Суходолова Марина Сергеевна
Технологическая карта ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну знания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить у детей знания полученные ранее.
1. Обучающая :
- Совершенствовать навыки составления и чтения слов;
- Совершенствовать навыки звуко-буквенного и звукового анализа слов, навыка чтения;
- Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
- Закрепить понятие, что такое предложение;
- Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
- Совершенствовать навыки анализа предложения;
- Закрепить представление об алфавите
2. Развивающая:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
- Развивать тактильную чувствительность, умение узнавать буквы на ощупь. Формировать умения подбирать слова на заданный звук;
- Развивать связную речь, фонематические представления, зрительное внимание и восприятие, мышление, общую моторику.
3. Воспитательная:
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Предварительная работа:
Методические приемы:
-Игровой (использование сюрпризных моментов).
-Наглядный (использования карточки с заданиями, карточки со слогами).
-Словесный (вопросы, напоминание, индивидуальные ответы детей).
-Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: карточки с заданиями, карточки со слогами, картинки с изображением птиц, животных, магнитная доска, магниты.
Ход образовательной деятельности
Задачи Деятельность воспитателя Действия детей
1 2 3
Организационный этап (5 мин)
Введение в ситуацию. Задача: Мотивировать детей на включение в деятельность.
Постановка цели.
Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
И играем и поем,
Дружно в группе мы живем.
- Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка, узнаем что там? А как мы это сделаем? Что это? Как узнать что там?
«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, и в конце, после выполнения всех заданий, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»
- Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие :
-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
-Какими бывают звуки?
-Какие звуки мы называем гласными?
-Какими бывают согласные звуки?
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук?
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук?
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки?
Дети повторяют за воспитателем
Заглянем. Дастают флешку
(звучит запись «письма» от Королевы Знаний)
Ответы детей
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
(звуки бывают согласными и гласными) (звуки которые тянутся, поются голосом) (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
(синим)
(зеленым)
(красным)
Основная часть(20мин)
Актуализация имеющих знаний.
Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа.
Игра «Кто в домике живет» -А теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глаза. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
- Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. Ребята, а что это? (на столе два «буквенных» домика с красной и синей крышей).
- Как вы думаете, почему у одного из них красная крыша, а у другого – синяя? (перед детьми предметные картинки с изображениями представителей мира животных).
- И вот первое задание от Королевы Знаний : «Нужно расселить всех зверей, птиц и насекомых по домикам. Думайте, какая буква первая в названии каждого из них, и выбирайте домик с этой буквой на крыше». Звучит волшебная музыка
Предположение детей
Домики с красными крышами для гласных букв, а с синими – для согласных.
Дети выполняют задание и рассказывают, кто в каком домике живёт.
Совершенствовать навыки составления и чтения слов.
Игра «Поменяй слоги местами» - Ребята, возле домиков растет интересное дерево вместо листьев – слова, а слова непростые, а заколдованные.
- И следующее (2) задание:
Вы слоги местами поменяйте
И слова прочитайте. Дети составляют слова
Совершенствовать навыки звуко-буквенного и звукового анализа слов, навыка чтения.
Игра «Озорной дождик» - Вот мы с вами и справились с этим заданием и нам пора двигаться дальше.
- Ой, что это? Что на них изображено?
-Это озорной дождик накапал на карточки, и закрыл некоторые буквы в словах.
- На какие буквы попали капли и какие слова написаны на карточках? Дорожка из карточек. Слова с капельками.
Дети подбираю буквы.
Физминутка Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем отдохнём,
А потом гулять пойдём. (Идут, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение.)
Совершенствовать навыки слогового анализа слов. - Ребята, что находится на полянке?
- Какое интересное задание для вас приготовила Королева Знаний.
- Слушайте внимательно: «На полянке три цветка, необходимо насекомых рассадить на цветки, на первый цветок расположить насекомых состоящих из одного слога, на второй два слога и на третий три слога. А на какой цветок посадить насекомых вам подскажут их названия». Ответы детей (цветы, насекомые)
Мак состоит из одного слога значит будут насекомые состоящие из одного слога, роза – два, ромашка – три.
Совершенствовать навыки анализа предложения.
Развивать тактильную чувствительность, умение узнавать буквы на ощупь. Формировать умения подбирать слова на заданный звук.
Игра «Волшебный мешочек»
- Ребята, вы такие молодцы! А вот и следующее задание. Выполнять его мы будем сидя за столами. Проходите, садитесь за столы. Скажите, а что такое предложение?
У Королевы Знаний
Помощников не счесть
Средь них один чудесный Гномик есть
Он карточку со схемами в подарок вам принес
Вы ж проявите свое умение
Составьте со словами предложения!
- Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом игрушки!
1. |___ .
2. |___ ___ .
3. |___ ___ ___ .
- Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? А что означает первый знак в предложении? Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения?
- Ребята, вы отлично справились с заданием гнома, я горжусь вами!
- Гном, нам что-то приготовил в мешочке интересно, что там? Это следующее задание от Королевы Знаний :
Вы все по очереди будете опускать руку в мешочек, нащупывать там одну букву, будете стараться узнавать ее, а потом вспомнить слова на заданный звук. (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)
(На плакате нарисован Гном со схемами предложений).
(это слово)
(это начало предложения и оно пишется с большой буквы) (точку, что предложение окончено!
(Дети составляют предложения со словом игрушки по схемам.)
Предположение детей.
Дети называют слова на заданную букву.
Закрепить представление об алфавите Королева Знаний : Молодцы, ребята! Вы многому научились! Я оставила вам подарки, они в сундучке. Но сундучок не простой, а волшебный!
- Ребята, нам предстоит последнее, но очень интересное задание. Это загадка. Отгадка и поможет нам открыть волшебный сундучок.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй.
-Ребята, сколько букв в алфавите?
-Все ли буквы имеют звуки?
- Какие хитрые буквы есть в алфавите? Назовите?
- Почему они называются хитрыми?
Правильно, вы умницы!
- Ребята, а сундучок-то открылся, оказывается, ваши знания и есть ключик!
Но что там находится мы узнаем, когда вернемся в детский сад. Ну, что готовы отправится назад? Для этого у меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в детском саду. Закрываем глаза. Раз-два-три в детский сад нас веди! Звучит голос Королевы Знаний
Алфавит
33
Нет
Ь и Ъ
Ответы детей.
Звучит волшебная музыка
Заключительный этап (2 мин.)
Рефлексия - Ребята, вот и закончились задания.
- Скажите, в какие игры мы сегодня играли? Что вам понравилось больше всего? Почему? Было ли вам трудно? А теперь пришла пора посмотреть что находиться в сундучке.
Ответы детей
Организация перехода к другому виду деятельности И я вам предлагаю пройти в уголок конструирования и выложить из конструктора пройденные буквы. Предположение детей