желнина мария
Театрально-игровая деятельность как средство речевого общения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театрально-игровая деятельность как средство речевого общения детей дошкольного возраста
Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей мною была выбрана театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.
Публикация «Театрально-игровая деятельность как средство речевого общения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Для внедрения театрализованных игр в непосредственно образовательную деятельность, режимные моменты и нерегламентируемую деятельность, важно подобрать методический материал, учитывая возрастные особенности каждого периода дошкольного детства, тем самым не нарушив «зоны ближайшего развития».
Так как в основном дети плохо владели речью я начала знакомство с театральной игрой через игру имитацию:
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Чтобы расширить словарный запас, развить грамматический строй речи и совершенствовать звукопроизношение, в работе с детьми применяла логопедические сказки. Использование в работе таких сказок позволяет наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа решать задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.
Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности использовала рассказы, и сказки без начала и конца, с незавершенным действием.
Использовала инсценировки с игрушками, в которых главные герои - выполняли ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом; лисенок катается на лошадке и т. п.). Затем предлагались готовые игровые ситуации, созданные с помощью игрушек.
Игровые действия повышали умственную активность детей, ставили в такие обстоятельства, которые требовали нужного высказывания. Повторность игровых действий способствовала многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.
С детьми всех возрастов проводила логоритмические (или артикуляционные) гимнастики разной степени сложности и насыщенности. Такая гимнастика помогает выработать точные, дифференцированные движения органов артикуляционного аппарата. При её проведении использовала мягкую варежковую игрушку. Движениями языка игрушки можно управлять рукой, а значит показывать различные артикуляционные уклады.
.
Для взрослого кукла - замечательная возможность корректного воспитательного воздействия, которое не воспринимается детьми как поучение и не вызывает у них негативных эмоций. Например, в ответ на торопливую речь ребенка кукла, управляемая педагогом, может отрицательно качать головой, закрывать уши руками, отказываться слушать. И наоборот, если он говорит правильно, кукла хлопает в ладоши и даже подпрыгивает. Ребёнок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за её действия, слова, поведение; учится находить адекватное выражение своим эмоциям, чувствам, состояниям; у него развивается произвольное внимание и способность к концентрации. Именно перчаточные куклы «приводят» ребенка за ширму, которая позволяет ему сначала спрятаться, а потом раскрыться. Так, даже если малыш боится говорить, заикается и краснеет, за ширмой он успокаивается и начинает говорить увереннее, ведь это не он говорит, а его герой.
Для обогащении словарного запаса детей применяла приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке «Заюшкина избушка» - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух - храбрый, удалец, голосистый). Так же дети учились характеризовать и отдельные предметы (в той же сказке избушка лубяная - деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная - холодная, не прочная, снежная, для зимы, прозрачная, быстро растает весной).
Для активизации словаря проводились игры типа «Чего не стало?», «Что игрушка рассказывает о себе?», «Угадай игрушку», в которых привлекалось внимание детей к отдельным признакам объектов, описывались игрушки, дети искали, что описано. Так, в играх «Чего не стало?», «Угадай игрушку» дети учились подбирать существительные соответствующие предмету, объекту (заяц, медведь, лиса, колобок и т. п., а в игре «Что игрушка рассказывает о себе» они подбирали прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; колобок - круглый, румяный, душистый, свежий, веселый и т. п., существительные соответствующие месту нахождения игрушек-персонажей (заяц - норка, избушка, лес, теремок; колобок - домик, печка и т. п.)
Весь используемый мною в работе методический материал был систематизирован и распределен по возрастным категориям. Подобранные театральные игры, ритмопластики, игры имитации и упражнения на формирование культуры и техники речи оформлены в виде картотек.