Елена Малышева
Театральная деятельность в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Широкое применение в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста приобретает театрализованная деятельность. Так как она рассчитана на активное участие ребенка, который является не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослых активных совместных поисков. В результате ребенок познает мир, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Воздействие на ребенка с задержкой психического развития с помощью выразительных средств театрального искусства может сыграть положительную роль в развитии речи, познавательной деятельности в целом, совершенствовании его саморегуляции, преодолении личностной незрелости, нарушений эмоционально-волевой сферы, в развитии моторики. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени страдают речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне. А формирование связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, так как именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка. По мнению исследователей, связная речь – это высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. У детей с ЗПР выявляется бедный словарный запас; недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции детей поверхностны, легко могут следовать за другими в своем поведении. Они, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими. Они не умеют правильно выразить свои чувства, у них наблюдается скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи, что приводит к непониманию, которое в свою очередь становится причиной страха, отчужденности, враждебности. Но хочется отметить, что эти дети очень чувствительны к ласке, доброжелательному отношению. Если общение со взрослым окрашено в эмоционально-положительные тона, то они стремятся сделать его более продолжительным во времени, более продуктивны в своей деятельности, реже ссылаются на усталость.
Публикация «Театральная деятельность в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Конечно, процесс педагогической коррекции задержки психического развития представляет собой процесс сложный и трудоемкий. А для развития личности неоценимый вклад оказывает театрально-игровая деятельность. Коррекционная значимость театральной деятельности бесспорна. В процессе театральной деятельности у ребенка развивается способность осознанно относиться к своим чувствам, выражать при помощи мимики, пантомимики, жестов эмоциональные состояния, черты характера и, что, очень важно, самостоятельно регулировать их. Несомненно, что специальные этюды, упражнения, игры, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка, используемые в театрализованной деятельности, имеют особое значение в коррекционно-педагогическом процессе.
Еще наиболее значимой, на мой взгляд, является психотерапевтическая функция театральной деятельности. В работе с детьми театр довольно широко используется врачами, психологами и педагогами, как наиболее адекватное специфике детства средство коррекционного и развивающего воздействия. Игротерапевты используют театрализованные игры для снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных взаимоотношений, для ободрения ребенка. Психотерапевтической возможностью, прежде всего, обладают сценические игры, суть которых – разыгрывание ролей для зрителей. Принятие на себя различных ролей благотворно влияет на детскую психику, способствует познанию потенциала собственной личности, развитию образа идеального и реального «Я», обогащает переживания ребенка новым содержанием, помогает наладить контакт с окружающими.
Виды театрализованных игр
В современной педагогической литературе можно найти много классификаций театрализованных игр. Остановимся на значимых и широко используемых видах игр.
1. Игра-драматизация занимает особое место в игровой деятельности детей и является своего рода игрой-представлением, где в лицах изображается литературное произведение, а такие выразительные средства, как интонация, мимика и пантомимика способствуют воссозданию конкретного образа. Дети-актеры активно действуют, создавая образ персонажа литературного произведения, что вызывает у них приятные переживания, игровое настроение, ни с чем несравнимое чувство восторга. Для драматизации можно рекомендовать русские народные сказки, где много действующих лиц: «Теремок», «Колобок», «Репка», сказка В. Сутеева «Под грибом» - их дети хорошо знают, надо лишь напомнить содержание сказки. Для развития чувства партнерства и умения передавать диалог в движении можно предложить детям разыграть небольшие эпизоды с двумя персонажами. Некоторые дидактические игры и упражнения также способствуют развитию игры-драматизации, например «Из какой я сказки?» (закреплять умение определять название сказки, персонажа по картинке). «Какая корзинка нужна?» (учить подбирать атрибутику для конкретного образа в игре-драматизации : для Красной Шапочки, Маше, медведю Михайло Ивановичу, Настасье Петровне, Мишутке из сказки «Три медведя», Снегурочке.) Игровое упражнение «Каким ты видишь лес» (развивать умение у детей подбирать атрибутику и расставлять с учетом происходящих событий).
2. Игры-инсценировки – это вид самостоятельной художественной деятельности детей, который заключается в разыгрывании эпизодов из жизни или литературного произведения, переработанного в пьесу, специально подготовленную и отрепетированную. В игре-инсценировке у детей развивается творчество, речь, воображение, память; игра-инсценировка способствует сплочению детского коллектива, так как театральные репетиции помогают наладить контакт между отдельными его членами. В инсценировке могут принимать участие актеры-дети и актеры-куклы.
3. Игры-превращения. Для того чтобы движения доставляло удовольствие ребятам и нравилось зрителям, нужно научить детей владеть своим телом. Игры-превращения не займут у вас много времени, а их разучивание не потребует особых усилий. В эти игры всегда можно поиграть в свободное время. С помощью них вы сможете организовать отдых, а также с удовольствием и пользой провести время.
Например, игры на мышечное напряжение и расслабление: «Деревянные и тряпичные куклы», «Великаны и гномы», «Цветочек» (потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус – цветочек встречает солнышко; затем последовательно уронить кисти – спряталось солнышко, цветочек поник; освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени – завял цветочек.)
Упражнения на развитие выразительности и воображения : «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «После дождя», «Цветочек» и другие.
4. Театральные этюды помогают развивать детское воображение, обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
Например, «Сердитая собачка» (представьте себя сердитой собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить …рычим и лаем).
«Кошка» :
Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.
Этюд «Идем по лесу» :
Идем по густому лесу, (дети осторожно идут, выполняя движение, будто отодвигают ветки руками)
Мешают идти ветки.
Надо перешагнуть через (дети высоко поднимают ноги, словно перешагивая через
Поваленное дерево, дерево, останавливаются и обходят воображаемый пень)
Обойти пень.
Вот опять мешают идти ветки, (дети осторожно идут вперед, отодвигая руками
сучки попадают прями в глаза. ветки, поочередно отводя руки в стороны)
Осторожно, не поцарапайтесь.
Этюд «Капуста» на развитие эмоции удивления
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
- Как же быть без хруста,
Если я – капуста!
(руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты)
Можно также играть с детьми в подвижные игры, используя маски или элементы костюма, например игра «Пастушок и козлята». Дети надевают шапочки-рожки, а ребенок-пастушок – пастушью шапку. Вы объясняете, что пастушок задремал на лугу, и козлята должны его разбудить. Дети поют песенку:
Вот козлята - остры рожки,
Вот козлята - быстры ножки.
Пастушок – не зевай
И козляток догоняй!
Пастушок просыпается и ловит козлят.
5. Не могу не затронуть пальчиковый театр. Специалисты считают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоровительную методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Одним из самых простых и доступных видов театрализованных игр являются игры с пальчиковыми куклами. Таких кукол существует великое множество, они являются самыми маленькими актерами кукольного театра. Если надеть на палец маленькую куклу, наделить ее речью и движениями, то получится кукла-артист, которая может выполнить самые разнообразные роли. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает массирующее действие от размещения на руке кукол и игры с ними. Работа с такими куклами самая простая. Педагог предлагает ребенку надеть на палец куклу-жука, например, и побуждает к действию словами из стихотворения:
Я веселый Майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу…
Также необходимо проводить пальчиковый тренинг, который оказывает благоприятное влияние на развитие движений пальцев, кисти, развитие речи, создает благоприятную почву для самостоятельных игр детей с пальчиковыми куклами.
В работе с детьми, имеющими различные проблемы в развитии, широко используется не только собственно театрализованная деятельность, но и близкие ей коррекционные технологии, такие как: куклотерапия, игротерапия, сказкотерапия. Для реализации поставленных задач при работе с детьми дошкольного возраста, многие педагоги обращаются к сказке. Сказка - благодатный материал для воспитания эмоций, нравственных качеств личности, для развития мышления и речи детей. В коррекционной педагогике сказка используется в разных вариантах. Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает, просматривает ее в своем воображении, представляет место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль.
Сказкотерапия, например, не требует излишней подготовки, не допускается мучительное выучивание ролей и длительные репетиции. Во главу ставится идея экспромта. Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, в результате чего у детей появляется новое эмоциональное отношение к окружающему, а учитывая особенности детей с задержкой психического развития – это одна из самых важных задач коррекционно-развивающей работы.