Светлана Федотова
Технологическая карта урока по изодеятельности «Мамин платок» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Тема урока : «Мамин платок»
Класс : 3
Тип урокa : урок открытия новых знаний
Цели деятельности педагога:
- Познакомить учащихся с работой художника по тканям, с правилами росписи платков (симметричная, асимметричная, видами орнаментов.
- Воспитывать художественный вкус, интерес к истории и культуре своего народа.
-Учить отличать платок от ткани (замкнутая композиция в квадрате).
Публикация «Технологическая карта урока по изодеятельности „Мамин платок“ в 3 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- Создавать орнамент для росписи платка, развивать творческие способности, изобразительные навыки, умение анализировать изделие, сравнивать, самостоятельно планировать собственную деятельность.
Методические задачи урoкa : Обучающие: учить композиции в квадрате и расположению рисунка на платке.
Развивающие: познакомить детей с художественной росписью платков и их разнообразием, рассказать о Павлопосадских платках.
Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, к Родине, её традициям, аккуратность и опрятность в работе.
Формы работы на уроке : индивидуальная, творческие группы
Средства обучения: презентация «Мамин платок», платки мультимедиа, музыкальный ряд: русские народные песни, краски, кисти, баночки для воды.
Используемые технологии : информационно – коммуникационная, метод проектной деятельности, объяснительно- иллюстративный.
Ожидаемые результаты:
Предметные
- знать основы художественной культуры, эстетического отношения к миру;
- применять художественные умения, знаний и представлений в процессе выполнения художественно – творческой работы;
- уметь обсуждать и анализировать произведения искусства;
- уметь видеть проявление визуально – пространственных искусств в окружающей жизни;
- уметь применять в художественно – творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты. Ученик научится:
- воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка;
- понимать зависимость характера узора, цветного решения платка от того, кому и для чего он предназначен;
- объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировки изобразительного мотива в центре, по углам,в виде свободной росписи,а также характер узора (растительный, геометрический).
Ученик получит возможность научиться:
- применять художественные умений, знаний и представления в процессе выполнения художественно – творческой работы.
Метaредметные
Познавательные
– извлечение информации из прослушанного объяснения,
-анализ особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
Регулятивные:
– умение удерживать цель деятельности до получения ее результата;
-планирование решение учебной задачи;
- выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий).
Коммуникативные
– умение участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные:
- ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности;
-сориентированы на проявление интереса к декоративно-прикладному творчеству. Ученик научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Этап урoкa Задание,
деятельность
педагога Деятельность
обучающихся Универсальные учебные действия
1. Организационный момент - Здравствуйте!
Проверьте, все ли у вас лежит на парте: краски, альбом, кисти и баночки с водой?
Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит душу прекрасными чувствами, потому что мы сегодня будем с вами творить нечто прекрасное.
Готовность к уроку Личностные :
умение понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека
2. Сообщение нового материала
-Чтобы узнать, о чем будет наш сегодняшний урок, ответьте мне на вопросы:
-Какие головные уборы вы знаете?
-Какой головной убор носят бабушки и мамы?
-Вы догадались, о каком головном уборе сегодня пойдет речь?
- Что сегодня на уроке будем рисовать? Мы создадим свой проект.
- Что будет продуктом нашего проекта?
(СЛАЙД 2,3)
Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце – убрус, которым женщины издревле покрывали голову. (СЛАЙД 4)
С конца XVII века он уступает место платку, а спустя появляется большой узорный платок. Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы. Знатные особы носили «богатые» платки из дорогой ткани, вышитые золотом. (СЛАЙД 5,6)
В старину на Руси самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат, или жених в знак добрых чувств, любви, внимания. Его носят и сейчас (СЛАЙД 7)
Платок - квадратный. На его цветном фоне изображают букеты разнообразных цветов или узоры.
Иногда самый яркий и крупный рисунок помещают в центре, а по краям проходит узоры.
Делают платки, не выделяя на них центр рисунка. И, кажется, будто они сохранили ощущение легкого ветра или прозрачной волны.
(СЛАЙД 8) Композиция чаще всего строится по принципу акцентов на углы: по кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.
Виды орнаментов: растительные,геометрические. (СЛАЙД 9)
- Что в геометрическом орнаменте вы видите?
- Что изображено в растительном орнаменте?
-Иногда композиция состоит из цветочных гирлянд замкнутых в окружности, масштабно увеличивающихся к центру.
- Действительно, на нашем уроке мы будем создавать узоры для платков!
- А с помощью чего мы будем создавать узоры?
-Посмотрите на платок, какой он формы?
Для того чтобы нарисовать платок, нам нужно знать, какие бывают орнаменты: в центре платка, по кайме, в центре и по краям, орнамент в углах.
Давайте с вами попробуем на доске составим схему оформления платка.
На столе лежат цветы различных цветов, возьмите такой цветок, которым вы хотели бы украсить платок и прикрепите на доску.
- Посмотрим, что у нас получилось
Теперь закройте глаза и представьте свой платок.
Открывайте глаза. Перед тем как начать свою работу, давайте проведем разминку.
Физминутка
Слушают учителя, высказывают мнения о теме и цели урoкa. Формулируют тему урoкa
Коллективная творческая работа
Анализируют схему платка
Выполняют разминку Коммуникативные:
умение вести диалог
Познавательные:
умение осознанного стремления к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких оригинальных творческих результатов
умение творческого видения с позиции художника, т. е. сравнивать, анализировать, обобщать.
Личностные:
умение осознанного стремления к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные:
оформляют свои мысли в устной речи с учётом учебных и речевых ситуаций. Обсуждают итоговую работу.
Выслушивают ответы одноклассников, анализируют их, активно участвуют в работе. Формулируют собственное мнение.
3. Творческая практическая работа Сейчас вы разделитесь на две группы и создадите творческий проект «Мамин платок».
Первая группа будет выполнять платок с геометрическим узором, вторая- с растительным.
Давайте вместе составим план работы над проектом
(вместе с детьми проговаривает алгоритм выполнения проектной работы)
1. Подбираем цвет для фона платка.
2. Составляем орнамент в квадрате.
3. Выполняем работу в цвете.
Включаю русскую народную инструментальную музыку для создания положительной эмоциональной атмосферы.
Выполняютработу Регулятивные:умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Коммуникативные:умение внимательно слушать учителя. Умение слушать одноклассника. Уточняют правильность выполнения, задают вопросы.
Осуществляют само и взаимоконтроль
4. Оценочно-рефлексивный Давайте посмотрим,что у вас получилось.
-С каким орнаментом у вас платки?
-Для кого предназначен ваш платок?
– Все ли вам удалось в этом задании?
-Какой Мастер нам сегодня помогал в работе?
- Вам понравилась работа?
- Какой вид работы вам больше понравился?
- Давайте посмотрим на ваше творчество и организуем выставку платков.
Уберите свое рабочее место и подготовьтесь к следующему уроку.
Домашнее задание.
Рассмотреть мамины платки, подготовить рассказ о платке.
Спасибо за урок! (СЛАЙД 10)
Представляют продукт своей деятельности. Рассматривают и анализируют выполненные работы
Слушают учителя, отвечают на вопросы
Убирают свое рабочее место Регулятивные: умение оценивать результаты собственной творческой деятельности.
Личностные:личностный рост, личные достижения, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения