Ковалева Алена
Технологии формирования словообразовательных навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо
понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой и
фонематический слух, обогащать знания и представления детей об
окружающем мире, активизировать словарь прежде всего мотивированными
словами (т. е. производными от других, а также словами всех частей речи,
обогащать смысловую сторону речи.
В процессе словообразования простое повторение и заучивание слов
малопродуктивно, ребенок должен понять механизмы словообразования и
Публикация «Технологии формирования словообразовательных навыков у дошкольников» размещена в разделах
научиться ими пользоваться. Внимание детей обращают на морфемные
способы словообразования : при помощи суффиксов (учить – учитель -
учительница, приставок (ехать – уехать – переехать - выехать, путем
сложения основ (водопровод, краснощекий, воздухоплаватель, а также
сформировать навыки образования производных слов по аналогии со
знакомым.
Младший дошкольный возраст.
Дети усваивают модели словообразования существительных суффиксальным
способом, используя суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением
(палец – пальчик, стол – столик, конфета – конфетка, лиса - лисичка, со
значением детенышей животных (кот - котенок, посуды (сахар – сахарница,
хлеб – хлебница, конфеты - конфетница); а также некоторые способы
образования глаголов с приставками.
Знакомство детей со способами словообразования организуется с помощью
игрушек, картинок, дидактических игр и упражнений, игр-драматизаций с
игрушками, путем создания игровых ситуаций.
Дети рассматривают парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок,
лошадь и жеребенок и пр.). Воспитатель учит детей образованию названий
детенышей с помощью суффиксов –онок. –ёнок, формирует представление о
названиях детенышей разных животных: у кошки – котенок, у мышки –
мышонок, у утки – утенок, у лисы – лисенок, у медведицы – медвежонок.
Последовательно вводится множественное число наименований детенышей:
один – котенок, а если их много, то это – котята.
Организуется игра с картинками. Воспитатель показывает картинку: - У меня
котенок. А у тебя кто? – Котята. – У меня лисенок, а у тебя? – Лисята. – У
меня зайчонок, а у тебя? – Зайчата.
В игре-драматизации с игрушками «Кто пришел?» детей побуждают
образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных,
употреблять их наименования в единственном и множественном числе.
Пример: Приходит котенок, здоровается с детьми. Педагог: - Кто к нам
пришел? – Котенок. – Как назовем его ласково? – Котеночек, котик.
Появляются котята. – Кто к нам еще пришел? – Котята. – Как их назвать
ласково? – Котятки. – Какой котеночек? – Мягкий, пушистый, ласковый,
маленький. – А какие котятки? – Маленькие, пушистые, ласковые.
Воспитатель обобщает: - Это котята. Они маленькие, пушистые, ласковые. Их
зовут ласково – котятки. Котятки любят свою маму-кошку. Таким же образом
обыгрываются зайчонок и зайчата, утенок и утята. Все игрушки играют,
веселятся, затем уходят.
В игре «Кто у кого» (у лисы – лисята, у ежа – ежата, у коровы - телята) детей
учат употреблять названия животных и их детенышей в именительном
падеже единственного и множественного числа, в игре «Кого не стало» -
употреблять названия животных в родительном падеже единственного и
множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, утят).
Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится
аналогично в играх-драматизациях и дидактических играх. Возможно
использование сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций с помощью
кукол: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сахар –
в сахарнице, хлеб – в хлебнице, сухари – в сухарнице, фрукты – в
фруктовнице, конфеты – в конфетнице. ( Можно напомнить детям: манты
варят в мантовнице, вафли готовят в вафельнице и пр.).
В младшей группе детей учат образованию глаголов разными способами.
Например, возможно образование глаголов от звукоподражательных слов : -
Кря-кря-кря! Кто это? – Уточка. – Что она делает? – Крякает. – Ква-ква-ква!
Кто это? – Лягушка. – Что она делает? – Квакает. – Хрю-хрю-хрю! Кто это? –
Свинка. – Что она делает? – Хрюкает. Воспитатель демонстрирует
образование глаголов при помощи приставок: ходить – заходить – уходить –
приходить; шел – вошел – вышел – пришел – ушел.
Знакомство детей с со способами образования глаголов осуществляется в
дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто
что делает?», «Добавь слово», в играх-драматизациях с игрушками и в
игровых ситуациях. Следует помнить, что дети допускают ошибки в трудных
формах словообразования. Чтобы предупреждать эти ошибки, взрослому
целесообразно использовать речевой образец.
Средний дошкольный возраст.
Проводится работа по обучению разным способам образования производных
слов, относящихся к разным частям речи.
Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти
названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже
множественного числа. С этой целью проводятся те же дидактические игры,
что и в младшем возрасте: «Кто у кого», «Угадай, кого не стало», «Магазин
игрушек». Содержание речевого материала меняется, становясь более
сложным. Активно вводятся такие наименования животных, у которых
детеныш называется от другого корня: у лошади – жеребенок, у коровы –
теленок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у
собаки – щенок. Педагог объясняет, что не у всех детенышей животных есть
имя, их так и называют: детеныш жирафа, детеныш обезьяны.
Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно
образуют названия детенышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было
в их опыте. В основе таких игр и упражнений должны лежать знания ребенка,
его представления о мире, опыт.
Для формирования грамматических навыков в средней группе можно
использовать игры-драматизации и дидактические игры с игрушками. Если
нужных игрушек не окажется, целесообразно использовать фланелеграф,
театр картинок или теневой театр. Фигурки животных или картинки могут
изготовить сами воспитатели. Пример драматизации с игрушками. Педагог:
-Однажды осенью пошла я в лес. Было тепло, солнечно, тихо. Я присела на
пенек и вдруг вижу: на полянке появилась большая кто? (Ежиха.) А вслед за
ней маленькие колючие шарики катятся. Кто это? … Да, это ежата.
Маленькие ежики. Что стали делать ежата? Что же они делают? (Ежата
играют). Стали (ежата) играть, кувыркаться, в листья заворачиваться.
Носиками сопят, фыркают. А потом … (ежата) решили испугать маму и
спрятались за кустик. Ежиха ищет их. Кто их ищет? Мама-ежиха. Никак не
может найти мама-ежиха своих … ежат. Ежата сами прибежали к ней. Пошли
они домой друг за другом. Впереди кто? (Ежиха.) За мамой-ежихой кто?
(Ежата.) Сначала один… ежик, потом второй… ежик, затем третий… ежик.
Наконец не стало видно кого? (ежихи, а потом первого… (ежика, не стало
второго… ежика, не стало третьего… ежика. Не стало ни … ежихи, ни ее …
ежат (или ежиков). А я встала с пенька и тоже пошла домой вслед за ежихой с
ежатами.
В средней группе ведется обучение навыкам образования названий посуды
суффиксальным способом. Детям на примерах показывают, что одинаковые
значения бывают выражены разными словообразовательными средствами
(суффиксами) : есть слова с суффиксом –ниц- (хлебница, сухарница,
конфетница, но есть и другие, которые тоже означают посуду, но звучат
иначе - солонка, масленка (с суффиксами –онк-, -ёнк-) или чайник, кофейник,
молочник (с суффиксом –ник-).
Драматизация «В гостях у куклы» : создается игровая ситуация. Педагог: - К
Маше придут в гости подружки, а она не знает, во что положить хлеб,
конфеты, сахар. Давайте подумаем вместе и поможем ей. Ей специальная
посуда. Как она называется? Для хлеба есть что? – Хлебница. – Значит, Маша
положит хлеб во что? – В хлебницу (повторяют хором). – Как называется ваза
для конфет? – Конфетница. – Куда Маша положит конфеты? – В конфетницу.
Куда можно положить фрукты? Что есть для фруктов? – Ваза, которая
называется … фруктовница. Куда положим фрукты? – В фруктовницу.
Дидактическая игра «Магазин посуды» : с помощью этой игры закрепляются
наименования посуды. В магазине продается посуда. Педагог и дети
рассматривают посуду. – Хлебница. Для чего она? – Для хлеба. – А это что?
Куда кладут сахар? – Сахарница. Правильно, сахарница (повторяют хором). –
А это что? Продавец: - Это посуда для сухарей. – Как она называется? Для
хлеба – хлебница, для сахара – сахарница, а для сухарей - … сухарница
(образуют формы по аналогии).
На этом возрастном этапе особое внимание уделяется образованию разных
форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам. Продолжается
работа по образованию звукоподражательных глаголов: ворона каркает,
кошка мяукает, петух кукарекает, воробей – чик-чирик – чирикает.
Старший дошкольный возраст.
Рекомендуется знакомить детей с типичными способами словообразования.
Прежде всего закрепляют полученные ранее грамматические навыки : навыки
образования наименований посуды и детенышей животных (зверей и птиц) с
помощью суффиксов (грачонок – грачата, снегирь – снегирята – один и
много, но один птенчик – ласточка, синичка, а много – ласточки, синички).
Еще раз закрепляется представление, что у некоторых детенышей нет
особого имени: детеныш кенгуру, жирафа, обезьяны, птенец пелекана,
колибри. Здесь уместны задания на объяснение значений слов : «О чем
говорит слово воробьишко?» (Детеныш воробья, маленький, озорной,
шаловливый, а воробей большой, взрослый).
В основном используются словесные игры и упражнения : «Магазин»,
«Зоопарк», «Угадай, чего (кого) не стало».
Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе
рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с
теленком, лошадь с жеребенком, овца с ягненком, курица с цыпленком и т. п.).
Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей
речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Ребенок учится
вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания,
осмысливать их, оперировать ими. Чтобы уточнить, какие профессии знают
дети, можно провести дидактическую игру «Знаешь ли ты профессии?»
(упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по
профессии).
Педагог объясняет: - Все взрослые вокруг нас трудятся. Часто название
профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его
инструменты, машины: мы с вами уже знаем, что детей учит учитель, что
строит дома строитель, работает на кране крановщик. Если вам скажут, что
делает человек, вы можете правильно назвать его профессию. Отгадайте: -
Чинит часы … (часовщик). Дома строит … (строитель). Чинит сапоги и
другую обувь (сапожник). Проверяет билеты … (билетер). Работает в
библиотеке … (библиотекарь). Работает на кассе … (кассир).
В игре «Кто он такой?» дети учатся образованию существительных от
глаголов. Образец: если он заступается за всех, он заступник. Он много
работает, он … (работник). Он часто дерется, он … (драчун). Он много-много
говорит, он … (говорун).
В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные
женского рода: он летчик – я тоже летчица, он плясун – я тоже плясунья, он
умник – я тоже умница, он танцовщик – я тоже танцовщица, он учитель – я
тоже учительница, он продавец – я тоже продавщица и т. д.
Полезны упражнения на употребление суффиксов существительных
мужского и женского рода: Занимается спортом … (спортсмен -
спортсменка). Играет в футбол … (футболист - футболистка). Катается на
лыжах … (лыжник - лыжница). Катается на велосипеде … (велосипедист -
велосипедистка). Хорошо прыгает … (прыгун - прыгунья).
Детей учат подбирать однокоренные слова (слова-родственники) : снег,
снеговик, снегопад, снежинка, снежный, подснежник, Снегурочка, снеговые
горы; береза, березовый, подберезовик; лист, лиственница, листопад. «Словародственники» должны иметь похожую часть и быть связанными по смыслу.
Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней
сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется с помощью
суффиксов –ее, -ей, -е, -те- (синтетический способ) или при помощи слов
более или менее (аналитический способ) : чистый – чище – более чистый.
Превосходная степень образуется путем прибавления к основе
прилагательного суффиксов –ейш-, -айш- (синтетический способ) или при
помощи вспомогательных слов самый или наиболее (аналитический способ) :
умный – умнее - умнейший – самый умный – наиболее умный; высокий –
выше – высочайший – самый высокий – наиболее высокий.
Целесообразно как можно чаще проводить с детьми небольшие по
продолжительности упражнения (5-6 минут) : на образование прилагательных от основ существительных: Какое варенье из
малины? (малиновое); … из смородины? (смородиновое); … из крыжовника?
(крыжовниковое); … из кабачков? (кабачковое); … из персиков? (персиковое);
… из клубники? (клубничное); … из брусники? (брусничное); … из черники?
(черничное); … из земляники? (земляничное) и пр. ;
на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности) :
В доме жила коза. Чей дом? (Козий.) В другом доме жил верблюд. Чей дом?
(Верблюжий.) В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом? (Поросячий.) В
берлоге спит медведь? Чей дом? (Медвежий.) Дружно в доме крякают утки.
Чей дом? (Утиный). Гуси – гусиный, куры – куриный.
Учитывая растущее у ребенка осознание особенностей своей и чужой речи,
особую чувствительность к языку, следует шире использовать вопросы
проблемного характера. Упражнение: - Мясорубка. Для чего она нужна?
Почему ее так назвали? (Мясо рубит). Соковыжималка. Для чего она нужна?
Почему ее так назвали? (Выжимает сок). Пылесос. Для чего он нужен?