Кожанова Юлия
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия во 2 классе «Автоматизация звука[р] в словах и словосочетаниях»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия 2 класса
«Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях»
Ф. И. О. учителя-логопеда Кожанова Юлия Темирбековна, учитель-логопед
Возраст учащегося, класс 2 класс, 11 лет
Логопедическое заключение Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью всех средств языка
Тема занятия Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях
Публикация «Технологическая карта индивидуального логопедического занятия во 2 классе „Автоматизация звука[р] в словах и словосочетаниях“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тип занятия Повторение, систематизация и закрепление учебного материала.
Логопедическое занятие деятельностной направленности.
Используемые технологии • Технология на основе системно-деятельностного подхода.
• Здоровьесберегающие технологии.
• Игровая технология.
Цель занятия Автоматизация правильного произношения звука [р] в словах и словосочетаниях
Планируемые образовательные результаты Предметные: Метапредметные: Личностные:
В результате занятия ребё нок закрепит умения:
- правильно произносить звук [р] в словах и словосочетаниях;
- вычленять звук из речевого потока и определять место звука в слове;
- согласовывать существительные с числительными в роде, числе и падеже;
формирования ассоциативных связей, изучаемых грамматических явлений. Познавательные УУД:
- закреплять умение делать выводы в результате проделанной работы;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать, классифицировать по признакам;
- находить ответы на вопросы.
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать
цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– учиться работать по предложенному учителем плану;
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом.
Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать и понимать;
–оформлять свои мысли в устной и письменной форме. - развитие самоконтроля за собственной речью;
- формирование положительного интереса и мотивационной основы к изучаемой теме через выполнения разнообразных видов работ;
- формирование интереса к мыслительной деятельности, анализу, сравнению, осознанию языковых единиц;
- развитие навыков планирования смыслового высказывания.
Ресурсы урока Артикуляционный уклад звука [р], билет, мозаика, картинки артистов цирка, компьютер, презентация, мяч, маршрут, предметные картинки.
Организационная структура и содержание логопедического занятия
Этап Длительность этапа Деятельность учителя-логопеда Деятельность учащегося
I Этап
Мотивации к учебной деятельности - создать условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в образовательный процесс
1 минута - Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Там нас будет ждать интересное представление. Но чтобы попасть в цирк, нам нужен билет. Билет находится у мамы. И получить его можно, если только выполнить весь список заданий.
Учитель – логопед отдает лист с заданиями Получает лист с заданиями
II. Этап
Актуализации знаний по теме - актуализировать имеющиеся у ребенка знания;
- формировать умение осуществлять действие по образцу и заданной инструкции
Длительность этапа Деятельность учителя-логопеда Деятельность учащегося
5 минут 2.1. Артикуляционная гимнастика
- Зачитай по порядку список заданий и постарайся их все выполнить, чтобы поскорее оказаться в цирке на самом интересном представлении.
1. Умыться, почистить зубы.
2. Позавтракать
3. Очистить снег
4. Покрасить забор
5. Высушить грибы
6. Накормить лошадь
7. Выполнить домашнее задание – сыграть на гармошке
-Молодец! Ты выполнила все задания. Вот твой билет.
2.2. Артикуляция и характеристика звука
- Как ты думаешь, какому звуку посвящено сегодняшнее выступление в цирке?
- Давай вспомним, как правильно произносится данный звук.
- А какой это звук?
Выполняет упражнение «Почистим зубки»
Выполняет упражнение «Чашечка»
Выполняет упражнение «Лопатка»
Выполняет упражнение «Маляр»,
Выполняет упражнение «Грибок»
Выполняет упражнение «Лошадка»
Выполняет упражнение «Гармошка»
Получает билет
- Звуку [р]
- Губы полураскрыты, в улыбке; зубы - разомкнуты; язычок упирается в верхние зубки; голосовые связки – вибрируют
- Согласный, потому что не поётся и встречает преграду
III. Этап
Практическая деятельность - формировать умение удерживать поставленную задачу на протяжении всего времени выполнения задания
- развивать владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; умение выделять существенные признаки объектов, слушать собеседника
Длительность этапа Деятельность учителя-логопеда Деятельность учащегося
22 минуты 3.1. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Транспорт»
- Пора отправлять, а то мы пропустим представление. На каком транспорте можно добраться до цирка?
- Собрав правильно мозаику, ты узнаешь, на каком транспорте отправимся мы.
- На каком транспорте мы отправимся в цирк?
- Машина какого цвета?
3.2. Упражнение «Заведи моторчик»
-Перед тобой маршрут. Давай заведём моторчик. Проводи пальчиком по дорожке, отчетливо произнося звук [р].
- Представь, что мы забираемся на горку, забуксовали, моторчик стал работать сильнее. Покажи это голосом.
3.3. Автоматизация звука. Упражнение «Веселое появление»
- Вот мы и в цирке. Первым номером будет выступать артист, который тренирует животных. Ты знаешь кто это?
- А мастерство каких животных он будет показывать, ты узнаешь, если правильно и чётко произнесешь слоги.
- Прочитай слоги, чётко проговаривая звук [р]. Щелкай по квадрату и открывай изображение.
(На мониторе расположены слоги. Называя правильно слог, исчезают квадраты и появляется изображение животных)
- Какие животные у нас получились?
- Как назвать этих животные одним словом?
- Где расположен звук [р] в данных словах?
3.4. Развитие грамматического стоя речи.
- Давай посчитаем, сколько животных выступало на арене. На экране появится цифра, а ты сосчитай животных.
3.5. Развитие звукового анализа. Работа по компьютеру
- А представление продолжается. На арену выходит тигр. Ему по команде нужно занять одну из трех тумб. На первую тумбу тигр запрыгивает, если звук [р] находится в начале слова, на вторую – если в середине и на третью – если в конце. Я буду тебе показывать картинки, а ты их будешь называть и направлять тигра на нужную тумбу.
- Молодец!
3.6. Развитие фонематического восприятия. Упражнение «Жонглёр»
- Следующим номером выступает цирковой артист, который умеет в воздухе подбрасывать одновременно несколько предметов.
- Ты знаешь, кто это?
- Но сегодня жонглер заболел. И его заменишь ты. Ты будешь подбрасывать один мячик, когда услышишь звук [р] в словах.
Корабль, малина, брусника, фломастер, лопата, диван, парусник, конфета, тетрадь, вертолет.
- Отлично! Ты справилась.
3.7. Автоматизация звука в словах.
- Ой! Неожиданно на сцену вылетел попугай. Этот попугай непростой, он во всех словах заменяет первый звук на звук [р]. Какое слово получится у попугая, если он услышит слово дом?
(Ром)
- Я буду называть слова, а ты запиши в тетрадь слова так, как их произнёс бы попугай.
Хобот, пугать, кот, мак, танец, мычать, высь, нога, пыжик, козы, муха.
- Какие из записанных слов обозначают действие предмета?
3.8. Упражнение «Цирковой оркестр»
- Представление закончилось. И напоследок выступит цирковой оркестр. На каких инструментах играют в оркестре, если вы их названии есть звук [р]?
- А как называются люди, которые играют на этих инструментах?
3.9. Автоматизация звука в словосочетаниях. Упражнение «Приятное возвращение»
- А мы возвращаемся домой, где мама нам накрыла праздничный обед. Догадайся, какие блюда были на столе. Замени мою фразу так, чтобы смысл не изменился.
Пюре из картофеля, котлеты из рыбы, помидоры красного цвета, пирог из моркови, сок из винограда, рулет из рома, ватрушка из творога, мороженое со смородиной, торт для праздника. Ребенок получает разрезанную мозаика
- Мы отправимся в цирк на машине.
- Машина красного цвета
Ребёнок проводит пальчиком по маршруту, четко произнося звук [р].
Работа над силой и высотой голоса
- Дрессировщик
- Зебра, крокодил, кенгуру и тигр
- Животных жарких стран
Определяет положение звука в каждом слове
- Одна зебра, два тигра, 3 крокодила, 5 кенгуру, 7 кроликов….
Ребенок определяет положение звука [р] в словах : корзина, комар, рыбак, сыр, муравей, рукавица, самовар, корона, сахар, рога и в зависимости от положения звука в слове отправляет тигра на одну из тумб (На первую тумбу тигр запрыгивает, если звук [р] находится в начале слова, на вторую – если в середине и на третью – если в конце)
-Жонглер
Ребёнок держит в руках мяч, ему поочередно предлагаются слова. Если в слове есть звук [р] – ученица подбрасывает мяч над собой
Работа в тетради: запись измененных слов :
робот, ругать, рот, рак, ранец, рычать, рысь, рога, рыжик, розы, рука.
- Ругать, рычать
- Труба, гитара, скрипка, барабан, гармошка
-Картофельное пюре, рыбные котлеты, красные помидоры, морковный пирог, виноградный сок, ромовый рулет, творожная ватрушка, смородиновое мороженое, праздничный торт.
IV. Этап
Итоговая и рефлексивная деятельность - развитие умения обобщать знания,анализировать, контролировать и оценивать результат
- подведение итогов занятия учителем-логопедом.
- диагностика качества усвоения темы
Длительность этапа Деятельность учителя-логопеда Деятельность учащегося
2 минуты - Понравилось ли тебе на представлении в цирке?
- Выступление каких артистов тебе понравилось?
- Какому звуку было посвящено сегодняшнее выступление?
- Сегодня в цирке не выступал один артист – клоун. Он не смог приехать. Но оставил для тебя подарок. Заверши подарок. Дорисуй клоуну эмоцию, которая опишет твоё настроение Ответы на вопросы учителя-логопеда, оценка своей работы.
Оценивает состояние своего настроения на текущий момент