Исмиханова Рашида
Технологическая карта урока по русскому языку в классе «Знакомство с новым согласным звуком [ч’] и буквами Ч, ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
предмет русский язык
План урока знакомства с новым согласным звуком [ч’] и буквами Ч, ч.
Учитель: Исмиханова Рашида Алик кызы
Тема урока : «Звук [ч’] согласный, глухой и всегда мягкий»
Тип урока : открытие новых знаний
Цели урока :
Публикация «Технологическая карта урока по русскому языку в классе „Знакомство с новым согласным звуком [ч’] и буквами Ч, ч“» размещена в разделах
- Гласные и согласные
- Русский язык, конспекты уроков
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Создание условий для закрепления знаний учащихся о согласном звуке [ч’], буквах Ч, ч, развития речи, памяти логического мышления
- развивающая: развивать грамматически правильную речь, умение создавать связанные высказывания в соответствии с темой и главной мыслью, умение наблюдать, сравнивать, анализировать и синтезировать информацию;
- воспитывающая: формировать умение организовать свое рабочее место, воспитывать уважительное отношение к товарищам, умение работать коллективно.
Планируемые результаты:
- дети будут знать какие звуки обозначает буква Ч, графическое изображение буквы и способы её написания;
- дети будут уметь выделять звук в слове, различать твердый и мягкий звук.
Информационно-технологические ресурсы : УМК «Школа России», компьютер, мультимедийный видеопроектор, экран, презентация к уроку, карточки для детей с заданиями.
1. Организационное начало урока
Здравствуйте ребята!
Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать следующий урок.
2. Беседа по сюжетной картинке
с. 4. Рассмотрите картинку. Что вы на ней видите? (ответы детей)
Загадывает загадку:
«Мы днем не спим.
Мы ночью не спим,
И днем и ночью стучим и стучим» (часы)
Назовите 1-й звук в слове «часы»; объяснить, что помогает произнести этот звук; дать характеристику звука [Ч ]
(ответы детей) звук [Ч] (согласный, мягкий, глухой, объясняют, что звук произносится при помощи языка и губ.
А вы знаете, что не все часы бывают со стрелками.
Загадывание загадки:
«Эти часы ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетая на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!»(ответы детей)
Люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью и в хмурый день.
Демонстрирует водяные часы.
Предлагает детям ответить на вопрос - «Удобны ли эти часы? Почему?»(ответы детей)
Знакомтесь с песочными часами. Просит ответить на вопрос – «Чем удобны песочные часы? Чем отличаются от водяных часов?» (ответы детей)
Показывает картинку с изображением огненных часов. Рассказывает о том, что это тонкие свечи длиной около метра с нанесенными по всей длине шкалой. Такие часы не только сравнительно точно показывают время, но и освещали жилища. «Чем удобны огненные часы? Почему?»(ответы детей)«Со временем люди придумали часы с механизмом». Предлагает назвать эти часы «механические». «Механическиех часы надо заводить. Не завел они встали. А какие часы не надо заводить?».Предлагаю рассмотреть
электронные часы. «С помощью чего работают электронные часы?»(ответы детей)
Как называется профессия человека, который чинит часы? (ответы детей)
Работаем с пословицами:
Без пяти минут мастер. Поговорка о человеке, который вот-вот хорошо освоит свое дело.
Молод годами, да стар умом. Пословица о человеке, который не смотря на свой юный возраст, очень умный и мудрый в мыслях и поступках.
Другие времена — другие нравы. Пословица означает, что с годами люди по-разному относятся и реагируют на одни и те же вещи, поступки и события. Со временем все изменяется.
Делу время, а потехе час. Пословица означает, что не стоит увлекаться развлечениями и бездельем. Большую часть своего времени мудро будет посвятить учебе, работе, семье и развитию своей личности.
Не срывай незрелых плодов: поспеют — сами упадут. Грузинская пословица. Означает, что в любом деле не нужно искусственно торопить события или спешить, нужно все делать вовремя.
-Ребята о чём мы свами сейчас разговаривали? (о часах)
Составьте предложение со словом часы. (варианты детей,
С какого звука начинается слово часы? (со звука [ч])
Сможем мы с вами записать наше предложение? (Нет, не сможем. Мы не знаем, как обозначается звук [ч]).
О чем же мы будем говорить на уроке? (о звуке [ч] и букве Ч, ч,)
3. Звуковой анализ слов с «новыми» звуками, описание новых звуков
1. Звук Ч — согласный, глухой, мягкий, шипящий. При произнесении звука Ч губы вытягиваются дудочкой, кончик языка поднимается снизу (Т) вверх (Ш, голос не образуется, воздушная струя теплая, рассеянная.
2. Подбери и приклей картинки, определи позицию звука [Ч] чай, чайник, чайка, чашка, чулок, часы, мяч, бочка, пчелы, качели, печенье, мальчик, девочка, спички, врач, грач, кирпич.
3. Звуко-слоговой анализ слов : чайка, бочка, качели.
4. Прохлопай трудные слова. Сколько слогов в слове? Учитель, песочница, черёмуха, гречиха, читальня, булочка.
5. Игра "Назови ласково". Мяч — мячик, ключ, чашка, пенёк, носок, блюдце, собака, белка, замок, ложка, стакан, кувшин.
6. Перескажи рассказ. Сколько в нем предложений? Дедушка надел очки. Он читает книжку. Внучек сказал дедушке: "Дедушка, дай мне очки, я тоже хочу научиться читать книжки ". Какая ошибка есть в рассказе?
7. Выучи чистоговорку: Встретил ежонка бычок
И лизнул его в бочок. Уколол свой язычок. А колючий ёж смеё тся: В рот не суй, что попадётся!
4. Упражнения в слышании – учимся слышать эти звуки в устной речи, различать их
Рассмотрите картинки и схемы слов. Назовите предметы. Где на схеме слышны звуки [ч] и [ч’]?
Рисунки на доске:
с. 5 Рассмотрите схемы к рисунку справа. Кто изображён на рисунке (Мяч и ручка. В каком из этих слов есть звук [ч](ответы детей)
Пред нами также есть звуковые схемы. Найдите схему слова мяч. (первая)
Обратите внимание на вторую схему. (ручка)
В первом случаи у нас звук [ч]- мягкий, а во втором звук [ч’] - тоже мягкий.
Физкультминутка.
Кто там ходит влево- вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)
А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. (Потянуться)
5. Знакомство с буквой, обозначающей новые звуки
На что похожа буква Ч? А на что похожа печатная буква Ч? а) на цифру «4»
- Да, вы правильно решили, «Ч» похожа на «четыре» Только с цифрами, друзья, Путать буквы нам нельзя.
Запишите эти буквы в тетрадь для печатания и слоги- (Ч, ч, ча,чу, чи, че, чо.)
6. Чтение слогов с новой буквой
Составь словосочетания, предложения с использованием этих слов.
(но, ча, ни, сту, ли, мя, уда, си, ка, ле, руч, чи, ла, ска, чер, пче, до, туч, ки, чат, чу, ту,сы.) Ответы:(ночи, часы, часики, стучат, чудо, чадо, ручка, туча,тучка, лисички, удача, мячик, скачу, лечу, черника, пчела)
Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.
7. Чтение слов с новой буквой
Прочтем слоги-слияния с буквой (открываем слайд).
- Вспомним чистоговорку (Совместно с учителем ученики произносят чистоговорку, отрабатывая изученный звук) (с доски)
Ча-ча-ча – горит в комнате свеча
Чу-чу-чу – молоточком я стучу
Чи-чи-чи- покупали калачи
Чо-чо-чо- молоко так горячо
8. Чтение текстов
с. 8 Прочитайте стихи по цепочке. О чём эти стихи (ответы детей)
Как вы думаете эти стихи связаны между собой по смыслу или нет? (ответы детей)
Давайте придумаем заголовок к этому тексту. («Мяч» «Игра с мячиком» «Поздняя осень», и т. д.)
Прочитайте только те слова, в которых есть буква «ч».
9. Итог урока. Инструктаж по домашнему заданию.
Ребята, вам понравился наш урок? Что больше всего понравилось? А чему мы сегодня научились? (ответы детей)
Я вас попрошу придумать дома сказку, в которой будет встречаться буква Ч. Спасибо за работу.