Галина Образцова
Технологическая карта занятия «Состав числа и счет до 5. Большой-средний-маленький»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: «Состав числа и счет до 5. Большой-средний-маленький»
Дети компенсирующей группы – 1 с ограниченными возможностями здоровья (с расстройствами аутистического спектра, с умственной отсталостью).
Воспитатель Образцова Галина Викторовна
Цель: создать условия для формирования понятия «Состав числа и счет до 5. Большой-средний-маленький. Закрепление понятий – цвет, форма, величина»
Задачи:
Воспитательные:
Публикация «Технологическая карта занятия „Состав числа и счет до 5, Большой-средний-маленький“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, умения работать в коллективе и в подгруппах;
-создать условия для формирования у детей положительного отношения к окружающему миру;
- создать условия для формирования у детей желания прийти на помощь
- создавать условия для проявления эмоциональной отзывчивости, инициативы на основе сотрудничества со взрослым
Развивающие:
- создать условия для развития творческих способностей;
- создать условия для развития умения слушать проблемную ситуацию, искать пути ее решения, находить ответ (ы);
- создать условия для развития мыслительных процессов детей, процессом развития восприятия, овладения речью и развития наглядных форм мышления;
Обучающие:
- создать условия для формирования навыка умения выделять существенные признаки предмета (умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу предметы, группировать их по определенному количественному или качественному признаку, отвлекаясь от других свойств предметов и их функционального назначения);
- создать условия для обобщения представлений по познавательному развитию (умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные отношения и зависимости, рассуждать);
Коррекционные;
- создать условия по формированию у детей способов усвоения общественного опыта (подражание, действия по образцу, выполнение заданий по словесной инструкции);
- создать условия по развитию речи у детей (накопление словарного запаса, обозначающего качественные и количественные признаки предметов, количественные отношения, действия с множествами, формирование грамматического строя речи).
- создать условия для совершенствования умения составлять целостное изображение из отдельных.
Планируемые результаты:
Целевые ориентиры Образовательные результаты
Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Ребенок актуализирует жизненный опыт с помощью вычленения важных для него отличительных признаках объекта
Ребенок владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Ребенок использует коммуникативные средства общения со взрослым (жесты, слова: «привет, пока, на, дай»); понимает и использует отдельные жесты и слова, вступая в контакт со знакомыми взрослыми.
Ребенок использует коммуникативные средства общения со взрослым (жесты, отдельные звуки); показывает по просьбе взрослого названный им знакомый предмет (игрушку). Ребенок отвечает на вопросы педагога, ориентируясь на зрительные, слуховые и тактильные стимулы, внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения;
Ребенок действует рассматривая, выслушивая, ощупывая, что способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов,
своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом.
Ребенок пытается самостоятельно проявлять интерес к познавательным задачам (производить анализ проблемно-практической задачи; выполнять анализ наглядно-образных задач; называть основные цвета и формы); Ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое свойство, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными.
Ребенок пытается овладеть основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности Ребенок идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления.
Организация пространства: в групповой комнате, переход от одного стола к другому по кругу
Материалы к совместной деятельности: материалы и пособия подбираются с учетом эмоционального, психического и физического состояния детей на момент проведения занятия, а также уровня их развития. Предлагаемые задания рассчитаны на трех детей с разным уровнем интеллектуального развития.
1 стол: задание на соотнесение цвета – «Подбери по цвету» задание «Курочки» для Степана, «Подбери по цвету и форме» задание «Домики» (2 этап) для Максима, «Подбери по цвету, форме и величине» задание «Домики» (3 этап) для Алекса.
Игра «Домики» :
- 1 этап: домики большие или маленькие четырех цветов (красный, желтый, синий и зеленый) с «окошками» разной формы (круг, квадрат, треугольник). Задача – подобрать окошки по цвету или форме.
- 2 этап: домики большие или маленькие четырех цветов (красный, желтый, синий и зеленый) с «окошками» разной формы (круг, квадрат, треугольник). Задача – подобрать окошки по цвету и форме.
- 3 этап: домики большие и маленькие четырех цветов (красный, желтый, синий и зеленый) с «окошками» разной формы (круг, квадрат, треугольник). Задача – подобрать окошки по цвету, форме и величине.
2 стол: задание на формирование понятий «Большой-маленький» тип пирамидка
разложи в порядке убывания «От большого к маленькому» («Снеговики»)
3 стол: задание на счет
задание «Сосчитай и положи столько же» «Елочка со снежинками»
задание соотнесение количества и цифры «Снеговички»
4 стол: задания на закрепление материала
задание «Большой-средний-маленький»
выполни по образцу
Задача Расположение детей Материал Действия педагога Действия детей
Вызвать интерес детей к теме и заданиям Дети находятся около первого стола
На столе находятся задания разной степени сложности для 2-3 детей. 1 стол: задание на соотнесение цвета – «Подбери по цвету», «Подбери по цвету и форме», «Подбери по цвету, форме и величине»
Воспитатель: - Сегодня к нам в гости пришел Зайка и очень хочет поиграть с нами. «Подбери по цвету» задание «Курочки» для Степана, «Подбери по цвету и форме» задание «Домики» (2 этап) для Максима, «Подбери по цвету, форме и величине» задание «Домики» (3 этап) для Алекса. Каждый ребенок выполняет свое задание. Воспитатель проговаривает и контролирует действия детей.
Организовать решение детьми проблемной ситуации Дети переходят ко второму столу 2 стол: задание на формирование понятий «Большой-маленький»
разложи в порядке убывания «От большого к маленькому»
Создать проблему, поставить вопрос как определить – где большой предмет, где маленький? С помощью приложения картинок друг на друга определить размер предметов.
Максим и Алекс, задание «от большого к маленькому» (снеговики).
Степан, картинки «картинка-пирамидка».
Актуализировать опыт детей Дети переходят к третьему столу Задания на счет и количество, соотнесение количества и цифры.
- «Сосчитай и положи столько же» «Елочка со снежинками».
Задание соотнесение количества и цифры «Снеговички» (математическое домино)
- У нас есть красивая елочка, но ей одной скучно стоять в лесу, давайте ей поможем и украсим её снежинками. Положи снежинок на елочку соответственно цифре.
- Сосчитай снежинки, сколько снежинок, покажи цифру. Найди снеговика с этой цифрой и положи его к снежинкам.
- Если правильно расположить снеговичков и снежинок, то мы получим картинку. Дети рассуждают.
Ответы детей на основе представлений и наглядного материала.
Актуализировать опыт детей
Закрепить пройденный материал Дети садятся за четвертый стол.
задания на закрепление материала
задание «Большой-средний-маленький». Собери по образцу
Задание «Ежик» Выполнение задания по образцу С помощью примеривания и соотнесения дети выполняют задание.
Максим и Алекс задание «собери по образцу».
Степан – «большой-средний-маленький»
Предполагаемые результаты:
- у ребенка сформировано представления о цвете, величине, форме;
- у ребенка развито коммуникативное взаимодействие с другими детьми и педагогом;
- у ребенка сформировано умение отвечать на вопросы педагога возможным для него способом;
- у ребенка сформирован устойчивый интерес к заданиям педагога;
- у ребенка сформировано позитивное отношение к другим детям и педагогу.
- ребенок может устанавливать причинно-следственные связи при выполнении задания;