Саида Гулиева
Технологии педагогического общения
▼ Скачать + Заказать документы
Общение — понятие сложное, неоднозначное, емкое. Довольно часто общение трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата в совместной деятельности.
С позиции деятельностного подхода, принятого, в основном, в отечественной психологической науке, общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека и т. д. Но человеческое общение может рассматриваться не только как акт осознанного, рационально оформленного [речевого] обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми — оно многообразно и по содержанию, и по форме проявлений. Общение может варьировать от высоких уровней духовного взаимодействия партнеров до узких, конкретных, свернутых, фрагментарных контактов.
Публикация «Технологии педагогического общения» размещена в разделах
Итак, конкретизируем и уточним: общение, как мы уже сказали, является многогранным явлением — оно представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, и их духовное взаимопроникновение (аспект личностного отношения — один из компонентов, одна из граней данного явления). и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, и их духовное взаимопроникновение (аспект личностного отношения — один из компонентов, одна из граней данного явления).
Понятно, что в силу именно своей многогранности, общение изучается многими науками, причем, и фундаментальными, и прикладными. Для удобства анализа нашими учеными выделяются в качестве самостоятельных логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательный и общепсихологический подходы к общению.
Общение в логико-гносеологическом аспекте можно рассматривать как особый вид познавательнопрактической деятельности людей, направленной на адекватное отражение действительности, осуществляемое в определенных условиях с определенными целями и с помощью определенных средств. Как видим, здесь вполне конкретно объясняется социальная сущность общения и структурные компоненты и их связи друг с другом. Процесс общения не может происходить без каких-либо [специальных, специфических] средств, причем, средства эти должны соответствовать содержанию, обстановке, целям и, естественно, особенностям партнеров общения, коммуникантов.
Основным средством общения, конечно, служит язык, а изучение его содержания, форм, видов, возможностей и норм составляет важнейшую проблему теории общения как таковой. Эти аспекты общения исследуются в функционально-лингвистическом подходе к общению.
А вот психологический анализ общения начинается там, где используются психологические методы исследования — наблюдаемые факты фиксируются в терминах психологии как науки и рассматриваются в сопоставлении с уже известными психологическими закономерностями. Общение для психолога (и, кстати, педагога) — это, прежде всего, закономерности протекания психической деятельности людей, общающихся друг с другом с определенными целями в определенных условиях его деятельности (например, образовательной, получения образования).
Но общение как понятие широкое может рассматриваться и социологами, и философами, и медиками, и, как мы уже сказали, педагогами — и комплексный подход становится чрезвычайно важным сегодня.
Но наше исследование общения сосредоточено именно на его педагогической стороне.
Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося, опосредующее усвоение знании и становление личности в учебновоспитательном процессе.
Иногда педагогическое общение определяется как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение, по словам Л. Л. Леонтьева — неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.
Ранее А. Н. Леонтьев педагогическое общение определил как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива/>59
Для И. А. Зимней педагогическое общение «. форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся».
Педагогическое общение — основная форма осуществления педагогического процесса, и его продуктивность определяется целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения.
Основная цель педагогического общения состоит в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков, компетенций) от педагога учащимся и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление/формирование индивидуальности учащихся да и самих педагогов.
Нами много сказано об информационной функции общения, однако можно определенно выделить и другие:
контактную как установление контакта, как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимной ориентации;
побудительную как стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;
эмотивную как пробуждение в обучающемся нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний и др.
Педагогическое общение (правильное, грамотное) создает необходимые условия для реализации потенциальных сущностных сил всех субъектов педагогического процесса.
Высшая цель педагогического общения — сохранение индивидуальности педагога и обучающегося. Всегда относиться к себе и учащимся как цели общения — вот что по-настоящему важно! Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность данному слову и т. д.
Специфика общения проявляется в его направленности — не только на само взаимодействие и на обучающихся [с целью их развития], но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе знаний, умений, навыков, компетенций. Отсюда можно конкретизировать: педагогическое общение идет по трем векторам: учебное взаимодействие, актуальное состояние и перспективные линии развития молодых людей, предмет освоения/усвоения. Своеобразие педагогического общения, выражается в очень прочном сочетании элементов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.
В педагогическом общении, заметим очень важна все же обучающая его функция как часть взаимодействия педагога и обучающихся и обучающихся между собой.
Е. А. Климов среди основных характеристик группы профессий «человек-человек», к которым он, естественно, отнес и педагогов, выделил следующие, отражающие как раз специфику общения :
умение руководить, учить, воспитывать, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей;
умение слушать и выслушивать;
широкий кругозор;
речевая (коммуникативная) культура;
душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту;
проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше;
способность сопереживать;
наблюдательность и др.
Отечественная педагогика сегодня выделяет две основные модели общения : учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную.