Тянтова Елена Борисовна
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе «В поисках запутанных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта по развит
Тема занятия : «В поисках запутанных ск
Возрастная группа : подготовительная группа;
Цель занятия : обогащение словарного запаса через русские народные сказки;
Задачи занятия :
Образовательная: закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук; закрепить знания детей о знакомых сказках;
Публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе „В поисках запутанных сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Развивающая : развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
Воспитательная: воспитывать интерес к сказкам; стремление к познанию нового;
Планируемый результат занятия : дети закрепили знания о сказках; закреплять умение отвечать на вопросы; закреплять умение составлять слова на заданную буквы;
Подготовительная работа : чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок;
Материалы и оборудование: буквы для составления слова, картинки с изображение времен года, письмо, буквы.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно – мотивационный этап Активизировать внимание для проявления интереса к предстоящей деятельности. Приветствие детей.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
-Ребята, сегодня нас ждёт много интересного. Групповая форма обучения
Словесный метод
Приё м: беседа, художественное слово, загадка
Приветствуют друг друга. Говорят, ласковые слова. Садятся на стулья возле стола. Проявили интерес к предстоящей деятельности.
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы Ввести в проблемную ситуацию занятия. Постановка проблемы
Стук в дверь. Письмо. Дети вместе с воспитателем рассматривают конверт. Читают письмо.
«Дорогие ребята! Волшебница-путаница проникла в нашу страну и принесла нам много бед. Помогите нам, пожалуйста. Она все у нас перепутала, и мы не знаем, как нам избавиться от её чар…».
- Дети, вы согласны помочь?
Проблемный вопрос:
- Ребята, как вы думаете, письмо закончено? Почему? (мы знаем, кто нам прислал письмо)
- Как же нам узнать от кого письмо и кому нужно помочь?
Словесный, наглядный метод
Приё м: видеообращение, создание проблемной ситуации
Видят конверт. Берут и дают воспитателю.
Соглашаются помочь
Внимательно слушают рассказ воспитателя и отвечают на задаваемые вопросы. Погрузились в проблемную ситуацию.
2.2. Этап ознакомления с материалом Провести беседу сказочных транспортах;
Закрепить умения звукоподражания; - Кажется, в конверте еще что-то есть.
В конверте лежат буквы, из которых дети собирают слово СКАЗКА
- Ребята, а на чём мы можем туда отправиться? (на поезде, на самолёте и т. д.) Страна у нас сказочная, ну и транспорт должен быть сказочный. Какой? (ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако)
- А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? (варианты ответов). Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете.
- Садитесь на ковер-самолет, он донесет нас в страну сказок.
-Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.
Игра «Звукоподражание»
- Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.
1. Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.
2. Лопнули шины: с-с-с.
3. Пролетаем над лесом. Волки воют: у-у-у
4. Жуки жужжат: ж-ж-ж.
5. Комары летят: з-з-з.
6. Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х. Словесный, наглядный метод
Приё м: беседа, рассказ педагога.
Практический метод
Игровой метод
Приё м: отправляемся в путешествие.
Дети вступают в беседу с воспитателем (отвечают на вопросы)
Дети вспоминают о сказочном транспорте.
Выполняют звукоподражание
Повторяют движения за воспитателем.
Слуховая и зрительная сосредоточенность во время беседы;
2.3. Этап практического решения проблемы Закрепление знаний о русских народных сказках;
- Вот мы и прибыли в сказочную страну.
1. Дидактическая игра «Сказочный хаос»
- Ребята, из-за сказочного хаоса, имена героев написаны неверно, только вы и сможете помочь исправить все ошибки.
1. «Царевна — индюшка»;
2. «По-собачьему велению»;
3. «Сивка - будка»;
4. «Иван-царевич и зелёный волк»;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
6. «Мальчик-с-кулачок»;
7. «Курочка в полосочку»;
8. «Петушок— золотой пастушок»;
9. «Заюшкина сумочка»;
10. «Лапша из топора».
2. Дидактическая игра «Живые слова».
- Давайте выберем четырёх человек. Один будет словом «козлят», второй – «7», третий «волк», четвертый – коротким словом «и». Теперь дети – «слова», постройте название сказки «Волк и 7 козлят».
- Следующая сказка, которую мы должны угадать:
1-Иванушка, 2-Аленушка, 3-братец, 4 –и, 5- сестрица
- Давайте немного дадим нашим глазкам отдохнуть.
Гимнастика для глаз
Терем- терем - теремок! (Движение глазами вправо- влево)
Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит. (Моргают глазами)
3. Игра «Назовите сказочного героя, название которого начинается на звук…»
На звук [З]
(Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка)
На звук [К]
(Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)
На звук [М]
(Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).
4. Загадка:
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
- В какой сказке мы оказались? (12 месяцев)
- Волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку. (Дети расставляют картинки-символы).
Какое сейчас время года? Какое было до весны? Какое будет после весны? Какое между летом и зимой? А названия весенних месяцев вы знаете? Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.
- Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад.
- Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.
- Молодцы, всем сказочным героям помогли.
Словесный,
практический метод
Приё мы: беседа; рассказ педагога;
Упражнение (зрительная гимнастика)
Словесный метод: беседа
Словесный метод: худ. Слово
Словесный метод: рассказ педагога Дети выполняют задания
Выполняют зрительную гимнастику
Отгадали загадку
Вернулись в детский сад
Активно выполняли задания.
Вернулись детский сад. Помогли распутать сказки
3. Заключительный этап Подводить итоги процесса и результатов деятельности; Рефлексия:
- Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? (Ответы детей)
- Какие сказки мы сегодня вспомнили?
- Нам удалось распутать сказки?
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что больше всего понравилось?
Хочу поблагодарить вас за активность и внимательность на занятии, спасибо. Словесный метод
Приё м: беседа
Технологическая карта по развитию речи.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема занятия : «В поисках запутанных сказок»;
Возрастная группа : подготовительная группа;
Цель занятия : обогащение словарного запаса через русские народные сказки;
Задачи занятия :
Образовательная: закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук; закрепить знания детей о знакомых сказках;
Развивающая : развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
Воспитательная: воспитывать интерес к сказкам; стремление к познанию нового;
Планируемый результат занятия : дети закрепили знания о сказках; закреплять умение отвечать на вопросы; закреплять умение составлять слова на заданную буквы;
Подготовительная работа : чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок;
Материалы и оборудование: буквы для составления слова, картинки с изображение времен года, письмо, буквы.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно – мотивационный этап Активизировать внимание для проявления интереса к предстоящей деятельности. Приветствие детей.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
-Ребята, сегодня нас ждёт много интересного. Групповая форма обучения
Словесный метод
Приё м: беседа, художественное слово, загадка
Приветствуют друг друга. Говорят, ласковые слова. Садятся на стулья возле стола. Проявили интерес к предстоящей деятельности.
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы Ввести в проблемную ситуацию занятия. Постановка проблемы
Стук в дверь. Письмо. Дети вместе с воспитателем рассматривают конверт. Читают письмо.
«Дорогие ребята! Волшебница-путаница проникла в нашу страну и принесла нам много бед. Помогите нам, пожалуйста. Она все у нас перепутала, и мы не знаем, как нам избавиться от её чар…».
- Дети, вы согласны помочь?
Проблемный вопрос:
- Ребята, как вы думаете, письмо закончено? Почему? (мы знаем, кто нам прислал письмо)
- Как же нам узнать от кого письмо и кому нужно помочь?
Словесный, наглядный метод
Приё м: видеообращение, создание проблемной ситуации
Видят конверт. Берут и дают воспитателю.
Соглашаются помочь
Внимательно слушают рассказ воспитателя и отвечают на задаваемые вопросы. Погрузились в проблемную ситуацию.
2.2. Этап ознакомления с материалом Провести беседу сказочных транспортах;
Закрепить умения звукоподражания; - Кажется, в конверте еще что-то есть.
В конверте лежат буквы, из которых дети собирают слово СКАЗКА
- Ребята, а на чём мы можем туда отправиться? (на поезде, на самолёте и т. д.) Страна у нас сказочная, ну и транспорт должен быть сказочный. Какой? (ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако)
- А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? (варианты ответов). Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете.
- Садитесь на ковер-самолет, он донесет нас в страну сказок.
-Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.
Игра «Звукоподражание»
- Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.
1. Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.
2. Лопнули шины: с-с-с.
3. Пролетаем над лесом. Волки воют: у-у-у
4. Жуки жужжат: ж-ж-ж.
5. Комары летят: з-з-з.
6. Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х. Словесный, наглядный метод
Приё м: беседа, рассказ педагога.
Практический метод
Игровой метод
Приё м: отправляемся в путешествие.
Дети вступают в беседу с воспитателем (отвечают на вопросы)
Дети вспоминают о сказочном транспорте.
Выполняют звукоподражание
Повторяют движения за воспитателем.
Слуховая и зрительная сосредоточенность во время беседы;
2.3. Этап практического решения проблемы Закрепление знаний о русских народных сказках;
- Вот мы и прибыли в сказочную страну.
1. Дидактическая игра «Сказочный хаос»
- Ребята, из-за сказочного хаоса, имена героев написаны неверно, только вы и сможете помочь исправить все ошибки.
1. «Царевна — индюшка»;
2. «По-собачьему велению»;
3. «Сивка - будка»;
4. «Иван-царевич и зелёный волк»;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
6. «Мальчик-с-кулачок»;
7. «Курочка в полосочку»;
8. «Петушок— золотой пастушок»;
9. «Заюшкина сумочка»;
10. «Лапша из топора».
2. Дидактическая игра «Живые слова».
- Давайте выберем четырёх человек. Один будет словом «козлят», второй – «7», третий «волк», четвертый – коротким словом «и». Теперь дети – «слова», постройте название сказки «Волк и 7 козлят».
- Следующая сказка, которую мы должны угадать:
1-Иванушка, 2-Аленушка, 3-братец, 4 –и, 5- сестрица
- Давайте немного дадим нашим глазкам отдохнуть.
Гимнастика для глаз
Терем- терем - теремок! (Движение глазами вправо- влево)
Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит. (Моргают глазами)
3. Игра «Назовите сказочного героя, название которого начинается на звук…»
На звук [З]
(Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка)
На звук [К]
(Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)
На звук [М]
(Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).
4. Загадка:
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
- В какой сказке мы оказались? (12 месяцев)
- Волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку. (Дети расставляют картинки-символы).
Какое сейчас время года? Какое было до весны? Какое будет после весны? Какое между летом и зимой? А названия весенних месяцев вы знаете? Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.
- Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад.
- Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.
- Молодцы, всем сказочным героям помогли.
Словесный,
практический метод
Приё мы: беседа; рассказ педагога;
Упражнение (зрительная гимнастика)
Словесный метод: беседа
Словесный метод: худ. Слово
Словесный метод: рассказ педагога Дети выполняют задания
Выполняют зрительную гимнастику
Отгадали загадку
Вернулись в детский сад
Активно выполняли задания.
Вернулись детский сад. Помогли распутать сказки
3. Заключительный этап Подводить итоги процесса и результатов деятельности; Рефлексия:
- Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? (Ответы детей)
- Какие сказки мы сегодня вспомнили?
- Нам удалось распутать сказки?
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что больше всего понравилось?
Хочу поблагодарить вас за активность и внимательность на занятии, спасибо. Словесный метод
Приё м: беседа
Наглядный метод
Приё м: показ рисунков.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Подводят итоги.
Дети говорят «Спасибо», и «До свидания» Рефлексия, самооценки деятельности, усвоение информации по теме занятия;
Какойинформации по теме занятия;