Анастасия Михайловна Дубинина
«Парный урок». Технологическая карта интегрированного урока по музыке и окружающему миру на конкурсное испытание в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Агашина Юлия Сергеевна, Дубинина Анастасия Михайловна
Класс: 3
УМК: Школа России. «Окружающий мир» Плешаков А. А., «Музыка» Критская Е. Д.
Предмет: окружающий мир, музыка
Тема: музыка – отражение природы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Цели:
1. Рассмотреть, как различные музыкальные произведения описывают красоту природы и вред, нанесенный природе.
2. Рассмотреть и обобщить знания по теме защиты природы.
Задачи урока:
Публикация «„Парный урок“, Технологическая карта интегрированного урока по музыке и окружающему миру на конкурсное испытание в 3 классе» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Изучение влияния человека на природу: Ознакомить учащихся с примерами негативного воздействия человеческой деятельности на экосистему.
2. Анализ музыкальных произведений: Проанализировать мелодии и тексты песен, отражающие красоту природы и экологические проблемы.
3. Развитие критического мышления: Способствовать осмыслению учащимися важности сохранения окружающей среды через искусство и музыку.
4. Обсуждение решений: обсуждение способов защиты природы и характер музыкальных произведений, которые отражают картины природы.
Оборудование
- Проектор, компьютер, колонки, записи музыкальных произведений, рабочие листы, дерево успеха, пазлы, знаки правил поведения в природе, магниты.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия УУД
регулятивные познавательные коммуникативные Личностные
1. Предметные знания:
- Понимание роли музыки в отражении экологических проблем.
- Знание примеров музыкальных произведений, посвящённых природе и её защите.
2. Оценка влияния человека на природу:
- Умение определять последствия человеческой деятельности.
3. Развитие музыкальной грамотности:
- Владение основными терминами и понятиями, связанными с природными звуками и экологией в музыке.
4. Анализ и критика музыкальных произведений:
- Умение анализировать музыкальные произведения с точки зрения их содержания и обращения к экологическим проблемам.
Воспитание позитивного отношения к природе и музыке, пробуждение познавательного интереса к способам защиты природы. 1. Планирование:
- Определение целей и задач изучения темы, формулировка плана действий.
2. Мониторинг:
- Оценка своих знаний и умений перед началом изучения темы, контроль своего прогресса в ходе работы.
3. Саморегуляция:
- Самостоятельное распределение времени на выполнение заданий, контроль качества выполненных работ.
4. Конструирование:
- Применение знаний и умений при решении практических задач.
1. Исследование:
- Анализ информации о звуках природы и их значении для экосистемы.
2. Сравнение:
- Сравнение звуков природы с шумом, создаваемым человеком, выявление различий и последствий.
3. Классификация:
- Определение видов музыки, отражающих природу и его угрозы (например, музыка с использованием звуков природы).
4. Обобщение:
- Формулирование выводов о воздействии человека на природу через музыку, создание обобщенной модели взаимосвязи людей и окружающей среды.
1. Обсуждение:
- Участие в классе в обсуждениях о роли музыки в восприятии звуков природы и их охране.
2. Работа в группе:
- Сотрудничество в группах для анализа различных стилей музыки и их отношения к природе и экологическим проблемам.
3. Обратная связь:
- Предоставление и получение критической обратной связи на музыкальные произведения, посвященные природе.
1. Ответственность:
- Оценка личной роли в охране природы и заботы о ее сохранении.
2. Творчество:
- Поиск идей и реализация творческих проектов, которые выражают личные чувства по отношению к природе и музыке.
3. Эмпатия:
- Выражение понимания и сострадания к природной среде, восприятии звуков природы вместе с другими и её защите.
4. Этика:
- Анализ роли человека в изменении природы и осознание этических последствий нарушения баланса природы.
5. Самоопределение:
- Развитие личного восприятия звуков природы и их отражения в музыке как средство самоопределения и самовыражения.
6. Рефлексия:
- Анализ и оценка влияния изученной темы на собственное видение мира и роли человека в вопросах охраны природы и устойчивого развития.
Ход урока
Название этапа урока Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) Формы организации деятельности учащихся Действия учителя по организации деятельности учащихся Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока Диагностика достижения планируемых результатов урока
1 Самоопределение к деятельности Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Фронтальная. Учитель нач. классов - Приветствует учащихся, позитивный настрой учащихся на работу.
Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.
Включается второй слайд.
Учитель музыки.
Человек — он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат. И восход.
И четыре в нем времени года.
И особой в нем музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он зима. Или лето.
Или осень. С грозой и дождем.
Все вместил в себя. Версты и
Время.
И от атомных бурь он ослеп.
Человек – он и почва, и семя.
И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств?
И встреч?
Человек – он ведь тоже
Природа…
Так давайте природу беречь.
Взаимодействуют с учителем, настраиваются на деловой лад. Включение учащихся в учебный процесс. Дети с улыбкой приветствуют учителя друг друга.
2
Постановка учебной задачи, мотивация учебной деятельности Постановка темы урока, целей, в результате исследования предложенного плана работы.
Фронтальная.
Дорогие ребята, что сейчас вы увидели на экране?
Дети отвечают.
Верно, сейчас мы с вами просмотрели много красивых фотографий природы Красноярского края, в котором мы живем.
А что вы слышали?
Учащиеся отвечают.
Совершенно верно - на фоне звучала красивая музыка.
Музыкальное произведение называется «Утро». У вас на партах лежат рабочие листы. Под цифрой один найдите раскраску с восходящим солнцем. Сейчас вы должны раскрасить ее. Какие цвета вы будете использовать?
Дети отвечают. Пока дети раскрашивают, учитель музыки рассказывает детям про произведение «Утро».
«Утро» — музыкальная пьеса норвежского композитора Эдварда Грига, написанная в 1875 году. Входит в первую часть сюиты «Пер Гюнт», написанной Григом к одноимённой театральной пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена.
Композиция изображает восход солнца во время 4-го акта со сценой, в которой Пер Гюнт оказывается выброшенным на берег в марокканской пустыне после того, как его товарищи захватили его яхту и бросили его там, пока он спал.
«Утро» — короткое произведение, которое длится 3 минуты и 40 секунд. Это поэтический музыкальный пейзаж, отображающий восход солнца и пробуждающуюся природу, но помимо того он передаёт состояние полной безмятежности и душевного покоя.
Ребята, скажите, пожалуйста, какой характер у этого произведения?
Учащиеся отвечают - Характер произведения Эдварда Грига «Утро» можно охарактеризовать как ласковый, лирический, напевный, песенный.
Музыка передаёт состояние покоя и безмятежности, а также душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца.
Ребята, можем мы сказать, что характер музыки отражает красоту увиденных картин природы?
Учащиеся отвечают.
А теперь, учитывая все ваши ответы, давайте определим тему сегодняшнего урока:
Музыка – отражение природы. Цель – разобраться, как музыка и природа взаимосвязаны. Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на план.
Регулятивные: целеполагание. ; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способ устранения ошибок.
Коммуникативные: постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, уважительное отношение друг другу.
постановка темы и целей урока дополняют и расширяют имеющиеся знания
3 Актуализация знаний, подведение к теме. Фронтальная работа Учитель начальных классов:
Вы просмотрели много очень красивых картин красивой природы. А хотели бы вы создать собственную картину красивой природы?
Дети отвечают.
Сегодня к нам на урок пришел гость. Посмотрите на экран.
Давайте попросим помощи у искусственного интеллекта и создадим собственную картину красивой природы.
Ребята, а какие слова у вас ассоциируются со словом «Природа»?
Дети называют слова-ассоциации.
Учитель набирает слова в платформе с искусственным интеллектом. Учащиеся принимают и сохраняют учебную задачу, высказывают свои мнения.
Личностные: осознают свои возможности в учении.
Познавательные:
умение вести поиск и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные –
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
4 Открытие нового знания
Учитель предлагает материал для прослушивания и обсуждения. Новое знание обучающиеся получают в результате знакомства с новым термином. Коллективная работа. Учитель музыки. Включается слайд, на фоне звучит «Реквием» В. А. Моцарта.
Пролистываю фотографии пагубного воздействия человека на природу.
Про природу люди перестали думать.
Разрушают, портят, убивают, мутят.
И зверей, и птиц жестоко убивают,
Мусором, отходами
Речки засоряют.
Учитель нач. классов. Ребята, скажите, что сейчас мы с вами увидели на экране?
Учащиеся отвечают про фото пагубного воздействия человека на природу.
Верно, человек сам губит природу.
Учитель музыки.
А что вы услышали?
Учащиеся отвечают.
Да, ребята, на фоне звучало произведение великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, которое называется «Реквием».
Реквием – произведение траурного характера для хора и солирующих голосов с сопровождением оркестра.
Какой характер реквиема?
Учащиеся отвечают - Характер реквиема скорбно-трагический, так как его назначение и содержание обусловливают этот характер.
Можем ли мы сказать, что как и в первом случае, когда мы с вами обсуждали произведение «Утро», музыка отражает всю боль увиденных вами фотографий?
Учащиеся отвечают.
В своих рабочих листах под цифрой два найдите раскраску с загрязнением природы. Сейчас вы должны ее раскрасить. Какие цвета вы будете использовать?
Дети отвечают.
Также реквием может быть глубоко лиричным, своего рода «высказыванием души перед Богом». Например, в Реквиеме Моцарта выражен глубокий мир человеческих переживаний с преобладанием скорбной лирики.
Познавательные: осуществление подведения под понятие на основе распознавания и выделения существенных признаков.
Логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Личностные: применять правила делового сотрудничества проявляют познавательный интерес к новому материалу.
Коммуникативные: учитывание мнения одноклассников, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивное: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Сформулировано новое определение. -Критерии оценки выполненного задания
Сравнивают свои выводы с правилом в учебнике, выполняют проверку парной работы по слайду.
6 Практическая деятельность. Работа в парах. Учитель начальных классов.
А что нужно сделать, чтобы сохранить природу?
Я приглашаю вас стать участниками Экологической службы. Давайте попробуем составить кластер правил поведения в природе. Чтобы узнать название кластера, предлагаю вам собрать картинку.
Дети собирают пазл.
Ребята, мы с вами обсудили, что должен делать человек, чтобы уберечь природу от гибели.
А вы обещаете соблюдать все эти правила?
Поднимите руки.
Дети поднимают руки, обещая соблюдать правила Познавательные:
-Формулирование выводов о воздействии человека на природу
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог.
7 Физкультминутка Коллективная работа. Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу и стремятся её выполнять
8 Подведение к итогу. Включение нового знания, в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. Организация выполнения обучающимся заданий на определение характера музыки и соотношения музыки и картин природы. Фронтальная. Прошу вас сейчас посмотреть на экран.
Включается музыка «Времена года. Весна. Март» Антонио Вивальди.
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела…
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
После просмотра:
Ребята, скажите, что вы сейчас увидели на экране?
Учащиеся отвечают.
А что вы услышали?
Учащиеся отвечают.
Сейчас вы услышали отрывок из произведения «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди.
Ребята, как вы можете описать месяц март?
Учащиеся отвечают.
Да, март – это наступление весны, пробуждение природы.
В своих рабочих листах под цифрой три найдите раскраску с пробуждением природы. Вы должны ее раскрасить. Какие цвета вы будете использовать?
Дети отвечают.
И если человек будет беречь природу, она будет такой же красивой, как весной.
Покажите, что у вас получилось.
Учащиеся поднимают свои раскраски и показывают.
Познавательные: знакомство с новыми понятиями. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Использование новых знаний Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса Фронтальная Учитель нач. классов -Какую цель ставили на уроке?
Учитель музыки- Как музыка отражает природу?
Учитель нач. классов - Что нам надо делать для сохранения природы?
-Ребята, оцените свою работу на уроке, дополните любое утверждение.
- Ваш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги на «Дереве успехов» Это не простое дерево.
- Если у вас сегодня все получилось, вы довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то прикрепите к ветке дерева зеленый листок.
- Если вы неплохо поработали, но что - то не получилось, то прикрепите к ветке желтый листок.
- Если ваша работа сегодня вас не радует, настроение не очень хорошее, но вы не отчаиваетесь и завтра постараетесь все выполнить.
Дети прикрепляют листья под музыку
- Сегодня очень активно работали.
Учитель музыки.
И закончить наш урок хотелось бы на позитивной ноте.
Вы знакомы с песней «Мир, который нужен мне»?
Дети отвечают.
На ваших рабочих листах с обратной стороны есть слова этой песни. Предлагаю исполнить первый куплет и припев.
Звучит песня в исполнении учащихся и урок заканчивается.
Регулятивные:
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос “что я не знаю и не умею?”).
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; рефлексия
Соотнесение целей и результатов собственной деятельности. Отвечают на вопросы,
Оценивают свою работу на уроке.