Поветьева Карина
Технологии личностно-ориентированного образования в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии личностно-ориентированного образования в
дошкольном учреждении
Поветьева К. А. воспитатель первой
квалификационной категории МДОУ ЦРР
Детский сад 51 Солнышко г. о. Подольск
Московской области
Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной практике обучения и воспитания детей: обновление содержания образования; внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
Публикация «Технологии личностно-ориентированного образования в дошкольном учреждении» размещена в разделах
В связи с введением ФГОС перед нами, педагогами дошкольного образования, возникла проблема, которая выражается в необходимости перестройки всей системы дошкольного образования, смены способов общения и взаимодействия не только с ребенком, но и со всеми субъектами образования. В связи с этим я ставлю перед собой задачу – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. В этой связи приоритетными являются личностно-ориентированные технологии, на основе которых построены системы образования в лидирующих по образовательной практике странах мира.
Личностно-ориентированная технология — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий - целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество». Обучающийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Сухомлинский В. А., Амонашвили Ш. А., Бондаревская Е. В., Сериков В. В., Якиманская И. С.
Идеи развития личности в процессе обучения, положенные в основу концепций личностно-ориентированного образования, отражены в трудах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. В. Петровского.
Сущность личностно-ориентированного подхода в образовании рассмотрена в работах Е. В. Бондаревской, А. В. Петровского, В. В. Серикова, И. С. Якиманской. Анализ исследований по проблеме развития личности в процессе образования показал, что разработаны личностно- ориентированные психолого-педагогические теории, предложены модели обучения, учитывающие особенности личности обучающихся.
Целью такого обучения является создание системы психолого – педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Основными задачами являются гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов; приоритет личностных отношений; индивидуальный подход к воспитанникам.
Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность в подготовительной группе, по отношению к детям, включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное отношение и внимание к нему.
В основе навыков активного слушания лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребенка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от позиции взрослого «над». Счастлив ребенок в данный момент или нет, зависит от психологического климата, в котором он находится, от эмоционального багажа, накопленного в детстве, в то же время зависит от стиля общения ребенка и взрослого.
О том, какие мы были в детстве узнаем из слов родителей и родных.
Понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать им своими действиями значит активно слушать и слышать ребенка в самом широком смысле.
Личностно - ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности.
В процессе взаимодействия с детьми создаем ситуации, ориентированные на личностное развитие : ситуации успеха, ситуации, обращенные к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания, оборудования, партнера по деятельности, таким образом предоставляем ребенку возможность реализовать себя как личность.
Создавая ситуацию успеха, ставим перед собой следующую задачу: дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. В процессе личностно - ориентированного взаимодействия ребенку предоставляется право выбора, возможность выбрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности. Предлагая ребенку совершить осознанный выбор, помогаем ему формировать свою неповторимость.
Реализуя в своей педагогической деятельности личностно-ориентированные технологии применяем технологии руководства самостоятельной деятельностью детей «Правил», «Выбора», «Оценки и самооценки», «Пиктограмма дня», которые являются примером использования технологии личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. В настоящее время можно говорить об их эффективности в работе с детьми.
Важным условием реализации личностно-ориентированной технологии в педагогическом процессе является знание индивидуальных особенностей каждого воспитанника и на основе этого разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута на каждого ребенка.
Для этого следует оценить индивидуальную динамику развития детей в результате наблюдений в естественной среде: игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в проектной деятельности, художественной деятельности, физическом развитии, а затем корректируем свои дальнейшие действия для работы с ребенком.
Личностно-ориентированные технологии можно использовать в следующих формах:
Построение организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию.
При этом перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также позволяют сформулировать тему занятия самостоятельно. Занятия на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, составила тематическое планирование для детей подготовительной группы (6 – 7 лет).
Использование инсценировок, этюдов и ритуалов, при проведении занятий этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволяет ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяем самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки. После проведения этюда, инсценировки, обязательно проводим обсуждение, рефлексия и подведение итогов. Вместе с тем разработала картотеки ритуалов на начало дня и окончания дня.
В своей работе использую такие методы как: беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания.
Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально - личностной и поведенческой сфер: развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие стрессов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций.
При организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр создала картотеку игр.
Эти игры помогают детям координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Во время игры выступаю в качестве доброжелательного участника.
Вместе с тем, в работе с детьми использую приемы арт - терапии песочную терапию. Применение методов и техник арт-терапии и песочной терапии решает целый ряд важнейших задач, таких как:
реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития;
создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой - созданием для каждого ребенка ситуации успеха в значимой творческой деятельности; профилактика и выявление различных психологических причин эмоционального напряжения и стресса;
гармонизация эмоциональной сферы, снятие психоэмоционального напряжения, создание условий для самопознания и творческого самовыражения;
формирование навыков общения, контроля своего поведения, эффективного взаимодействия и развитие навыков рефлексии; содействие развитию творческих задатков, развитие творческого мышления, воображения.
Песок — прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. С огромным интересом и радостью дети участвуют в выполнении заданий песочнице с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом и другими сыпучими материалами). Вместе с тем подобраны игры с кинетическим песком на зимнее время года.
Принципы взаимопонимания строятся на основах общения. Первый из которых - безусловное принятие ребенка. Любить его не за красоту и ум, спокойствие и помощь, а просто за то, что он уже есть. Такие сообщения содержаться в приветственных взглядах, ласковых прикосновениях, в прямых фразах: «Как хорошо, что ты к нам приехал», «Я рада тебя видеть», «Давай мы вместе…», «Мне нравится, как ты …», «Ты конечно справишься…». Если ребенок не получает таких знаков, то возникают эмоциональные проблемы, отклонения в поведении.
Находясь рядом с детьми, создаем условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками. Стремимся разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы.
Важно, чтобы у ребенка к выпуску из подготовительной группы были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. Что ребенок выбирает в качестве мотивации – игру, развлечение или познание?
Для педагогов-коллег провела консультацию: «Использование личностно – ориентированной технологии в работе с дошкольниками» и мастер – класс по применению в работе с дошкольниками «Снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников».
Требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, а применяя личностно-ориентированный подход в ежедневной работе с детьми, мы воспитываем интеллектуально развитого ребенка, умеющего самостоятельно принимать решения, находить выход из разных ситуаций, формируем волевую и мотивационную готовность к школе.
Таким образом личностно - ориентированное обучение играет важную роль в системе дошкольного образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие ребенка как личности идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития как субъектная деятельность дошкольника, обеспечивающая познание должно разворачиваться как процесс, описывается в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом развития должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Для реализации личностно-ориентированного образования требуется учитывать подходы:
- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого воспитанника;
- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;
- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.
Вместе с тем, в процессе такого развития происходит активное участие в образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать воспитаннику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония.
2. Бондаревская Е. В. Ценности личностно-ориентированного образования.
3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий.
4. Сериков В. В. Личностный подход в образовании : концепция и технологии.
5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.
6. Якиманская И. С. Личностный подход в образовании : концепция и технологии.
Список используемой литературы:
1. Агапова О. И., Джонс Л. Л., Ушаков А. С. Проект новой модели обучения для информационного общества // Информатика и образование. 2006. № 1.
2. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 2008. №
3. Волков Б. С, Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. (Серия
«Детскому психологу»). - СПб. : Питер, 2008.
4. Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Яровенко В. А. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе//ВОИПКиПРО. 2013. №5
5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.
6. Корепанова М. В. Теория и практика становления и развития образа Я дощкольника : Монография. Волгоград, 2001.
7. Мария Монтессори Дом ребенка. Метод научной педагогики. – «Астрель».
8. О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я». – Изд М. : Генезис, 2009. – 344с.
9. Ромек В. Г. Поведенчекая психотерапия: Учебное пособие, М. :Академия, 2001.
10. Ромек В. Г. уверенность в себе: этический аспект// журнал практического
психолога. 1999, №9 Журнала «Дошкольное воспитание», разделы «Научный
поиск» «Наука практике».