МААМ-картинки

Проект «Письмо солдату»

Елена Дорофеева
Проект «Письмо солдату»
▼ Скачать + Заказать документы

Краткая аннотация проекта

Данный проект носит социально значимый характер и направлен на формирование патриотических чувств, воспитание активной гражданской позиции учащихся с интеллектуальными нарушениями в рамках организации внеурочной деятельности классным руководителем в условиях создания единого культурно-нравственного пространства образовательного учреждения.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа. Принимая участие в этом проекте, очень важно донести до ребёнка – чувство личной ответственности за свою Родину и её будущее. Пробудить в детях любовь к родной земле, уважение к людям военных профессий, к защитникам Родины. Формировать такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.

Концептуальные основы

Одной из ключевых задач специального образования, согласно СФГОС является достижение таких личностных результатов, как осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, формирование уважительного отношения к истории, развитие адекватных представлений о собственных возможностях и т. п. Признание необходимости смещения доминант образования в сторону воспитательных возможностей выражается в выделении в качестве отдельного раздела АООП программы духовно-нравственного развития учащихся. Такая необходимость связана, прежде всего, с личностными особенностями умственно отсталых обучающихся.

Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы остается такой же и для массовой школы. Однако особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении школой воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, более элементарным, чем в массовой школе».

Слабость социальных намерений, отсутствие стойкой жизненной позиции у умственно отсталых обучающихся, отсутствие желания действовать активно лежат в основе выбора технологий реализации данного направления воспитательной деятельности.

На основе вышеизложенного составлена перспективная работа по направлению в воспитании гражданских качеств подрастающего поколения.

Перспективными направлениями работы являлись:

1. Воспитание гражданского сознания школьника как Россиянина.

2. Осознание себя гражданином и патриотом, воспитанным на истории своего народа.

3. Развитие личности на основе духовно-нравственных ценностей и традиций России.

Основные положения:

1. Положения Л. С. Выготского о значении социального воспитания, основанной на положении, согласно которому «…с психологической точки зрения физический дефект вызывает нарушение социальных форм поведения».

2. Деятельностный подход к воспитанию (Д. Б. Эльконин, Г. М. Дульнев) лежит в основе практической составляющей данного проекта. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самостоятельности можно достигнуть успехов в этом направлении.

3. Методические основы патриотического воспитания умственно отсталых детей школьного возраста (Лихачёв Б. Т.).

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года свидетельствует о том, что использование методов проекта позволяет организовать разнообразную деятельность детей с целью воздействовать и на рациональную, и на эмоциональную сферу психики детей и вовлекали их в деятельность, которая формирует опыт гражданско-активного поведения, способствует воспитанию «у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовность к защите интересов отечества, ответственность за будущее России» .

Данные подходы реализуются в основных видах деятельности обучающихся младшего школьного возраста с учетом специфики познавательно-личностного развития при интеллектуальных нарушениях. Основываясь на выше изложенных задачах и с учетом неравных познавательных и личностных возможностей обучающихся с умственной отсталостью в качестве ведущего средства воздействия на последних были использованы нетрадиционные техники рисования. Анализ представленных в современной живописи техник рисования, нетрадиционных для обучения в коррекционной школе, дает нам основание предположить их безусловный коррекционно-развивающий эффект на психическое и личностное развитие умственно отсталого учащегося.

Паспорт проекта «Письмо солдату»

№ Основные

разделы Краткое содержание

раздела

1. Общая информация о проекте Проект разработан и реализуется на базе ГБОУ «Школа № 71»

2. Полное название образовательного учреждения ГБОУ «Школа № 71»

3. Адрес, место реализации проекта г. Нижний Новгород, ул. Культуры, д. 91

4. Фамилия, имя, отчество, должность, место работы руководителя проекта Дорофеева Е. В., учитель начальных классов, классный руководитель 3 «Б» класса

5. Состав творческой группы Дорофеева Е. В., классный руководитель 3 «Б» класса

Шосткина А. А., заместитель директора по ВР

6. Информация о проекте Ссылки на публикации материалов (статьи, выступления на методическом объединении)

7. Актуальность социальной проблемы, анализ потребности в проекте Современные условия жизни подрастающего поколения диктуют острую необходимость в воспитании детей, как патриотов своего родного края.

СФГОС для учащихся с интеллектуальными нарушениями кроме предметных результатов, предъявляет целый спектр требований к личностным результатам. К числу основных (базовых) можно отнести гражданственность, культуру, в том числе через осознание исторических национально значимых событий, развитие нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания.

Окружающая действительность, если ребёнок воспринимает её при целенаправленном руководстве, становится средством патриотического воспитания учащихся с умственной отсталостью. Но не менее сильным средством воспитания гражданско-патриотических чувств может стать художественная литература, искусство. Важным средством патриотического воспитания является приобщение учащихся к традициям народа через познание истории доступными средствами и в творческой деятельности. Одной из таких традиций является праздник победы советского народа в Великой Отечественной войны, вахта памяти погибшим воинам. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни города, страны, всего народа.

Использование методов проекта позволяет организовать разнообразную деятельность детей с целью воздействовать и на рациональную, и на эмоциональную сферу психики детей, вовлекая их в деятельность, которая формирует опыт гражданско-активного поведения, способствует воспитанию «у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовность к защите интересов отечества, ответственность за будущее России»

Разнообразие форм и содержательного компонента социального проекта, привлечение максимального количества участников образовательного пространства школы (учащиеся, родители, педагоги) как единой команды на доступном для каждого участника уровне будут способствовать сплочению учеников, формированию у них чувства эмпатии, расширению социальных компетенций, воспитания чёткой социальной позиции.

Чётко выраженная практико-ориентированная направленность проекта поможет в короткое время выработать практические умения адекватно воспринимать события прошлых лет, способствовать развитию гражданской и личностной активности, формированию устойчивого нравственного поведения.

Организация занятости учащихся конкретной практической деятельностью во внеурочное время будет способствовать успешной реализации проекта.

8. Цели и задачи проекта

Цель: освоение учащимися школы ценностей родного Отечества в процессе творческой деятельности, отражающей действительные исторические события.

Задачи:

1. Образовательные:

• развивать читательскую активность по данной теме;

• расширить знания обучающихся о действительных исторических событиях;

• расширить творческую деятельность в процессе написания писем солдатам, связанных с военными событиями за счёт включения в доступные виды исследовательской деятельности (фотовыставки, создание альбомов и стенгазет, создание тематического альбома).

2. Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к традициям своего народа;

• воспитывать у детей чувство эмпатии и устойчивое осознание себя как части истории своего народа на основе эмоционального переживания в процессе творческой деятельности;

• формировать умение работать и сотрудничать в коллективе сверстников и взрослых;

• создать условия для творческой самореализации детей посредствам участия в доступных видах творческой деятельности.

3. Коррекционно-развивающие:

• способствовать повышению познавательной мотивации учащихся в получении дополнительных знаний;

• способствовать развитию навыков самоконтроля и контрольно-оценочных действий в ходе практической работы;

• развивать коммуникативные навыки как средства общения и сотрудничества в различных коллективах на основе моделирования;

• способствовать активизации мыслительной и познавательной деятельности на основе вовлечения учащихся в разнообразные формы работ в рамках проекта с учетом их индивидуальных возможностей.

С точки зрения проекта как деятельности основными задачами являются следующие:

1. Диагностика уровня осведомленности учащихся о действительных событиях.

2. Выбор литературы для чтения и заучивания наизусть, доступной для обучающихся класса.

3. Определение основных направлений работы в рамках проекта по основным видам деятельности, форм организации практической деятельности воспитанников;

4. Реализация проекта (привлечение всех участников воспитательного пространства школы).

5. Диагностика успешности реализации проекта посредством определения степени удовлетворенности её участников.

9. Этапы реализации проекта 1 этап – подготовительно-организационный

Диагностический:

– оценка знаний учащихся о специальной военной операции, выявление нравственного потенциала поведения использовалась беседа, включающая самооценку эмпатических способностей.

Организационный:

– обсуждение содержания проектной деятельности.

2 этап. Основной этап реализации проекта «Письмо солдату»

- организация мероприятий по программе проекта (см. Программу проекта).

3 этап. Заключительный:

- участие в акции «Письмо солдату»;

- подведение итогов; диагностика результатов проектной деятельности.

10. Участники проекта Воспитанники ГБОУ «Школа № 71», родители, при сотрудничестве учителя-классного руководителя.

Общее руководство по реализации проекта осуществляет зам. директора по ВР.

11. Полученные результаты (количественные и качественные показатели реализации проекта) и социальные эффекты Количественно-качественные показателями проекта:

- количество учащихся класса, принявших участие в акции «Письмо солдату»;

- написание писем;

- расширение знаний о специальной военной операции;

Социальный эффект проекта:

- повышение нравственной культуры воспитанников и активизация практической деятельности родителей после завершения основного этапа проекта;

- активное включение и желание участников организовать новый проект (тематика, направленность изначально определяется участником);

- стойкое желание помогать людям;

- укрепление и оптимизация детско-родительских отношений;

- наличие положительных откликов воспитанников от взаимодействия с детьми и взрослыми как внутри своего класса, в процессе подготовки и участия в мероприятиях проекта, в совместной творческой деятельности.

12. Перспектива развития проекта: В перспективе развития проекта должно произойти качественное изменение отношения воспитанников и их родителей к вопросам активного приобщения детей к истории своего народа, своей Родины.

13. Организации, поддерживающие представленный проект ГБОУ «Школа № 71»

МУК ЦГД библиотека (детский абонемент,

Центр развития и досуга «Джамбо»;

ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина

Программа проекта

Проект «Письмо солдату» реализуется в 3 этапа:

1 этап – подготовительно-организационный

Диагностический:

– оценка знаний учащихся о специальной военной операции, выявление нравственного потенциала поведения использовалась беседа, включающая самооценку эмпатических способностей.

С целью оценки коммуникативной компетенции как фактора социализации на основе выбора необходимых для конструктивного общения речевых и невербальных средств с учётом обстановки, социально-культурных, психологических, информационных обстоятельств использовался метод создания ассоциативного ряда. В данном исследовании в качестве стимулов выступали родовое понятие – слова-характеристики раскрывающие семантическое значение обобщающего слова, характеризующий родовое понятие в соответствии с тематикой проекта.

С целью выявления знаний о специальной военной операции был разработан тест:

1. Кого защищают наши солдаты на Украине? (мирных жителей).

2. Как называется данная операция? (специальная военная операция).

3. От кого защищают наши солдаты мирных жителей на Украине? (от неонацистов).

4. Чем отличается орден от медали? (Орден- может быть любой формы, часто в виде звезды. Это более высокая награда, чем медаль. Медаль имеет круглую форму).

5. Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны).

6. Как можно поддержать наших солдат на фронте, их боевой дух? (поздравить с праздником, поблагодарить).

С целью выявления нравственного потенциала поведения использовались беседы, включающая самооценку эмпатических способностей., чтение, уточняющие вопросы.

Организационный:

– обсуждение содержания проектной деятельности по созданию тематического альбома.

При подготовке мероприятий можно расширить возможности информационного поиска на основе использования материалов следующих интернет-ресурсов:

1. Как написать письмо российскому солдату: https://www.romanticcollection.ru/podarki/idei/pismo-soldatu-na-front

2. Память народа. - URL: https://pamyat-naroda.ru/

3. ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ДОКУМЕНТОВ «ПОДВИГ НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.». - URL: http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome

4. Победители. - URL: https://www.pobediteli.ru/

5. Вестник «Календарь Победы». - URL: http://pobeda.elar.ru/

– Распределение ролей и места каждого учащегося класса в данном проекте.

- Подготовка мероприятий.

- Проведение родительского собрания.

- Сбор предварительной информации совместно с участниками проекта.

2 этап. Основной этап реализации проекта «Письмо солдату»

- организация мероприятий по программе проекта (см. Программу проекта).

Программа проекта

№ п/п Название мероприятия Дата проведения Выход результата

1. Знакомство с литературой 1 р/нед. по расписанию уроков Отбор наиболее доступных для заучивания стихов, текстов для чтения

2 Подготовка и показ презентации, посвященной СВО 10.01 Расширение знаний об основных событиях СВО

3. Познавательное занятие в рамках воспитательной работы 17.01 Просмотр видео-ролика, чтение рассказа о войне, встреча с ветераном

4. Просмотр фильма о войне совместно с родителями 26.01 Обсуждение фильма.

Подготовка рассказов семей о воевавших и погибших родственниках.

Определение материалов для стенгазеты

5. Чтение и разучивание стихов о войне, о Родине 1р/нед Уроки чтения;

Внеурочная деятельность

6. Знакомство со структурой письма, эпистолярным жанром 31.01 Участие в акции

(придумывание писем)

7 Написание писем солдатам 02.02 Практическая деятельность (написание, оформление);

Отправление писем

3 этап. Заключительный:

• участие в акции «Сбор писем солдатам на СВО»;

• проведение заседания круглого стола с целью распространения имеющегося опыта работы по проекту;

• определение наиболее активных классных руководителей и родителей.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Письмо солдату»Фотоотчет «Письмо солдату» В Кузбассе стартует патриотическая акция # Zащитники КуZбасса. Спасибо! Призванная в преддверии празднования Дня защитника Отечества сказать.

Фотоотчет «Акция ко Дню России «Письмо солдату»Фотоотчет «Акция ко Дню России «Письмо солдату» 12 июня наша страна празднует молодой но очень значимый для нашей страны праздник День России. В преддверии этого праздника в нашей группе.

Фотоотчет о проведении Всероссийской акции «Письмо солдату»Фотоотчет о проведении Всероссийской акции «Письмо солдату» Наша великая Родина – Россия всегда стояла на защите интересов народов, нуждающихся в помощи. И сегодня российские солдаты помогают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Письмо солдату»
Опубликовано: 10 января 2025 в 17:55
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Письмо солдату»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дорофеева (УИ 130025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД