сухарникова елена
Технологическая карта НОД по театрализованной деятельности детей с ТНР «Буратино ищет артистов»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Буратино ищет артистов»
Составила Сухарникова Е. В. ,
Воспитатель МБДОУ «ДСКВ №118»
1. Дата проведения: февраль 2019 г.
2. Возраст детей : 6-7 лет
3. Вид: интегрированное занятие: игра-тренинг
4. Тема: «Буратино ищет артистов»
Публикация «Технологическая карта НОД по театрализованной деятельности детей с ТНР „Буратино ищет артистов“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Буратино»
- Темочки
5. Цель: Всестороннее развитие личности ребёнка через театрализованную деятельность, создание условий для развития
всех психических процессов у детей, формирование театрально-игровых навыков и умений.
6. Задачи:
Образовательные:
• Закреплять знакомые детям театральные термины : мимика, жесты, пантомима.
• Упражнять в чётком произношении слов, отрабатывать дикцию, учить произносить скороговорки в разном темпе, разной динамикой.
• Закреплять знания эмоций человека, уметь передавать их.
• Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
• Продолжать обучать театрально-игровым умениям и навыкам : сценической речи, сценическому движению тела, уметь верить в воображаемую ситуацию.
• Развивающие:
• Развивать познавательную активность, любознательность, мыслительную и коммуникативную деятельность детей;
• Развивать слуховое восприятие, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.
• Способствовать развитию потребности в самостоятельном поиске решений проблемных ситуаций;
• Развивать координацию движений, умение образно передавать нужную информацию движениями.
• Развивать способность к перевоплощению, умение взаимодействовать с партнёром, развивать навыки свободного общения.
• Развивать умения добиваться создания образов с помощью выразительных пластических средств.
• Укреплять мелкую и общую моторику детей.
Воспитательные:
• Воспитывать нравственно-этические качества детей, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками.
• Воспитывать гуманные чувства.
• Воспитывать интерес художественной литературе, к театральному искусству.
7. Образовательная область (доминирующая) : художественно-эстетическое развитие.
8. Виды детской деятельности :
• Игровая.
• Познавательно-исследовательская.
• Коммуникативная (речевая).
• Двигательная.
• Музыкальная.
9. Формы организации детской деятельности : групповая.
10. Оборудование и материалы: костюм Буратино (для взрослого, рюкзачок для Буратино : красивый конверт: задания ( 4 пиктограммы: смайлик с закрытым ртом, смайлик с открытым ртом, смайлик с ручками, фигура человечка, маски животных (10 штук, табличка «кастинг»,«золотой» ключик; полумаски животных на палочке (2 штуки); мячик; пластмассовый шарик; телевизионная презентация «Эмоции»; картинки для артикуляционной гимнастики (качели, лопатка, иголочка, часики); магнитная доска; музыкальное сопровождение игры «Превращения»,
11. Предварительная работа с детьми: знакомство детей с русским фольклором, чтение сказки Толстого «Приключение Буратино», ежедневная артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, театрализованные игры- тренинги : «Папа пришёл», «Сделать по-другому», «Колобок», «Превращение предметов» и другие, разучивание стихотворения «Как тяжело быть мамами» и отработка сценических движений, беседы о театре и актерских приёмах,
Структура Содержание образовательной деятельности Планируемый результат
1. Вводная часть
Организация детей установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (вход в деятельность). Проводится игра-приветствие «Здравствуй, солнце золотое!»
В группу заходит взрослый в костюме Буратино : «Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Как вы знаете, у меня есть театр, который я нашел в коморке папы Карло. Только в нём некому работать! Все мои друзья артисты разбежались. Мальвина пошла в школу учительницей работать, Артемон устроился в цирк артистом, а Пьерро стал писателем. Что же мне теперь делать? Театр закрывать, ведь если артистов нет, кто же будет спектакли детям показывать?»
Приё м: решение проблемной ситуации. Воспитатель спрашивает детей, как можно помочь Буратино. Дети предлагают себя на место ушедших артистов.
Буратино сомневается : «А вы что, артисты? Вы умеете сыграть любую роль? Мне нужны самые лучшие артисты, ведь это волшебный театр! Вот вам задания упражнения, если выполните их, станете лучшими артистами. Удачи вам, а вернусь и проведу кастинг на место в моём театре!» Уходит, оставляет конверт. Привлечение непроизвольного внимания. Создать доброжелательную атмосферу в группе.
Мотивация детей, активизация мыслительных процессов, формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.
Выявление представлений детей о проблеме, достижение общего мнения по разрешению проблемной ситуации. Проявление интереса, любознательности, активности.
2. Основная часть
Создание условий для разнообразной активной творческой деятельности детей. Актуализация имеющихся у детей знаний и умений. Создание условий для достижения результата каждым ребенком, осуществление дифференцированного подхода.
1. Воспитатель открывает конверт, достаёт первую карточку : пиктограмма- лицо человечка с закрытым ртом.
Прием: решение проблемной ситуации: что же Буратино зашифровал в этом задании? Рассматриваем пиктограмму и наводящими вопросами приходим к выводу: надо суметь сыграть роль только лицом, не открывая рта. Воспитатель: «Ребята, а как называется театральный приём, когда играют роль одним лицом? (Мимика) Правильно, а от чего зависит мимика? (от настроения, эмоции). Давайте вспомним какие эмоции мы знаем. (Включить презентацию «Угадай эмоцию»). А сейчас поиграем в игру «Сыграй лицом». (воспитатель предлагает маски животных на палочке). Сыграйте лицом грустную собачку, весёлую кошечку, задумчивого щенка и т. д. Воспитатель: «Первое задание мы выполнили – мы умеем играть лицом разные настроения». Приё м: поощрения, похвала наиболее удачных вариантов.
2. Воспитатель достаё т из конверта вторую пиктограмму: человечек с открытым ртом. Приё м: решение проблемной ситуации: что же это означает? Наводящими вопросами приходим к выводу: надо суметь сыграть героя не только мимикой, но и словом. Предлагать детям гимнастику для губ (улыбка-трубочка, заборчик-бублик, артикуляционную гимнастику (лопатка, иголочка, качели, часики (по 5 раз). Приё м: показ воспитателя положения языка во время упражнений. Воспитатель: «Вот язычок мы размяли, а сейчас потренируем наше дыхание (упражнение «ветер дует через заборчик (с-с-с)», «змея ползёт через бублик (ш-ш-ш)». А сейчас выучим скороговорку: «Саша ест сушку, а Маша ватрушку». Проговариваем скороговорку сначала медленно, выделяя каждое слово, а затем в разном темпе, а теперь с разной громкостью: тихо - громко (2-3 раза). А теперь сыграем в игру «Колобок». (Переходим на другой ковёр). Дети садятся на ковёр в круг, воспитатель катает мяч детям со словами: «катится колобок, а навстречу ему волк, лиса, заяц, медведь». Ребёнок должен поймать мяч и сказать колобку «Колобок, я тебя съем!», передавая голосом характер животного. Затем соединяем тембр животного с эмоцией: «Катится колобок, а навстречу ему грустный заяц, весёлый волк, добрая лиса». Приё м: показ воспитателя. Воспитатель: «Вот мы выполнили второе задание Буратино – научились говорить как артисты : передаём голосом характер и настроение героя».
3. Воспитатель достаёт из конверта 3 задание- смайлик с ручками. Приё м: решение проблемной ситуации. Наводящими вопросами приходим к выводу: артист должен играть не только лицом и голосом своего героя, но и руками. Проводиться пальчиковая игра «Дружат в нашей группе девочки и мальчики». Воспитатель: «Вот мы размяли наши пальчики и ручки. Ребята, а как называется театральный приём руками? (Жесты) Какие простые жесты руками мы знаем и используем в повседневной жизни? Покажите жестом: «здравствуйте, до свиданья, подойди ко мне, здорово, плохо пахнет и другие. (Дети показывают жесты все вместе) Давайте поиграем в игру «Превращение предмета». (Воспитатель достаёт пластмассовый шарик). Давайте превратим этот шарик в горячий пирожок и будем передавать его друг другу. А сейчас закрывайте глаза и произносим волшебные слова из сказки про Буратино : «Крекс-пекс!» (Колдуем). (Приё м: показ воспитателя). Посмотрите, какой горячий пирожок, в руках не удержать. Бери быстрее Саша, а то я руки обожгла! (Приё м: поощрение наиболее удачных вариантов). ( Воспитатель предлагает придумать самим детям предмет для превращения: холодный ледяной комок, тяжёлый камень, стеклянный шар и другие). Вот мы и выполнили 3 задание Буратино- научились пользоваться жестами». (Проводится физ. минутка «Буратино потянулся»).
4. Воспитатель достаё т 4 задание: картинку силуэта человечка. Приё м: решение проблемной ситуации. Воспитатель: «Да, ребята, артист должен играть не только лицом, голосом, жестами, но и всем телом: ногами, спиной, плечами. Покажите, как ваши плечи говорят: я горжусь собой! А как ваша спина говорит: я старый больной человек! Как ваши ноги говорят: я хромой кот Базилио! Как ваше тело говорит: мне холодно, жарко, я устал! А как называется театральный приём когда нужно сыграть роль телом, но не голосом? (Пантомима) Давайте поиграем в игру «Глухая бабушка». Как будем выбирать бабушку? (По считалочке) Бабушка садится на стульчик, сыграй, что она старенькая и больная. А ребята посовещаются, какое движения они будут показывать».(Дети делятся на 2 команды на картинкам (грустный смайлик и весёлый смайлик). (Проводится игра 2-3 раза, менять ведущего. Обращать внимание, что бабушка глухая, но не немая и должна голосом передать своё состояние. Можно использовать приё м: показ воспитателя). Приё м: поощрение, похвала наиболее удачных вариантов. Воспитатель: «А сейчас я включу музыку, поиграем в игру «Роботы и звёздочки». Вспомните, как двигаются роботы (тяжело, а как звёздочки (легко). Будьте внимательны, задание будет меняться по сигналу «меняемся ролями», девочки станут роботами, а мальчики звёздочками. (Проводится музыкальная пауза 2-3 минуты). Вот мы и выполнили все задания Буратино : узнали, что артисты в театре должны играть свою роль мимикой, голосом, жестами и пантомимой.
Давате, я позвоню Буратино. Мы готовы к кастингу!» (Воспитатель звонит Буратино. Буратино приносит табличку «кастинг» и маски для детей. Пока дети надевают маски ставят стульчики, он общается с гостями. Рассказывает где был (в школе у Мальвины) и предлагает быть жюри на кастинге.)
5. Драматизация стихотворения «Как тяжело быть мамами», с участием всех детей. (Дети самостоятельно ставят стульчики, надевают маски, выбирают место для драматизации)
Дети способны самостоятельно действовать, решать поставленные задачи, делать выводы. Активизация творческой деятельности, инициативы детей, систематизация и уточнение знаний об эмоциях. Умеют передавать различные выражения лица, имеют знания об основных чувствах человека, активно пользуются мимикой.
У детей развивается артикуляция, слуховое внимание, речевое дыхание, память. Формируются представления о сценической речи.
Дети дифференцируют произнесение звуков «с - ш».
У детей отрабатывается дикция, они могут говорить в разном темпе, контролируют силу голоса.
У детей развивается связная образная речь, творческая фантазия.
У детей тренируется мелкая и общая моторика пальцев и рук.
У детей развивается способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Могут передать пластическими движениями рук эмоциональное состояние человека. Умеют соединять несколько выразительных средств: мимика, голос, жесты.
У детей развивается координация движений, развивается свобода и выразительность телодвижений.
Дети умеют договариваться и координировать коллективную деятельность
Дети учатся ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке. Развивается понятие о сценическом движении. Развивается образно-музыкальное мышление.
Дети умеют договариваться и координировать коллективную деятельность
3. Заключительная часть.
Подведение итогов деятельности, поощрение детей Буратино : «Какой отличный спектакль! Я вижу, вы умеете играть голосом и двигаетесь, как настоящие артисты! Я беру вас всех в свой волшебный театр. Сейчас я вас не могу забрать, мне в школу надо успеть на урок по чтению, но я вам дарю золотой ключик от моего театра, приходите, когда хотите!» Дети получили возможность выразить свое эмоциональное состояние, проявить свою индивидуальность, осознание себя участником образовательного процесса.