Ольга Шарипова
Техника «квиллинг» как способ развития мелкой моторики и речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНИКА «КВИЛЛИНГ» КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Публикация «Техника „квиллинг“ как способ развития мелкой моторики и речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Квиллинг
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении в школу: возникают проблемы в развитии интеллекта и речи, в обучении письму, что в свою очередь может привести не только к затруднениям в усвоении программного материала, но и к повышенному уровню тревожности ребенка.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Ученые доказали, что около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. На кончиках детских пальчиков находятся нервные окончания, которые способствуют передачи огромного количества сигналов и импульсов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Практика показывает, что у 80% детей, имеющих патологию речи, наблюдаются низкие показатели развития общей моторики и моторики рук. В дальнейшем это сказывается на отношении к обучению в школе. Как же сделать пальчики ловкими и проворными, а речь чистой? На помощь приходит замечательная техника под названием «квиллинг».
Я, как и любой педагог, работающий с дошкольниками, хочу, чтобы мои воспитанники, став учениками, не испытывали серьезных затруднений в обучении, с радостью ходили каждый день в школу, красиво писали, чисто и грамотно говорили, именно поэтому мною был организован кружок «Волшебный завиток», целью работы которого стало развитие мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста посредством техники «квиллинг».
Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:
• Познакомить детей с новым видом бумажного конструирования – «квиллингом», научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции.
• Через занятия квиллингом повысить уровень развития мелкой моторики, речи, мышления, внимания, памяти, творчества.
• Воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.
«Квиллинг» бумагокручение, бумажная филигрань техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. При помощи этой техники можно создавать как незамысловатые узоры, так и сложные многомерные картины. В любом случае, особенность квиллинга заключается в том, что насколько сложной бы ни была картина, выполненная в этой технике, она все равно будет смотреться чрезвычайно легко, воздушно и невесомо.
Занятие квиллингом как творчеством пришло к нам из Европы. Благодаря своей незамысловатости и утонченности, квиллингом занимались знатные дамы, которые могли позволить себе коротать часы досуга за этим модным, но очень дорогим занятием. Сегодня квиллинг доступен всем, является своеобразным самодельным конструктором. В умелых руках тонкие бумажные полоски превращаются в картины, открытки, упаковки подарков, детали интерьера. Техника «квиллинг» не такая и сложная, как это может показаться на первый взгляд, и очень нравится детям. Интересно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.
Для работы необходимы двусторонние цветные бумажные полоски шириной от 3 до 7 мм, палочка с расщелиной на конце для их скручивания, клей, салфетка, клеенка, ножницы, линейка, карандаш и основа для композиции. Обучение проходит более эффективно при условии систематической и последовательной работы с детьми, постепенного усложнения уровня выполнения работ и привлечения родителей.
Работу с детьми по обучению квиллингу я начала со старшей группы, распределив деятельность на несколько этапов. Сначала познакомила детей с инструментами и бумагой для квиллинга. В качестве инструмента для скручивания бумаги мы взяли зубочистки (в дальнейшем, видя заинтересованность родителей, с их помощью приобрели специальный инструмент для квиллинга, для приклеивания мелких деталей использовали пинцет. Бумагу приобретали в готовом виде, но иногда и нарезали сами. На последующих этапах проходило знакомство со способами выполнения основных форм в технике «квиллинг». Заключительным этапом стало изготовление объемных композиций.
Работу с детьми в технике бумагокручения мы начинали с изображения эскиза композиции, затем с помощью зубочистки или тонкой палочки с расщелиной изготавливали роллы. Существуют три основные формы квиллинга : «тугой круг», «свободный круг», «капля», полоска бумаги при этом скручивается в спираль, затем из нее изготавливаются базовые элементы. Всего насчитывают 15 базовых элементов, но принцип остается тем же: скручиваем, прищипываем, используя свою фантазию. Отрадно то, что всегда можно самим придумать новые элементы, ограничений в использовании этой техники нет.
В начале знакомства с выполнением форм достаточно научить выполнять «тугой круг» и «свободный круг», а чтобы такие однообразные действия не наскучили дошкольникам, мы объединяли готовые формы в коллективные композиции, например, «Божьи коровки на цветке», «Новогодняя елочка в гирляндах» и пр., и только освоив данную форму, приступали к следующей. Освоив несколько форм, дети начали изготавливать поделки по образцу.
Работы, выполненные в технике «квиллинг», в дальнейшем используются детьми в качестве украшений интерьера группы, в сюжетно-ролевых играх (например, как угощение: торты, конфетки и др., как дидактический материал для математических игр.
В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли». По мере освоения данной техники руки моих воспитанников приобрели уверенность, гибкость, точность, пальчики стали ловкими и проворными, словарный запас значительно пополнился, в том числе, и за счет включения в речь лексических единиц по данному направлению.
Организуемый мною в рамках кружка вид деятельности оказал значительное влияние и на личностное развитие детей : у них сформировались такие качества как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость и аккуратность, взаимопомощь. Кроме того, квиллинг открыл для моих воспитанников путь к творчеству, пробудил их фантазию и художественные способности, предоставил возможность реализовать свои творческие идеи.
Литература
Рогозина Т. М. Город мастеров. – М. : Академкнига/учебник, 2013 г.