Михайлова Елена Михайловна
Технологическая карта итогового мероприятия «Творческая мастерская» по теме недели «Маленькие мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта итогового мероприятия по теме недели
«Маленькие мастера»
Форма проведения: творческая мастерская
МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад №4»
Воспитатель. Михайлова Елена Михайловна.
Возрастная группа: старшая группа
Тема: Сказочный узор в технике узелкового батика.
Культурная практика – изобразительная деятельность
Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое и познавательное развитие.
Публикация «Технологическая карта итогового мероприятия „Творческая мастерская“ по теме недели „Маленькие мастера“» размещена в разделах
Цель: обогащение изобразительного (творческого) опыта детей в процессе знакомства с техникой «узелковый батик».
Задачи:
1. Образовательные: познакомить детей с разновидностью техники батик – узелковым батиком. Упражнять детей в умении обтягивать тканью пуговицу, обвязывать ее веревочкой (резинкой, формируя «мешочек».
2. Развивающие: развивать чувство композиции, цвета, фантазию и творчество; развивать мелкую моторику.
3. Воспитательные: воспитывать аккуратность при работе с жидкой краской. Поощрять взаимопомощь детей.
Материал и оборудование: белая ткань с завязанными узелками (узелки при помощи пуговиц) на каждого ребенка; специальные краски «Батик» фирма «Гамма»; кисточки (для каждой краски); распылитель воды на каждого ребенка; стаканчики-непроливайки; влажные салфетки; ножницы; образец готовой работы; волшебная коробка; волшебные колпачки на каждого ребенка.
Предварительная работа: рассказ воспитателя, показ презентаций о технике батик, показ готовых изделий, выполненных в данной технике, рисование в присутствии детей; серия занятий с детьми по рисованию на ткани в технике батик; игры «Завяжи узелок», «Спрячь пуговицу».
Планируемые результаты: Дети овладеют техническими навыками рисования в технике узелковый батик, научатся соблюдать последовательность в работе, смогут грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства. Дети проявят индивидуальность и самостоятельность.
1 этап
Мотивационно-ориентировочный
-Ребята, а Вы любите сказки? Кто из героев сказок Вам нравится больше всего? (ответы детей). Сегодня я предлагаю Вам совершить путешествие в волшебный мир сказок, в мир, где живут добрые волшебники и волшебные вещи, которые умеют говорить. Закройте глаза и повторяйте вместе со мной: «Я хочу попасть в страну, где волшебники живут. Раз, два, три сказка в гости к нам приди!»
Дети повторяют за мной слова, тем временем ставлю перед собой Волшебную коробку (в коробке-волшебные колпачки, нитка, пуговица, ткань, образец готовой ткани).
Деятельность детей: активно участвуют в разговоре, надевают колпачки.
-Открывайте, ребята, глаза. Вот мы с Вами и попали в сказочную, волшебную страну. В этой стране все становятся маленькими волшебниками. Хотите стать волшебниками?
-Посмотрите, внимательно, что у нас появилось? (ответы детей). Открываю коробку, достаю Волшебные колпачки.
-Ребята, что это? (ответы детей). Сейчас мы с Вами волшебные колпачки наденем и превратимся в Маленьких Волшебников.
-Давайте посмотрим, что у нас еще есть в коробке (рассматриваем с детьми предметы) - Как вы думаете, зачем эти предметы лежат в коробочке? Что мы с ними будем делать? (если кто-то из детей догадывается о правильном использовании предметов для работы в технике узелкового батика, предлагаю проверить по сказке, в чем тайна волшебной ниточки).
Ребята, эта ниточка не простая, а волшебная. Она умеет рассказывать и показывать волшебные сказки. Смотрите, слушайте и запоминайте. Предлагаю детям сесть удобно рядом. Рассказываю сказку и показываю, в процессе рассказа способ завязывания узелка на ткани. Деятельность детей: предлагают свои варианты использования пуговицы, нитки (резиночки, ткань.
Сказка «Волшебная ниточка»
Жил-был один Художник. Он очень любил писать картины, а особенно любил рисовать на ткани. Однажды Художник, рассматривал ткань, которая лежала перед ним. Рассматривал, рассматривал и думал, какой придумать узок. И решил он не завязать ткань в узелок, а скрутил ткань в трубочку, а края завязать Волшебной ниточкой.
Художник быстро справился с этой задачей.
Вдруг ниточка в руках художника ожила и говорит:
- Послушай, Художник, а может мы узелок завяжем по-другому?
Художник задумался и говорит: А как можно еще завязать узелок?
Привлекаю ребят к рассуждению
Волшебная ниточка отвечает: - Связать узелки при помощи пуговиц. Берем пуговицу, накрываем ее тканью, зажимаем ткань под пуговицей, вот так, получился «мешочек», другой рукой берем нитку и начинаем крепко-крепко обматывать вокруг, под пуговицей. Вот какой волшебный узелок получился. Интересно, а какой получится узор?». Волшебный мастер поблагодарил Ниточку за совет и приступил к работе. Художник, все сделал так, как сказала ему Волшебная Ниточка. Когда узелки на ткани были завязаны, художник расписал ее разными яркими красками и после этого срезал ниточки и освободил ткань. Результат был удивительный. Показываю детям, что получилось.
- А вы хотите попробовать создать такие же волшебные узоры?
Деятельность детей: слушают сказку и наблюдают за последовательностью процесса изготовления работы в технике узелкового батика. Предлагают свои способы завязывания узелков. Проявляют интерес и желание выполнить работы в данной технике.
Ожидаемый результат: проявление интереса к ситуации, настрой на предстоящую деятельность.
2 этап
Информационно-практический
-Ребята, напомните, как называется техника рисования на ткани? (ответы детей).
-Верно, техника рисования на ткани называется батик. Есть разные виды батика. Как Вы думаете, как может называться такой батик, когда ткань собирается в узелочки и по узелкам можно рисовать (даю детям возможность предложить свои варианты? Такой батик называется «узелковый батик». Посмотрите, какие рисунки получаются (показываю эскизы-образцы «узелкового батика» и рассказываю). Можно завязать ткань узлом, скрутить в трубочку, завязать по диагонали, ниткой прошить ткань по диагонали, можно спиралью скрутить ткань и т. д. способов «узелкового батика» множество. Все зависит от Вашей фантазии и от того, как Вы захотите закрутить или завязать ткань. И самое главное в узелковом батике не надо создавать эскиз. Это еще одна самая удивительная и волшебная техника рисования.
-Раз Вы хотите сделать такой же сказочный узор приступаем к работе. А Волшебная Ниточка покажет, как правильно выполнить эту работу.
-Проходите к столам, присаживайтесь, что Вы видите? (ответы детей). Дети рассаживаются за столы, перед каждым лежит необходимый материал для работы.
-Да, ребята здесь все, что нам необходимо для работы. Итак, на столе у Вас лежит ткань, пуговицы и ниточки. Вспомните, что предложила сделать Художнику Волшебная Ниточка? Хотите попробовать и сделать такие же узелки? (напоминаю, показываю детям, поощряю работу детей в паре, помощь детей друг другу)
— Вот такие разные узелки у нас получились. Ну а теперь можно приступить к росписи ткани.
Но прежде, чем мы начнем, давайте немного с Вами поиграем.
Музыкальная ФИЗМИНУТКА «Пяточка-носочек».
-Молодцы, присаживайтесь за столы. Обратите внимание на карточки-подсказки, которые помогут нам выполнить работу поэтапно: берем ткань, переворачиваем, так чтобы узелок был, под тканью. Теперь берем распылитель с водой и смачиваем наши салфетки. Вода нужна для того, чтобы при добавлении цвета краска хорошо расходилась по ткани. И затем наносим специальные краски для росписи на ткани (по мере обсуждения с детьми зарисовываю схематично алгоритм последовательности выполнения работы).
Вспоминаем с детьми правила работы: краски жидкие и поэтому берем их аккуратно на кисточку. Для каждой краски есть своя кисточка. Краски не смешиваем. После работы кисть хорошо промываем и кладем на бумажную салфетку. Кисточки в воде и в красках не оставляем. Краску нужно несколько раз наносить на одно и тоже место, чтобы она проникла внутрь ткани. В батике роспись ткани начинают со светлых тонов.
-Какой самый светлый цвет? (ответы детей). Если мы с Вами начнем с темного цвета, то мы темный цвет не сможем перекрасить в светлый. Краску накладываем по кругу, можно в виде вертикальных и горизонтальных линий, работу начинаем от середины нашей салфетки. Ребята приступаем к работе, добавляйте в свои узелки цвет. Предлагаю Вам пофантазировать с красками, чтоб узелки у Вас получились разными и волшебными (ребята выполняют работу, помогаю, хвалю и подбадриваю детей).
-Теперь ребята переворачиваем узелок, нужно раскрасить середину в другой цвет. Н-р: если Вы начинали первый круг с желтого цвета, то можно нашу середину покрасить красным или фиолетовым.
-Молодцы! А теперь надо осторожно разрезать ниточки и расправить ткань.
С использованием пиктограмм, напоминаю детям правила безопасной работы с ножницами: не держим ножницы концами вверх; не оставляем их в открытом виде; передаем ножницы закрытыми, кольцами к товарищу; при работе следим за пальцами левой руки; на стол кладем ножницы закрытыми, на край стола ножницы класть нельзя.
- Давайте теперь возьмем ножницы и разрежем наши ниточки и посмотрим, что же у Вас получилось (помогаю детям освободить ткань от ниток, поощряю взаимопомощь).
-Посмотрите, какие красивые, волшебные узоры у Вас получились! Вы удивлены, что все работы разные? (даю возможность детям восхититься работой). На что Ваш узор похож? (ответы детей). Вот какая красота у нас получилась, давайте из наших салфеток сделаем большую салфетку. В этом и состоит вся сказочность и прелесть батика. Когда наши салфетки высохнут, мы прогладим ткань утюгом, и Вы сможете фломастером пофантазировать и дорисовать недостающие детали.
Деятельность детей: активно вступают в беседу с воспитателем и включаются в работу, самостоятельно формулируют название новой техники,
пробуют завязать узелки по-разному, помогают друг другу.
Ориентируясь на алгоритм последовательности процесса выполняют работу
Вспоминают правила работы с красками для батика
Обсуждают с воспитателем возможность сочетания красок
Вспоминают правила безопасной работы с ножницами. Восхищаются полученными результатами.
Ожидаемый результат: дети осваивают последовательность процесса выполнения работы в технике узелковый батик, делают самостоятельный выбор красок. Получают результат своей работы.
3 этап
Аналитико-рефлексивный
-А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Повторяйте вместе со мной.
Раз, два, три, четыре, пять, вот мы в садике опять.
— Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось быть мастерами? Хотите рассказать об этом маме, папе вечером? Какую необычную технику мы с Вами использовали? Как вы объясните папе и маме, почему эту технику так называют? Что было сложным для Вас? Как Вы думаете, как мы будем использовать Ваши новые салфетки? У каждого из Вас салфетка получилась яркая и красочная, большая. Это потому, что мы все Вами дружно работали, каждый мастер старался и у каждого получился свой узор.
Деятельность детей: дети активно вступают в разговор, обмениваются результатами своего творчества, рассказывают о своих впечатлениях.
Ожидаемый результат: рефлексируют, оценивают сложность работы.