Приложение МААМ

Техника рисования на воде «Эбру» как средство развития произвольности психических процессов у детей дошкольного возраста

Ольга Козлова
Техника рисования на воде «Эбру» как средство развития произвольности психических процессов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Рисование для детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью данного этапа развития. Во время рисования у детей развиваются психические процессы, мелкая моторика, зрительные и двигательные анализаторы, а также чувство цвета и формы. В рисунке ребенок отображает свой жизненный опыт, передает свои эмоции и чувства.

Публикация «Техника рисования на воде „Эбру“ как средство развития произвольности психических процессов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Для того, чтобы рисование приносило детям радость и не приходилось им в тягость, следует знакомить их с нетрадиционными техниками рисования.

Такие исследователи как: Никитина А. В., Давыдова Г. Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Актуальность данной темы состоит в том, что традиционная изобразительная деятельность не всегда приносит детям того результата, который они задумали, одним из факторов является несформированность графических навыков, поэтому целесообразно проводить специальную работу по развитию мелкой моторики рук и произвольности психических процессов с помощью нетрадиционных методик.

Находясь в поиске творческих идей, я заинтересовалась необычной техникой рисования на воде «Эбру», нашла и изучила информацию, и пришла к выводу, что Эбру может быть дополнительным инструментом в моей профессиональной деятельности. Освоила рисование в данной технике и приняла решение делиться этим навыком с другими участниками воспитательно-образовательного процесса. С 2020 года стала активно использовать технику рисования на воде Эбру, чтобы помочь детям, раскрыть свой творческий потенциал и заинтересовать в рисовании, т. к. многие дети боятся рисовать из-за отсутствия знаний и технических навыков. Из-за этого ребенок может потерять интерес к творчеству. Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в работе педагога-психолога. Добиться успеха помогает - Эбру. На Педагогическом совете МБДОУ я познакомила педагогов с нетрадиционной техникой рисования на воде, затем с нетрадиционным видом рисования познакомила родителей и детей.

Эбру (от персидского ebri — «облако») — это древняя техника живописи красками по воде с дальнейшим перенесением рисунка на твердую основу (бумагу, ткань или кожу). Эбру представляет художнику широкие возможности для создания уникальных изображений, искусно имитирующих фактуру натурального камня — мрамора. Поэтому эту технику часто называют «мраморингом» или «турецким мраморированием».

Хотя Эбру считается турецким искусством рисования на воде, возникновение самой технологии восходит к странам Востока. Еще примерно в 12 веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно переводится как «плавающие чернила». Синтоистские монахи с помощью суминагаши наносили уникальные узоры на тонкую рисовую бумагу и ткани для украшения. Техника была настолько популярна, что пользовалась спросом у императора и его приближенных.

Суть Эбру заключается в разбрызгивании специальной краски, содержащей пигмент и бычью желчь, кистью из конского волоса по водному раствору на основе загустителя. В жидкость добавляют экстракт гевеи – он делает ее густой и вязкой, благодаря чему цветные капли не тонут и не смешиваются, как в обычной воде. Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре. Жидкие краски хорошо растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек и гребней художник придает кругам на воде форму. Затем рисунок переносят с поверхности воды на бумагу (ткань, керамику, дерево, холст и т. д).

В наши дни техника Эбру применяется как в педагогике, так и в психологии и психотерапии. Это экологичный и красивый способ творческого самовыражения. Каждый рисунок уникален: плавные линии, яркие краски, неповторимый узор.

Для детей, нуждающихся в индивидуальной коррекционно-развивающей работе (дети с низким уровнем развития психических процессов, дети ОВЗ, инвалиды, детей «группы риска» и их родителей (законных представителей) ежегодно реализую проект «Волшебные краски на воде».

В рамках проекта, с целью укрепления детско-родительских отношений я использую совместное рисование детей и родителей в нетрадиционной технике рисования на воде Эбру. Такая форма организации занятия повышает доверие и позитивный настрой ребенка, укрепляет дружеские отношения, родители учатся находить общий язык со своими детьми.

Цель проекта: проведение занятий с использованием техники рисования на воде Эбру для формирования произвольности познавательных процессов, развития и обогащения внутреннего мира ребенка, вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Задачи проекта для воспитанников:

1. Создание условий для познавательно-развивающего и художественно - эстетического развития воспитанников;

2. Формирование интереса к нетрадиционной технике рисования;

3. Развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точность глазомера;

4. Воспитание положительно-эмоционального отношения к продуктивной деятельности у воспитанников и их родителей (законных представителей).

5. Раскрытие творческих способностей;

6. Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим).

Задачи проекта для родителей:

1. Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству.

2. Укрепление детско-родительских отношений.

3. Знакомство родителей (законных представителей) с нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру».

Творческий процесс рисования освобождает от внутренних эмоций, взаимодействие с водой носит расслабляющий характер, уникальные узоры в технике Эбру побуждают к творческой деятельности. Акварисование не требует предварительной подготовки, основывается на естественных процессах развития воображения. Техника Эбру не позволяет рисовать по образцу, это дает толчок для творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Развивает цветовосприятие, внимание, память, моторику рук, терпение и выдержку.

Кроме того, рисунки на воде - это своеобразное приглашение к разговору. Когда ребенок расслабляется - постепенно возникает возможность понять, в чем его проблема. Так мы можем достучаться до замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей. Рисование на воде способствует коррекции мелкой моторики рук у «планшетных» детей, тех, кто проводит большое количество времени за компьютерными играми. Рисование в технике Эбру является прекрасным инструментом для формирования произвольности всех видов психических процессов : ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, а также воображения, фантазии у детей. Существенно повышается самооценка детей, появляется уверенность в себе за счет социального признания ценности рисунка. Применение Эбру хорошо себя зарекомендовало для детей, имеющих статус ОВЗ. Уже доказано, что тактильный контакт и развитие мелкой моторики является эффективным методом в психологической коррекции детей, имеющих диагноз. Были проведены исследования как в нашей стране, так и за рубежом. Арт-терапия Эбру признана действенным способом работы с аутистами, как в домашних условиях, так и в центрах реабилитации.

Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Дети раскрепощаются, начинают верить в свои силы и понимать, что ошибки - это просто шаги к достижению цели, а не непреодолимые препятствия. С другой стороны, такая деятельность помогает успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников. Манипуляции с водой завораживают ребят, они учатся концентрировать своё внимание. Чтобы овладение данной техникой рисования было успешным, главное для педагога - учить детей полностью не планировать результат работы, а с головой погружаться в мир красок, образов и своих эмоций. Это замечательный способ научиться ценить процесс, а не конечный итог.

В процессе творческой деятельности у детей происходит накопление положительного социально-эмоционального опыта, а также профилактика эмоционального благополучия. Уникальность рисования в технике Эбру способствует желанию экспериментировать, вызывает положительные эмоции.

Результатом эффективности реализации проекта «Волшебные капли на воде» являются положительные показатели развития наблюдательности, коммуникабельности у детей, способности их удержать внимание на протяжении всего занятия; развитие зрительной и слухоречевой памяти; отмечается положительная динамика развития мелкой моторики. Дети научились правильно держать кисть, шило, палочки для рисования, гребень, дозировать выбор краски, развили аккуратность и чувство эстетичности. Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание, дети научились контролировать движения, приобрели умение работать кистью и пальцами обеих рук, овладели техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность, научились изменять размах и направление движения руки при рисовании.

Наблюдая за детьми, можно отметить массу положительных эмоций, в том числе интерес и восторг от происходящего в процессе рисования. Ребенок успокаивается, расслабляется, снимается усталость и напряжение, снижает уровень тревожности, агрессии. За 20-30 минут рисования на воде изменяется некомфортное эмоционально-психологическое состояние на спокойное и радостное, улучшается самочувствие. Для усиления эффекта применяю на занятиях успокаивающую музыку.

Процесс рисования настолько увлекателен, что ребенок длительное время способен удерживать внимание на данном виде деятельности, таким образом, легко, без принуждения, мы корректируем такие свойства внимания как устойчивость и переключаемость. Активно развивается память, дети освоили технику рисования, знают этапы рисования в данной технике. Воспитанники научились адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим.

По результатам экспресс-диагностики Н. Н. Павлова., Л. Г. Руденко можно сделать вывод о возрастающей произвольности, целенаправленности психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. Выявлено повышение уровня развития воображения у детей, оригинальности и гибкости мышления. Родители отмечают увеличение творческой и познавательной активности детей, восполнение недостатка родительского внимания, удовольствия от совместного творческого процесса, а также от результатов деятельности.

В результате активного применения нетрадиционной техники рисования Эбру на занятиях, в детском саду создана картинная галерея, помогающая формировать художественно-эстетическое восприятие мира и реализацию творческих способностей дошкольников.

Нетрадиционная техника рисования Эбру может быть полезна для взрослых и детей, кому необходимо «снять» негативные состояния, не позволяя им превратиться в «груз» неразрешенных проблем, для людей, работающих с большими объёмами информации, в профессиях, требующих высокую переключаемость внимания и способность концентрироваться; с чрезмерным уровнем стресса; ускоренным темпом; любителям слишком много работать, ориентированным на достижение результатов в заданный срок. Также хорошо подходит тем, кто, страдает повышенной тревожностью, самокритикой, склонностью к перфекционизму.

Эбру можно отнести к арт-терапии, а именно к методу интуитивного рисования. Это отличный способ расслабиться, остановить поток мыслей, дать возможность левому полушарию отдохнуть, активировать работу правого, тем самым освобождая доступ к собственному внутреннему миру, его ресурсным состояниям. Уникальность Эбру состоит в том, что создать два одинаковых Эбру - рисунка просто невозможно.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников» (раннего возраста, дошкольного возраста) Ранний возраст:Память. С предметами: «Убери лишнее?» Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание,.

«Эбру для малышей. Круги на воде». Творческо-исследовательский проект для детей раннего возраста.«Эбру для малышей. Круги на воде». Творческо-исследовательский проект для детей раннего возраста. Название проекта : Эбру для малышей. Круги на воде. Автор: Карпенко Елена Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 54 «Радуга» г.

Фотоотчет о мастер-классе для педагогов «Танец красок на воде. Техника эбру»Фотоотчет о мастер-классе для педагогов «Танец красок на воде. Техника эбру» 6 и 8 декабря я провела мастер - класс по эбру для педагогов дошкольного отделения Теремок и Цветик - Семицветик. Эбру - волшебная техника.

Фотоотчет о нетрадиционной технике рисования «эбру» для детей дошкольного возрастаФотоотчет о нетрадиционной технике рисования «эбру» для детей дошкольного возраста Цель:Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «Эбру», повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игровой материал «Разноцветные осьминожки» для развития психических процессовИгровой материал «Разноцветные осьминожки» для развития психических процессов Предлагаю вашему вниманию мой новый игровой материал. Это осьминожки и ракушки, которых я связала из разноцветной пряжи. С этими вязаными.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Фотоотчет о мастер-классе для родителей «Игры и упражнения для развития речи и психических процессов» в рамках темы «Транспорт»Фотоотчет о мастер-классе для родителей «Игры и упражнения для развития речи и психических процессов» в рамках темы «Транспорт» В нашем детском саду в разных возрастных группах ежегодно проводятся мастер-классы для родителей "Игры и упражнения для развития речи и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Техника рисования на воде «Эбру» как средство развития произвольности психических процессов у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 мая 2024 в 11:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Техника рисования на воде «Эбру» как средство развития произвольности психических процессов у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Козлова (УИ 2495380) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД