Валентина Ершова
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры «Путешествие на корабле в Волгоград»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «ДС №3 «Ласточка»
Технологическая карта по организации
сюжетно-ролевой игры «Путешествие на корабле в Волгоград»
группы комбинированной направленности для детей 6-го года жизни «Теремок»
Воспитатель: Ершова В. А.
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Путешествие на корабле в Волгоград».
Задачи:
- Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей.
Публикация «Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры „Путешествие на корабле в Волгоград“» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Волгоградская область, Волгоград
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Корабль. Сюжетно-ролевая игра
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Обогащать игровой опыт;
- Расширять у детей представления о труде расширять представления детей о труде взрослых
работников морского транспорта (капитана, рулевого, штурмана, моряков, работников сервиса – кока, официанта, медсестры, экскурсовода.
- Совершенствовать умение выбирать роль и действовать в соответствии с ней;
-Воспитывать уважение к труду взрослых, закреплять правила поведения в общественных местах. Формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих;
-Развивать умение детей подбирать для игры необходимые атрибуты, использовать предметы – заместители.
- Воспитывать инициативность, организаторские способности.
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.
Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.
Сюжетно-ролевая игра – это та игра, которая помогает воспитывать эти качества у детей. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми.
Игра, как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные
образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Линии развития сюжета.
Капитан:
возглавляет экипаж, руководит экипажем и отвечает за всё происходящее на корабле, все исполняют его приказы.
Штурман:
прокладывает курс и отмечает передвижение на карте, смотрит в бинокль, следит за правильностью курса, а также следит за исправной работой навигационных приборов.
Рулевой:
стоит у штурвала, управляет кораблем, выполняет команды капитана.
Матросы: следят за порядком на палубе, моют палубу, убирают трап, выполняют команды капитана.
Судовой врач : следит за здоровьем экипажа и пассажиров, при необходимости оказывает помощь.
Кок: готовит еду для экипажа и пассажиров на камбузе.
Официант: приносит меню посетителям кафе, путешествующим на корабле, принимает заказ от посетителей кафе, передает заказ коку, приносит готовые блюда клиентам.
Аниматор: развлекает пассажиров – туристов, проводит игры, конкурсы.
Парикмахер: оказывает парикмахерские услуги экипажу и пассажирам.
Экскурсовод - проводит экскурсии в местах остановок корабля, рассказывает о достопримечательностях.
Стюард: встречает пассажиров у трапа, рассказывает о том, какие мероприятия их ждут на корабле;
Атрибуты: игровой модуль: макет корабля, карта, компас, бинокль, штурвал, спасательный круг, якорь; спецодежда: для капитана, штурмана, рулевого, моряков, врача, официантов; атрибуты для игры «Кухня», «Кафе» скатерти, для столиков; разносы; папки-меню с картинками, касса, изделия из соленого теста; игрушечная столовая и кухонная посуда; инструменты для уборки палубы; удочки для ловли рыбы, фотоаппараты для туристов, аудиозапись шума моря и крика чаек.
Предшествующая работа:
- рассматривание атрибутов и иллюстраций на морскую тему;
- беседы: морские профессии (с рассматриванием альбома о трудовых действиях работников водного транспорта; о культурном поведении в общественном транспорте;
-просмотр: мультфильма «Стёпа-моряк»; презентации «Путешествие на круизном лайнере»;
-чтение художественной литературы: Сахарнов С. «Самый лучший пароход», «Как достали якорь»;
-рассматривание географической карты, географического атласа «Мир и человек»;
-изготовление (совместно с детьми) большого макета корабля, карты предстоящего маршрута, бейджиков для персонала корабля, биноклей, продуктов для кухни и кафе;
-дидактические игры : «Угадай профессию», «Морское путешествие», «По морям, по волнам»;
- подвижные игры : «Шторм», «Морская рыбалка».
Компоненты игры Задачи Методы руководства (деятельность воспитателя) Деятельность детей
Сюжет Совершенствовать умение совместно строить и творчески развивать сюжет.
Обогащать содержание игры на основе знаний об окружающей действительности.
Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в игре.
Обогащать игровой опыт ребёнка.
Способствовать самостоятельному построению на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.
Развивать умение в режиссёрских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
Обогащать способы игрового сотрудничества, развивать дружеские взаимоотношения. Организация предметной развивающей среды для игры. Внесение новых атрибутов в игровую среду и знакомство детей со способами их использования.
Подбор атрибутов,
создание игровой обстановки используя реальные предметы и их заместители.
Изготовление атрибутов
(карты предстоящего маршрута, бейджиков для персонала корабля, биноклей, продуктов для кухни и кафе).
Ролевые действия (выполнение роли и взаимодействие детей в игре) Развивать умение творчески использовать в играх знания и представления об окружающей жизни. Совершенствовать умение создавать модель разнообразных взаимоотношений с людьми; умение выполнять различные роли в соответствии сюжетом игры. Побуждать детей к ведению ролевых диалогов. Принять роль капитана корабля показать образец диалога.
Дети принимают на себя роль. Активно ведут ролевой диалог. Капитан корабля и экскурсовод
встречают пассажиров, провожают в каюты.
Капитан отдает команду «Отдать трап», желает пассажирам интересного путешествия. Штурман прокладывает путь, смотрит в бинокль за маршрутом. Капитан отдает команду рулевому начать движение. Рулевой у штурвала, управляет кораблем. Экскурсовод – стюард рассказывает пассажирам, какие мероприятия их ждут во время путешествия, предлагает воспользоваться услугами сервиса, имеющимися на корабле : парикмахерской, кафе, судового врача.
Матросы выполняют уборку палубы.
Стюард приглашает пассажиров в кафе.
Официанты предлагают «Меню», записывают – принимают заказ, идёт на кухню и передают заказ, забирают заказ у кока, относят посетителям, приносят счёт.
Кок: принимает заказ у официантов, готовит блюда, раскладывает на тарелки и отдаёт официантам.
Содержание игры Побуждать детей создавать модель разнообразных взаимоотношений с людьми. Содействовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни. Берет на себя второстепенную роль, ставит проблемную ситуацию, (экскурсовод заболел, у пассажира проблема со здоровьем, вводит дополнительную роль и новый сюжет. Помогает вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность.
Использует подсказку, совет, показ речевого образца.
Берут на себя роли и взаимодействуют друг с другом в соответствии с новой сюжетной линией.
Игровые действия Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Помогает организовать новую сюжетную линию, остановка в порту города Волгограда
Воспитатель включается в игру, принимая на себя роль экскурсовода, затем передавая ее ребенку – (показ образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры). Ребенок выполняет игровые действия в соответствии с выбранной и принятой ролью:
Капитан: руководит работой всех подчиненных.
Стюард организует быт пассажиров, организует выступление аниматоров, знакомит с игровой зоной для детей.
Матросы поддерживают порядок на корабле, выполняют поручения капитана
Штурман следит за курсом и по карте прокладывает маршрут.
Кок принимает заказ от официанта, «готовит» блюда, передает официанту.
Экскурсовод проводит экскурсию.
Замысел и постановка целей и задач (игровых) Побуждать детей разнообразить игровой замысел в самостоятельной сюжетно - ролевой игре. Обогащать жизненный опыт детей, содействуя появлению разнообразных замыслов. Воспитатель помогает детям разнообразить игру, предлагая различные атрибуты, изготовленными детьми до начала игры; планирует ход игры, последовательность действий; направляет замысел и действия детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды) создает проблемные ситуации (воздействует гибко на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности, Дети подбирают атрибуты для игры : обсуждают, как будут играть, выстраивают сюжет игры.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на корабле в город Волгоград»
(старшая группа)
Цель: формировать у детей желание и умение играть в сюжетно – ролевую игру.
Задачи:
- Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей.
- Обогащать игровой опыт;
- Расширять у детей представления о труде расширять представления детей о труде взрослых
работников морского транспорта (капитана, рулевого, штурмана, моряков, работников сервиса – кока, официанта, судового врача, экскурсовода.
- Совершенствовать умение выбирать роль и действовать в соответствии с ней;
-Воспитывать уважение к труду взрослых, закреплять правила поведения в общественных местах. Формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих;
-Развивать умение детей подбирать для игры необходимые атрибуты, использовать предметы – заместители.
- Воспитывать инициативность, организаторские способности.
Предварительная работа:
- рассматривание атрибутов и иллюстраций на морскую тему;
- беседы: морские профессии (с рассматриванием альбома о трудовых действиях работников водного транспорта; о культурном поведении в общественном транспорте;
-просмотр: мультфильма «Стёпа-моряк»; презентации «Путешествие на круизном лайнере»;
-чтение художественной литературы: Сахарнов С. «Самый лучший пароход», «Как достали якорь»;
-рассматривание географической карты, географического атласа «Мир и человек»;
-изготовление (совместно с детьми) большого макета корабля, карты предстоящего маршрута, бейджиков для персонала корабля, биноклей, продуктов для кухни и кафе;
-дидактические игры : «Угадай профессию», «Морское путешествие», «По морям, по волнам»;
- подвижные игры : «Шторм», «Морская рыбалка».
Материал и оборудование:
игровой модуль: большой макет корабля, карта, компас, бинокль, штурвал, спасательный круг, якорь; спецодежда: для капитана, штурмана, рулевого, моряков, врача, официантов; атрибуты для игры «Кухня», «Кафе» скатерти, для столиков; разносы; папки-меню с картинками, касса, изделия из соленого теста; игрушечная столовая и кухонная посуда; инструменты для уборки палубы; удочки для ловли рыбы, фотоаппараты для туристов, аудиозапись шума моря и крика чаек.
Роли:
Капитан:
возглавляет экипаж, руководит экипажем и отвечает за всё происходящее на корабле, все исполняют его приказы.
Штурман:
прокладывает курс и отмечает передвижение на карте, смотрит в бинокль, следит за правильностью курса, а также следит за исправной работой навигационных приборов.
Рулевой:
стоит у штурвала, управляет кораблем, выполняет команды капитана.
Матросы: следят за порядком на палубе, моют палубу, убирают трап, выполняют команды капитана.
Судовой врач : следит за здоровьем экипажа и пассажиров, при необходимости оказывает помощь.
Кок: готовит еду для экипажа и пассажиров на камбузе.
Официант: приносит меню посетителям кафе, путешествующим на корабле, принимает заказ от посетителей кафе, передает заказ коку, приносит готовые блюда клиентам.
Аниматор: развлекает пассажиров – туристов, проводит игры, конкурсы.
Парикмахер: оказывает парикмахерские услуги экипажу и пассажирам.
Экскурсовод - проводит экскурсии в местах остановок корабля, рассказывает о достопримечательностях.
Стюард: встречает пассажиров у трапа, рассказывает о том, какие мероприятия их ждут на корабле;
Ход игры:
Организационный момент :
Воспитатель: Ребята сегодня я получила письмо от экскурсионной компании с предложением отправиться по морю в город Волгоград и в письмо вложены вот эти фотографии (рассматриваем фотографии – достопримечательностями города) Скажите мне пожалуйста на чем можно по морю добраться до Волгограда?
Дети: на корабле.
Воспитатель: корабль у нас готов, мы его сделали вместе с вами специально для путешествий. А кто же самый главный на корабле?
Дети: Капитан.
Воспитатель: Ребята, а кто еще входит в экипаж корабля?
Дети: рулевой, штурман, моряки, кок, официанты, судовой врач.
Воспитатель: предлагаю выбрать рулевого, штурмана, моряков, кока, официантов, судового врача.
Воспитатель: ребята давайте с вами вспомним, кто какие функции выполняет.
Воспитатель: Вы помните правила поведения в общественном транспорте?
(ответы детей).
Воспитатель: ребята, а я возьму себе роль капитана. Я думаю нам нужно поторопиться, пока погода хорошая и море спокойное.
(Дети подбирают атрибуты костюма в соответствии с ролью и занимают места).
Развитие игры :
Пассажиры садятся на корабль, стюард показывает им каюты.
Штурман прокладывает маршрут на карте, смотрит в биноколь. Следит за правильностью маршрута. Капитан отдает команду поднять якорь, приготовиться к отплытию, матросы выполняют команды.
Стюард предлагает пассажирам посетить кафе.
Официанты подают меню, предлагают сделать заказ, дают советы при выборе заказа. Официанты принимают заказы у каждого столика и относят их коку. Официанты приносят готовые блюда, напитки, желают приятного аппетита.
Гости кафе пробуют блюда, беседуют.
Стюард предлагает пассажирам посмотреть выступление аниматоров.
Одного из пассажиров укачивает, стюард вызывает судового врача, который оказывает помощь.
Корабль приходит в порт города Волгограда, капитан отдает команду бросить якорь. Стюард приглашает пассажиров к выходу на экскурсию по городу. Проблемная ситуация: заболел экскурсовод.
Воспитатель: я бы хотела быть экскурсоводом, вы согласны?
Воспитатель проводит экскурсию, показывает и рассказывает о достопримечательности города.
Воспитатель: кто бы хотел быть экскурсоводом (дети выбирают).Далее экскурсию проводит ребенок.
Стюард: Я приглашаю вас на корабль, нам пора отправляться домой. Пассажиры поднимаются по трапу на корабль.
Подведение итогов игры :
Воспитатель: Вам понравилась игра?
Воспитатель: Как вы считаете, все справились со своими ролями?
Воспитатель: Все соблюдали правила?
Воспитатель: Какие роли мы можем еще добавить в нашу игру в дальнейшем?
Воспитатель: Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?