Альтеева Олеся Николаевна
Технологии активного обучения, которые стоит освоить воспитателю
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии активного обучения, которые стоит освоить воспитателю
Технологии активного обучения применял еще Том Сойер, герой знаменитой повести Марка Твена. Конечно, Том не знал, что это именно технологии активного обучения. Он всего лишь стремился изменить скучную учебную задачу на игровую или исследовательскую, чтобы учиться было интереснее. В этом и состоит их суть. Цель активного обучения – заинтересовать детей, привлечь их внимание, повысить мотивацию осваивать новые навыки.
Из чего состоит активное обучение?
Активное обучение объединяет комплекс действий, которые выполняет педагог:
Публикация «Технологии активного обучения, которые стоит освоить воспитателю» размещена в разделах
- вовлекать каждого ребенка в обучение;
- предлагает детям задание, где нужно думать;
- поощряет самостоятельные решения детей;
- активно взаимодействует с каждым ребенком;
-мотивирует детей учиться и развиваться;
- развивает творческие способности детей.
В общении с дошкольниками нужно придерживаться принципа: «Не рядом, не над ними, а вместе». Важно помочь каждому ребенку развиваться как личность. Дети и педагог – партнеры. Педагог помощник, организатор их деятельности, но не контролер и не воспитатель в прямом смысле этого слова. В этом заключается суть активного обучения.
Какие есть технологии активного обучения?
Технология проектной деятельности, которая позволяет воспитателю лучше узнать детей. Цель этого направления работы – развивать и обогащать опыт дошкольников. Работа над проектом должна быть рассчитана на силы ребенка. У любого проекта должен быть творческий итог: готовый продукт вроде плаката или поделки, макет или модель чего-нибудь, творческая выставка, театрализованная постановка, организованный праздник. Максимальный обучающий эффект от проектной деятельности получают дети старшего дошкольного возраста. Они уже могут действовать осознанно и вдумчиво. Кроме того, навыки проектной деятельности будут нужны им в школе.
Технология исследовательской деятельности, которая позволяет детям попробовать себя в разных направлениях человеческой культуры. Суть исследовательской технологии: педагог просит детей решить задачу. Для этого дошкольникам необходимо провести исследование или эксперимент, измерить и зафиксировать результаты.
Информационно-коммуникативные технологии. Речь идет о средствах ИКТ, которые помогают в работе со старшими дошкольниками. Это различные развивающие и обучающие компьютерные игры, интерактивные эксперименты, компьютерные диагностические программы, игры-забавы. Также к средствам ИКТ можно отнести: мультимедийные презентации; информационно-обучающие компьютерные программы; тестирующие программы. ИКТ становятся частью занятия с дошкольниками или средством индивидуальной работы.
Сколько времени дошкольнику можно проводить за компьютером
Специальных лимитов работы за компьютером для дошкольников нет. Есть лишь рекомендации медиков. По их мнению, детям пятилетнего возраста стоит проводить у компьютера не больше 10 минут. Дошкольникам 6–7 лет – максимум 15 минут.
Технология проблемного обучения. Предполагает, что воспитатель учит детей самостоятельно анализировать проблемные ситуации и находить решения. Есть четыре варианта, как можно применять такую технологию.
Воспитатель ставит проблему и сам ее решает – а дети активно слушают и обсуждают.
Воспитатель ставит проблему, направляет детей на самостоятельный поиск решения – а дети самостоятельно или под руководством педагога находят решение.
Воспитатель помогает решить проблему – а дети ставят проблему, учатся ее формулировать.
Воспитатель не указывает на проблему – а дети сами ставят проблему и сами ее решают.
Технология портфолио дошкольника. Портфолио – это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов и положительных эмоций. Она дает дошкольнику возможность еще раз пережить приятные моменты жизни. Выделяют три функции портфолио:
1. Диагностическая (отмечать изменения и личностный рост ребенка за определенный период времени.
2. Содержательная (представлять всем творческие работы дошкольника).
3. Рейтинговая (сравнивать умения и навыки каждого ребенка).
Вариантов, как можно составлять портфолио, много. Например, детские работы можно держать в папках, которые будете заполнять постепенно. Когда ребенок выпускается из сада, он получает портфолио как подарок на память.
Игровая технология. Игра занимает основное место в деятельности дошкольника и имеет огромное значение. Она, как зеркало, отражает ход мышления маленького человека. В игре проявляются особенности его воображения, эмоциональной сферы, потребности в общении, активности, росте. Особенность игровой технологии: обучение в форме игры должно быть интересным, но не развлекательным.
Здоровьесберегающие технологии. Их особенность в том, что они всегда неразрывно связаны с другими технологиями. Весь образовательный процесс должен быть безопасным и направленным на сохранение здоровья детей. Между занятиями педагог устраивает физкультминутку – это пример использования здоровьесберегающей технологии. Даже игры могут быть направлены на здоровьесбережение дошкольников.
Технология интегрированного обучения. Роль педагога на интегрированном занятии меняется. Его главная задача – организация познавательного процесса, при котором дети осознают взаимосвязь всех полученных знаний. А ребенок выполняет новую, более активную роль. Его основной задачей становится выработка индивидуального пути освоения и применения новых знаний. В интегрированной форме лучше проводить обобщающие или итоговые занятия, презентации по разным темам.
В то же время воспитатель предъявляет к ребенку особые требования:
- обрабатывать информацию из различных источников;
- критически анализировать полученную информацию;
- делать выводы на основе новой информации;
- принимать во внимание правильные выводы других;
- выступать публично, грамотно выражать свои мысли.
Технология детского дизайна - это новая интерактивная технология. Она обладает большим развивающим потенциалом. Цель занятий дизайн-деятельностью – воспитание у детей эстетической культуры, формирование эстетического отношения к окружающему миру, расширение опыта творческой деятельности.
Пример. «Лего»-поделки – пример детского дизайна. Поделки из конструктора «Лего» можно делать с младшего дошкольного возраста. Такая деятельность может быть индивидуальной и коллективной. Сложность поделки зависит от возраста и способностей детей.
В начале работы с «Лего» можно зачитать детям стихотворение:
«Лего» – умная игра,
Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
«Лего» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В «Лего» поиграть полезно!
Педагог меняет скучную учебную задачу на игровую или исследовательскую. Это суть технологий активного обучения.
В общении с дошкольниками придерживайтесь принципа: «Не рядом, не над ними, а вместе». Ваша задача – помочь ребенку развиваться как личность.