Светлана Лазунина
Технологическая карта работы над познавательно-исследовательским проектом для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта работы над проектом
1 Название проекта : Познавательно-исследовательский проект для детей 5-6 лет.
2 Тема проекта «Почему нельзя есть снег?»
3 Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.
Публикация «Технологическая карта работы над познавательно-исследовательским проектом для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.
4 Цель Развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
5 Задачи -Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе.
-Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
-Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.
- Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения).
-Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
-Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.
-Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.
-Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
6 Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)
1. Беседы с детьми и родителями.
2. Исследовательская деятельность.
3. Игровая деятельность.
4. Чтение художественной литературы.
5. Выполнение работ по изобразительной деятельности.
6. Трудовые поручения.
7. Занятия.
7 Описание продукта, полученного в результате проекта :
Подготовительный этап.
- подбор материала для изучения свойств снега;
- сбор и анализ литературы по проведению опытов со снегом;
- разработка плана реализации проекта.
2. Основной этап.
-Разработка и проведение опытов, наблюдений за снегом, снегопадом, рассматривание снежинок.
-Проведение НОД по художественно-творческой деятельности и познавательному развитию.
-Чтение стихов, произведений, просмотр о снеге.
3. Заключительный этап.
-Оформление фотовыставки об этапах проведения проекта
- Художественно-творческая деятельность: «Мой снежный ангел»
8 Вид проекта : познавательно-исследовательский
9 Состав участников: дети старшей группы №18, воспитатель, родители.
10 Интеграция образовательных областей
№№
пп Название образовательной области Содержание Задачи
1 Социально-коммуникативная
Сюжетно-ролевые игры:
- «Кукла простудилась».
- «На приеме у врача».
- «На ферме»
2 Познавательная Дидактические игры :
- Словесная игра «Хорошо или плохо?».
- «Найди, что назову»
- «Опиши, мы отгадаем»
- «Найди, о чем расскажу»
Опыты:
- «Из чего состоит снег»
- «Как увидеть микроб»
Наблюдения:
- «Наблюдение за снегом»
- «Наблюдение за сосульками»
- «Наблюдение за чистотой рук»
Найти предмет по слову-названию.
Описать предметы и найти их по описанию.
Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.
Показать в процессе таяния снега, что он состоит из грязной воды.
Знакомство с оптическими приборами.
Проследить изменения цвета снежного покрова в течение недели.
Познакомить с различными явлениями природы; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Цель: определить разницу между грязными и чистыми руками, формировать привычку мыть руки.
3 Художественно-эстетическая Художественная литература: К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе»; А. Барто «Я расту» и «Девочка чумазая»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», потешки «Водичка, водичка…», С. Капутикян «Кто скорей допьет», М. Карем «Мой кот», Й. Чапик «Трудный день».
Беседы:
- «Почему нужно мыть руки»
- «Кто такие микробы»
- «Чистота – залог здоровья
11 Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
12 Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
лупы, микроскоп, прозрачные колбы, салфетки, воронка, вата, угольные таблетки.
13 Планируемое время на реализацию проекта по этапам : 1.5 недели
№№ пп Этап Содержание деятельности Сроки
1 Погружение в проект Деятельность воспитателя.
Отбирает возможные темы и предлагает их детям.
Побуждает у детей интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:
• проблему проекта;
• сюжетную ситуацию;
• цель и задачи.
Мотивирует детей к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск детьми оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
Консультирует воспитанников при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
2 Планирование деятельности Деятельность воспитателя.
Направляет процесс поиска информации детьми (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает воспитанникам:
• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;
• распределить роли в группах;
• спланировать деятельность по решению задач проекта;
• продумать возможные формы презентации результатов проекта;
• продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
3 Осуществление деятельности по решению проблемы Деятельность воспитателя.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
4 Презентация результатов Деятельность воспитателя.
Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др. ;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Деятельность детей.
Выбирают (предлагают) форму презентации.
Готовят презентацию.
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т. е. задают вопросы. С 8.12.2015 – по 10.12.2015
5 Оценка результатов и процесса проектной деятельности Деятельность воспитателя.
Оценивает усилия воспитанников, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует детей.
Наблюдает, направляет процесс.
Деятельность детей.
Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:
• коллективного обсуждения;
• самоанализа. 10.12.2015
14 Организационные формы работы над проектом
№№ пп Формы работы Название Сроки
1 Непосредственно образовательная деятельность - «Научим Хрюшу умываться»
Цель: развивать понимание значения гигиенических процедур. Приобщать к здоровому образу жизни.
- «Где живет витаминка
Цель: познакомить с витаминами, закрепить знания о полезной и вредной еде, учимся делать салат.
- «Волшебница водичка»
Цель: познакомить со значением и свойствами воды.
- «Микробы – давайте познакомимся» (рисование)
Цель: познакомить детей с новым способом изображения – кляксографией, показать ее выразительные возможности. Развивать наблюдательность, фантазию, воображение, интерес к творчеству.
2 Наблюдение - «Наблюдение за снегом»
Цель: проследить изменения цвета снежного покрова.
- «Наблюдение за сосульками»
Цель: познакомить с различными явлениями природы; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
- «Наблюдение за чистотой рук»
Цель: определить разницу между грязными и чистыми руками, формировать привычку мыть руки.
4 Игра
Дидактические игры:
- Словесная игра «Хорошо или плохо?».
Задачи: уточнить с детьми знания о хороших и плохих поступках, воспитывать культурно-гигиенические навыки, развивать речь, внимание и память.
- «Опиши, мы отгадаем»
Задачи: описать предметы и найти их по описанию.
- «Найди, о чем расскажу»
Задача: Описать и назвать признаки в ответ на вопросы взрослого.
Сюжетно-ролевые игры:
- «Кукла простудилась».
Задачи: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знания о том, что при чихании и кашле могут распространяться болезнетворные микробы, поэтому надо прикрывать нос носовым платком.
- «На приеме у врача».
Задачи: учить детей брать на себя роль мамы и врача, использовать в игре атрибуты по назначению, воспитывать чувство заботы о больном, понимать значимость профилактики и лечения заболевания.
- «На ферме»
Задачи: познакомить с трудом фермера, учить принимать роль на себя, выполнять игровые действия (посадка и сбор урожая, уход за домашними животными, переработка молочной продукции, воспитывать желание трудиться.
5 Самостоятельная работа детей - Мытье игрушек
Цель: формировать умение следить за чистотой игрушек, поддерживать порядок в игровом уголке.
- Расчистка дорожек от снега
Цель: формировать умение расчищать дорожки лопатой, воспитывать желание сделать полезное для общества.
6 Взаимодействие с родителями - Консультации «ОРВИ у детей»,
«Здоровье всему голова».
- Изготовление стенгазеты.
7 Групповое обсуждение - «Наблюдение за снегом»
Цель: проследить изменения цвета снежного покрова.
- «Наблюдение за сосульками»
Цель: познакомить с различными явлениями природы; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
- «Наблюдение за чистотой рук»
Цель: определить разницу между грязными и чистыми руками, формировать привычку мыть руки.