждой группе один из продуктов лишней. Лишний продукт обведите простым карандашом. Выполняем самостоятельно, на выполнение данной работы вам 2 минуты. Приступаем.
Меняемся тетрадями, скажите, какой продукт лишний в первой группе (сливочное масло, а почему? (Все продукты растительного происхождения). Верно, значит здесь нужно было обвести сливочное масло.
Что лишнее во второй группе? (гречневая крупа). (Все остальные продукты животного происхождения). Значит, здесь вы должны были обвести какой продукт- гречневая крупа. Кто допустил ошибку? Меняемся обратно.
(СЛАЙД) Посмотрите на экран скажите, вы любите вот такие продукты? Вам бы хотелось их кушать каждый день? Это продукты, которые чаще всего покупают в магазине дети. Скажите это кушать можно? Почему нет? А это полезно для нашего организма. (Нет) Почему? На обороте состав этих продуктов и в состав входят пищевые добавки, которые наносят вред нашему организму.
Скажите, а какие продукты нужны нашему организму (разнообразные)
А каким продукты полезные? (фрукты, овощи в них много витаминов)
Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, кушайте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. Кушать лучше всего в одно и тоже время, желательно 4-5 раз в день, но никак не меньше трех раз. И будете здоровы!
А еще все люди соблюдают личную гигиену.
Что обозначают эти слова «личная гигиена»? (ответы детей)
Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила. Гигиена – это те действия, которые должен выполнять человек, чтобы поддерживать свое тело и жилище в чистоте. Что же нужно делать, чтобы соблюдать правила личной гигиены?
Нужно мыть руки перед едой, правильно ухаживать за зубами, не реже одного раза в неделю мыться горячей водой, ухаживать за ногтями и волосами, содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь.
А кто-то знает как правильно ухаживать за зубами? Хорошо, всё говорите правильно. Откройте учебник на с. 11, давайте прочитаем, что же нам рекомендуют делать, как ухаживать за зубами (читает ученик)
Скажите, вы это знали, или сейчас впервые об этом услышали. Молодцы.
Давайте, тогда проверим, всё ли выполняете, всеми ли советами пользуетесь.
Откройте рабочую тетрадь с. 8 (табличка). Я буду читать поветы, а вы если считаете, что так делать правильно, вы обводите в кружок слово «да», если думаете, что так делать нельзя, то обводите слово «нет». Обводить нужно ручкой, готовы? Будьте внимательны!
Я вижу, что вы всё отмечали правильно, надеюсь, что в жизни вы пользуетесь только верными советами.
Скажите, зубная щетка- это предмет личной гигиены? (Да) А вашей зубной щеткой может кто-то еще пользоваться? (Нет) А вы можете пользоваться чужой зубной щёткой? (Нет, личными предметами гигиены пользуется только один человек)
В каждой семье должны быть предметы гигиены, которыми могут пользоваться все члены семьи, т. е. общие, и те, которыми может пользоваться только один человек, т. е. личные.
Сейчас я вам раздам карточки, на которых изображены предметы, а среди этих предметов вам нужно будет найти и раскрасить только предметы личной гигиены. Попробуйте определить, какие из этих предметов относятся к личной гигиене. Работа будет парная, т. е. одна карточка на парту. Работаем сообща, советуясь со своим соседом по парте.
Давайте проверим (СЛАЙД)
Значит какие предметы вы должны были раскрасить? (зубная щётка, полотенце, расческа, мочалка, а зубной пастой и мылом может пользоваться вся семья. У кого-то есть ошибки?
У нас осталось немного времени, давайте с вами отгадаем загадки про правила гигиены. Готовы?
1) Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)
2)На себя я труд беру
Пятки, локти с мылом тру.
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (мочалка)
3)Вытираю я, стараюсь
После ванны паренька.
Всё намокло, всё измялось,
Нет сухого уголка. (полотенце)
4)Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (расчёска)
5)Мыльный и душистый
Пузырьки вокруг
Для волос он первый и надёжный друг. (шампунь) Планируют собственные действия. Вспоминают какие продукты относятся к растительному и животному происхождению. Высказывают своё мнение о том, как правильно ухаживать за зубами. Проводят первичный анализ своих рассуждений, закрепляя свои знания выполнением заданий. Узнают новые термины, учатся распознавать предметы общей и личной гигиены, узнают о необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.
5. Подведение итогов урока. Фронтальная.
Словесный.
Беседа
Сегодня на уроке мы с вами вспомнили, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
Скажите, какая была тема нашего урока? «Если хочешь быть здоров»
А какую цель мы перед собой ставили? (разобраться в том, что нужно делать, чтобы быть здоровым, но главное не просто об этом поговорить, а применять это в своей жизни).
Достигли ли мы нашу цель?
Кто же является нашими помощниками в сохранении здоровья? (Правильное питание, режим дня, гигиена)
Что для вас было самым интересным на уроке?
А что было самым трудным?
Вместе с учителем перечисляют выполненную на уроке работу. Делают анализ выполненной работы.
6. Рефлексия учебной деятельности. Индивидуальная Давайте оценим свою работу на уроке.
Кто доволен своей работой - поднимите зелёный смайл.
Кто чувствовал себя неуверенно-желтый.
Кто не мог справиться с заданиями - красным смайл.
Молодцы!
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что знания ваши так пригодились.
Оценки за урок… Показывают «смайлы»
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель
и результаты, степень их соответствия.
7. Домашнее задание. Словесный, индивидуальная. Р/т с. 5 №1, с. 7 № 5 (СЛАЙД)
Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневники.