Приложение МААМ

Технологии формирования словообразовательных навыков у дошкольников

Ковалева Алена
Технологии формирования словообразовательных навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо

понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой и

фонематический слух, обогащать знания и представления детей об

окружающем мире, активизировать словарь прежде всего мотивированными

словами (т. е. производными от других, а также словами всех частей речи,

обогащать смысловую сторону речи.

В процессе словообразования простое повторение и заучивание слов

малопродуктивно, ребенок должен понять механизмы словообразования и

Публикация «Технологии формирования словообразовательных навыков у дошкольников» размещена в разделах

научиться ими пользоваться. Внимание детей обращают на морфемные

способы словообразования : при помощи суффиксов (учить – учитель -

учительница, приставок (ехать – уехать – переехать - выехать, путем

сложения основ (водопровод, краснощекий, воздухоплаватель, а также

сформировать навыки образования производных слов по аналогии со

знакомым.

Младший дошкольный возраст.

Дети усваивают модели словообразования существительных суффиксальным

способом, используя суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением

(палец – пальчик, стол – столик, конфета – конфетка, лиса - лисичка, со

значением детенышей животных (кот - котенок, посуды (сахар – сахарница,

хлеб – хлебница, конфеты - конфетница); а также некоторые способы

образования глаголов с приставками.

Знакомство детей со способами словообразования организуется с помощью

игрушек, картинок, дидактических игр и упражнений, игр-драматизаций с

игрушками, путем создания игровых ситуаций.

Дети рассматривают парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок,

лошадь и жеребенок и пр.). Воспитатель учит детей образованию названий

детенышей с помощью суффиксов –онок. –ёнок, формирует представление о

названиях детенышей разных животных: у кошки – котенок, у мышки –

мышонок, у утки – утенок, у лисы – лисенок, у медведицы – медвежонок.

Последовательно вводится множественное число наименований детенышей:

один – котенок, а если их много, то это – котята.

Организуется игра с картинками. Воспитатель показывает картинку: - У меня

котенок. А у тебя кто? – Котята. – У меня лисенок, а у тебя? – Лисята. – У

меня зайчонок, а у тебя? – Зайчата.

В игре-драматизации с игрушками «Кто пришел?» детей побуждают

образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных,

употреблять их наименования в единственном и множественном числе.

Пример: Приходит котенок, здоровается с детьми. Педагог: - Кто к нам

пришел? – Котенок. – Как назовем его ласково? – Котеночек, котик.

Появляются котята. – Кто к нам еще пришел? – Котята. – Как их назвать

ласково? – Котятки. – Какой котеночек? – Мягкий, пушистый, ласковый,

маленький. – А какие котятки? – Маленькие, пушистые, ласковые.

Воспитатель обобщает: - Это котята. Они маленькие, пушистые, ласковые. Их

зовут ласково – котятки. Котятки любят свою маму-кошку. Таким же образом

обыгрываются зайчонок и зайчата, утенок и утята. Все игрушки играют,

веселятся, затем уходят.

В игре «Кто у кого» (у лисы – лисята, у ежа – ежата, у коровы - телята) детей

учат употреблять названия животных и их детенышей в именительном

падеже единственного и множественного числа, в игре «Кого не стало» -

употреблять названия животных в родительном падеже единственного и

множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, утят).

Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится

аналогично в играх-драматизациях и дидактических играх. Возможно

использование сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций с помощью

кукол: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сахар –

в сахарнице, хлеб – в хлебнице, сухари – в сухарнице, фрукты – в

фруктовнице, конфеты – в конфетнице. ( Можно напомнить детям: манты

варят в мантовнице, вафли готовят в вафельнице и пр.).

В младшей группе детей учат образованию глаголов разными способами.

Например, возможно образование глаголов от звукоподражательных слов : -

Кря-кря-кря! Кто это? – Уточка. – Что она делает? – Крякает. – Ква-ква-ква!

Кто это? – Лягушка. – Что она делает? – Квакает. – Хрю-хрю-хрю! Кто это? –

Свинка. – Что она делает? – Хрюкает. Воспитатель демонстрирует

образование глаголов при помощи приставок: ходить – заходить – уходить –

приходить; шел – вошел – вышел – пришел – ушел.

Знакомство детей с со способами образования глаголов осуществляется в

дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто

что делает?», «Добавь слово», в играх-драматизациях с игрушками и в

игровых ситуациях. Следует помнить, что дети допускают ошибки в трудных

формах словообразования. Чтобы предупреждать эти ошибки, взрослому

целесообразно использовать речевой образец.

Средний дошкольный возраст.

Проводится работа по обучению разным способам образования производных

слов, относящихся к разным частям речи.

Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти

названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже

множественного числа. С этой целью проводятся те же дидактические игры,

что и в младшем возрасте: «Кто у кого», «Угадай, кого не стало», «Магазин

игрушек». Содержание речевого материала меняется, становясь более

сложным. Активно вводятся такие наименования животных, у которых

детеныш называется от другого корня: у лошади – жеребенок, у коровы –

теленок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у

собаки – щенок. Педагог объясняет, что не у всех детенышей животных есть

имя, их так и называют: детеныш жирафа, детеныш обезьяны.

Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно

образуют названия детенышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было

в их опыте. В основе таких игр и упражнений должны лежать знания ребенка,

его представления о мире, опыт.

Для формирования грамматических навыков в средней группе можно

использовать игры-драматизации и дидактические игры с игрушками. Если

нужных игрушек не окажется, целесообразно использовать фланелеграф,

театр картинок или теневой театр. Фигурки животных или картинки могут

изготовить сами воспитатели. Пример драматизации с игрушками. Педагог:

-Однажды осенью пошла я в лес. Было тепло, солнечно, тихо. Я присела на

пенек и вдруг вижу: на полянке появилась большая кто? (Ежиха.) А вслед за

ней маленькие колючие шарики катятся. Кто это? … Да, это ежата.

Маленькие ежики. Что стали делать ежата? Что же они делают? (Ежата

играют). Стали (ежата) играть, кувыркаться, в листья заворачиваться.

Носиками сопят, фыркают. А потом … (ежата) решили испугать маму и

спрятались за кустик. Ежиха ищет их. Кто их ищет? Мама-ежиха. Никак не

может найти мама-ежиха своих … ежат. Ежата сами прибежали к ней. Пошли

они домой друг за другом. Впереди кто? (Ежиха.) За мамой-ежихой кто?

(Ежата.) Сначала один… ежик, потом второй… ежик, затем третий… ежик.

Наконец не стало видно кого? (ежихи, а потом первого… (ежика, не стало

второго… ежика, не стало третьего… ежика. Не стало ни … ежихи, ни ее …

ежат (или ежиков). А я встала с пенька и тоже пошла домой вслед за ежихой с

ежатами.

В средней группе ведется обучение навыкам образования названий посуды

суффиксальным способом. Детям на примерах показывают, что одинаковые

значения бывают выражены разными словообразовательными средствами

(суффиксами) : есть слова с суффиксом –ниц- (хлебница, сухарница,

конфетница, но есть и другие, которые тоже означают посуду, но звучат

иначе - солонка, масленка (с суффиксами –онк-, -ёнк-) или чайник, кофейник,

молочник (с суффиксом –ник-).

Драматизация «В гостях у куклы» : создается игровая ситуация. Педагог: - К

Маше придут в гости подружки, а она не знает, во что положить хлеб,

конфеты, сахар. Давайте подумаем вместе и поможем ей. Ей специальная

посуда. Как она называется? Для хлеба есть что? – Хлебница. – Значит, Маша

положит хлеб во что? – В хлебницу (повторяют хором). – Как называется ваза

для конфет? – Конфетница. – Куда Маша положит конфеты? – В конфетницу.

Куда можно положить фрукты? Что есть для фруктов? – Ваза, которая

называется … фруктовница. Куда положим фрукты? – В фруктовницу.

Дидактическая игра «Магазин посуды» : с помощью этой игры закрепляются

наименования посуды. В магазине продается посуда. Педагог и дети

рассматривают посуду. – Хлебница. Для чего она? – Для хлеба. – А это что?

Куда кладут сахар? – Сахарница. Правильно, сахарница (повторяют хором). –

А это что? Продавец: - Это посуда для сухарей. – Как она называется? Для

хлеба – хлебница, для сахара – сахарница, а для сухарей - … сухарница

(образуют формы по аналогии).

На этом возрастном этапе особое внимание уделяется образованию разных

форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам. Продолжается

работа по образованию звукоподражательных глаголов: ворона каркает,

кошка мяукает, петух кукарекает, воробей – чик-чирик – чирикает.

Старший дошкольный возраст.

Рекомендуется знакомить детей с типичными способами словообразования.

Прежде всего закрепляют полученные ранее грамматические навыки : навыки

образования наименований посуды и детенышей животных (зверей и птиц) с

помощью суффиксов (грачонок – грачата, снегирь – снегирята – один и

много, но один птенчик – ласточка, синичка, а много – ласточки, синички).

Еще раз закрепляется представление, что у некоторых детенышей нет

особого имени: детеныш кенгуру, жирафа, обезьяны, птенец пелекана,

колибри. Здесь уместны задания на объяснение значений слов : «О чем

говорит слово воробьишко?» (Детеныш воробья, маленький, озорной,

шаловливый, а воробей большой, взрослый).

В основном используются словесные игры и упражнения : «Магазин»,

«Зоопарк», «Угадай, чего (кого) не стало».

Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе

рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с

теленком, лошадь с жеребенком, овца с ягненком, курица с цыпленком и т. п.).

Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей

речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Ребенок учится

вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания,

осмысливать их, оперировать ими. Чтобы уточнить, какие профессии знают

дети, можно провести дидактическую игру «Знаешь ли ты профессии?»

(упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по

профессии).

Педагог объясняет: - Все взрослые вокруг нас трудятся. Часто название

профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его

инструменты, машины: мы с вами уже знаем, что детей учит учитель, что

строит дома строитель, работает на кране крановщик. Если вам скажут, что

делает человек, вы можете правильно назвать его профессию. Отгадайте: -

Чинит часы … (часовщик). Дома строит … (строитель). Чинит сапоги и

другую обувь (сапожник). Проверяет билеты … (билетер). Работает в

библиотеке … (библиотекарь). Работает на кассе … (кассир).

В игре «Кто он такой?» дети учатся образованию существительных от

глаголов. Образец: если он заступается за всех, он заступник. Он много

работает, он … (работник). Он часто дерется, он … (драчун). Он много-много

говорит, он … (говорун).

В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные

женского рода: он летчик – я тоже летчица, он плясун – я тоже плясунья, он

умник – я тоже умница, он танцовщик – я тоже танцовщица, он учитель – я

тоже учительница, он продавец – я тоже продавщица и т. д.

Полезны упражнения на употребление суффиксов существительных

мужского и женского рода: Занимается спортом … (спортсмен -

спортсменка). Играет в футбол … (футболист - футболистка). Катается на

лыжах … (лыжник - лыжница). Катается на велосипеде … (велосипедист -

велосипедистка). Хорошо прыгает … (прыгун - прыгунья).

Детей учат подбирать однокоренные слова (слова-родственники) : снег,

снеговик, снегопад, снежинка, снежный, подснежник, Снегурочка, снеговые

горы; береза, березовый, подберезовик; лист, лиственница, листопад. «Словародственники» должны иметь похожую часть и быть связанными по смыслу.

Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней

сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется с помощью

суффиксов –ее, -ей, -е, -те- (синтетический способ) или при помощи слов

более или менее (аналитический способ) : чистый – чище – более чистый.

Превосходная степень образуется путем прибавления к основе

прилагательного суффиксов –ейш-, -айш- (синтетический способ) или при

помощи вспомогательных слов самый или наиболее (аналитический способ) :

умный – умнее - умнейший – самый умный – наиболее умный; высокий –

выше – высочайший – самый высокий – наиболее высокий.

Целесообразно как можно чаще проводить с детьми небольшие по

продолжительности упражнения (5-6 минут) : на образование прилагательных от основ существительных: Какое варенье из

малины? (малиновое); … из смородины? (смородиновое); … из крыжовника?

(крыжовниковое); … из кабачков? (кабачковое); … из персиков? (персиковое);

… из клубники? (клубничное); … из брусники? (брусничное); … из черники?

(черничное); … из земляники? (земляничное) и пр. ;

на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности) :

В доме жила коза. Чей дом? (Козий.) В другом доме жил верблюд. Чей дом?

(Верблюжий.) В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом? (Поросячий.) В

берлоге спит медведь? Чей дом? (Медвежий.) Дружно в доме крякают утки.

Чей дом? (Утиный). Гуси – гусиный, куры – куриный.

Учитывая растущее у ребенка осознание особенностей своей и чужой речи,

особую чувствительность к языку, следует шире использовать вопросы

проблемного характера. Упражнение: - Мясорубка. Для чего она нужна?

Почему ее так назвали? (Мясо рубит). Соковыжималка. Для чего она нужна?

Почему ее так назвали? (Выжимает сок). Пылесос. Для чего он нужен?

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый»Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗРечедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мое авторское пособие: речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Тренажер «Little Better» для формирования навыков самообслуживвания у детей раннего возрастаТренажер «Little Better» для формирования навыков самообслуживвания у детей раннего возраста Цель. Формирование элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста Задачи. 1. Формировать у детей самостоятельность при.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технологии формирования словообразовательных навыков у дошкольников
Опубликовано: 16 июня 2021 в 15:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии формирования словообразовательных навыков у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ковалева Алена (УИ 1798719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД