Шилова Эльвира Александровна
Технологическая карта интегрированной НОД «Народы Поволжья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад № 38
Технологическая карта интегрированной непосредственной образовательной деятельности
«Народы Поволжья»
(О. О. Познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно - эстетическое, физическое развитие.)
Старшая группа детского сада
Шилова Э. А. – воспитатель ДОУ №38
Цель образовательной
деятельности Познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.
Задачи образовательной деятельности Образовательная:
Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине; закрепить знания о быте, одежде народов Поволжья; продолжать знакомить детей с песнями о родине, народными музыкальными инструментами; с загадками, частушками, поговорками народов Поволжья.
Развивающая:
Развивать у детей познавательный интерес к родному краю; сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой) .
Воспитательная:
Воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа; толерантное отношение к другим народностям.
Словарная работа:
Волжаны, тухья, ама, саната, пурак, варган, шапар, пищик, палнай, тюбетейка, калфак, ичиги, уклау, дустыган, чынаян, таба.
Предварительная работа
• Чтение народных сказок, былин, песенок.
• Заучивание стихов, частушек, загадок.
• Слушание песен, музыки.
• Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья.
• Сбор, рассматривание предметов быта.
• Посещение Краеведческого музея совместно с родителями.
Организация развивающей среды Макет уголка "Ярмарка": оформление в виде торговых рядов, прилавков с товарами.
Материалы и оборудование
• Карта России.
• Куклы в национальных костюмах.
• Предметы национального быта.
• Аудиозаписи песен, музыки.
• Народные инструменты.
• Заготовки бумажных изделий.
• Художественно-изобразительные средства.
Этапы деятельности Задачи этапа Действие воспитателя Действия детей
Подготовительный этап
Мотивационно- побудительный
Эмоциональный настрой, мотивация, поиск цели,
деятельности Приветствие, установление контакта
Звучит песня «Это все Россия». Показ слайдов.
- Ребята, мы с вами прослушали очень красивую песню о нашей Родине. Какие пословицы вы знаете о Родине?
- А как называется наша страна? Да, правильно, Россия. Давайте мы подойдем к карте и найдем на ней свою страну. Сколько морей, рек и озер, равнин и гор мы видим здесь.
- Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная река России? Да, верно, это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой реке:
«…Перед нею путь большой и долгий.
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей родной».
- А как вы считаете, почему нас называют волжанами? Конечно, потому, что мы живем на берегу Волги, поэтому нас и называют волжанами.
- Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?
- Да, в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей. А вам интересно было бы узнать об их быте, обычаях, культуре? Мне тоже очень хотелось бы многое увидеть и узнать.
Дети улыбаются друг другу.
Дети садятся на стульчики полукругом.
Ответы детей:
«Жить – Родине служить».
«На родной стороне и ворона родная».
«В родном краю как в раю».
«На родной стороне и камушек знаком».
Россия.
Волга.
Мы живем на берегу реки Волги.
Русские, татары, башкиры, чуваши, мордва…
Утвердительные ответы детей
Основной этап
Организационно- поисковый
Подготовка, придание значимости предстоящей
деятельности.
Постановка цели.
Организация направленного внимания.
Практическая деятельность.
Заключительный этап
Рефлексивно- корригирующий
Создание условий для эмоционально-
положительно-
го завершения мероприятия
Что же ребята, милости прошу на нашу ярмарку.
Звучит чувашская народная мелодия.
- Ребята, а кто из вас бывал в Краеведческом музее? Какие чувашские старинные предметы вы там видели?
- Как много всего интересного вы видели. А вот у нас в чувашской лавке есть необычные народные инструменты: варган, шапар, пищик, палнай.
Воспитатель предлагает поиграть на инструментах, сравнить их звучание с современными инструментами. Воспитатель рассказывает об обычаях традициях чувашского народа и предлагает поиграть в чувашскую игру «Пекарь».
- Ребята, давайте мы посмотрим, какие товары нам предложат в татарской лавке.
- Дети, а кто-нибудь знает, как по-татарски называются эти предметы?
- Я загадаю вам татарские загадки, а вы попробуйте их отгадать:
«Полна печь ватрушек, в середине – один калач».
«Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет».
«Полна красная печь черненьких лепешек».
- Ой, ребята, посмотрите, какой ларец необычный!
«Позвонили в бубенец,
И попали во дворец.
Открывается палата,
Посмотрите, чем она богата?
Нет ли там чудовищ?
Много ли сокровищ?»
Сейчас. Ребята, мы это узнаем!
Воспитатель открывает сундучок.
Дети, а знаете ли вы, женщины какой национальности носили такие украшения? Да, верно, такие чудесные бисерные украшения плели мордовские мастерицы.
Воспитатель предлагает примерить наряды и полюбоваться на себя в зеркало.
- Ребята, не только женщины занимались интересным делом, но мужчины, они были искусными ремесленниками: резчиками по дереву, гончарами, ювелирами.
Звучит веселая русская мелодия.
- Ой, ребята:
«Из соседних наших сел
К нам на ярмарку пришел
Развеселый хоровод,
Славит ярмарку народ».
- Нам тоже пора повеселиться.
Воспитатель приглашает детей на русский народный танец под мелодию «А я по лугу».
- Ребята, я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать и найти эти товары в русской лавке:
«В лесу кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется».
«Утка в море, а хвост на заборе».
«Четыре ноги, два уха,
Один нос, да брюхо».
- Молодцы ребятки! А еще я слышала, что на гуляньях, русский народ всегда частушки поет, да вот под такую балалаечку. А вы, ребята, знаете частушки?
- Какие веселые частушки вы пропели. И, конечно же, ребята, на Руси любили поиграть. Я предлагаю вам поиграть в игру «Ручеек».
Вот и закончилась веселая ярмарка, нам пора возвращаться. А теперь, ребята, мне хотелось бы узнать запомнили ли вы, какие отличия есть в народных костюмах? Я предлагаю вам украсить вот эти изделия.
- Ребята, сегодня мы с вами играли, плясали, отгадывали загадки, занимались творчеством. Ну, а какая же ярмарка проходит без угощений. Вот и у нас с вами накрыт богатый стол, а на нем угощения из национальных сладостей. А ароматный чай мы будем пить из русского самовара. Милости прошу к столу.
Дети подходят к лоткам с товаром.
Ответы детей:
Тухья – шапочка, ама – украшение из монет, саната – лапти, пурак - туесок из бересты.
Дети знакомятся с экспонатами в лавке. Рассматривают одежду, обувь, предметы домашнего обихода.
Дети играют в чувашскую игру «Пекарь».
Под веселую татарскую мелодию дети переходят к следующему торговому ряду.
Дети рассматривают одежду, обувь, предметы обихода.
Ответы детей: Мужской головной убор-тюбетейка, женский головной убор-калфак, сапоги-ичиги.
Уклау – скалка, дустыган – ковш, чынаян – чашка, таба - сковорода.
Дети действуют с предметами, сравнивая их внешний вид и назначение с современной посудой.
Ответы детей
Небо, звезды, месяц
Мороз
Арбуз
Дети рассматривают ларец.
Дети рассматривают национальные костюмы, утварь, украшения.
Мордовской.
Дети танцуют русский народный танец под мелодию «А я по лугу».
Топор
Ковш
Самовар
Дети рассматривают русские предметы быта.
Дети исполняют частушки:
Собирайся, народ,
В развеселый хоровод,
Кто на Волге живет-
Тот и пляшет и поет.
- Эх, Волга-река,
Широка и глубока,
Мы ребята-волгорята
Любим, матушка, тебя!
Волгу знают на планете,
Краше всех на белом свете:
И прозрачна, и чиста,
Будем мы беречь тебя!
Волгу знают на планете,
Краше всех на белом свете:
И прозрачна, и чиста,
Будем мы беречь тебя!
Дети играют в русскую игру «Ручеек».
Дети образуют пары и выбирают себе бумажные изделия: платья, сарафаны, головные уборы, фартуки, полотенца, рубахи и т. д. После окончания работы дети рассматривают и обсуждают, правильно ли подобраны узоры, согласно народным традициям.
Дети пьют чай с печеными сладостями, приготовленными родителями.
Ожидаемый результат:
Знать: представителей других национальностей, населяющих Родину.
Иметь: представления о культуре, быте, жизни другого народа, об особенностях национальных костюмов народов Поволжья.
Уметь: действовать с предметами быта народов Поволжья; применять в изобразительной деятельности знания о декоративно-прикладном искусстве поволжских народов.
Проявлять: уважение к культуре и традициям людей других национальностей.