Наталья Савина
Театральная деятельность в детском саду для воспитателей
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время наиболее актуальной проблемой является воспитание творческой, раскрепощенной личности ребёнка, а театр и есть то самое эмоциональное средство, воздействующее на ребёнка словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Трудно переоценить значение театрализованной деятельности в детском возрасте : у детей развивается речь, обогащается и активируется словарь, совершенствуется интонация и выразительность речи. Не секрет, что театр оказывает большое влияние на становление эмоционально – волевой сферы ребенка.
Публикация «Театральная деятельность в детском саду для воспитателей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В. А. Сухомлинский писал «Чуткость, восприимчивость к красоте в детстве несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему прошлому.»
Внутренний мир ребёнка, мир детства, в который нам так хочется заглянуть хоть на мгновенье, это ключ ко многим волнующим проблемам нашей сегодняшней жизни. Приоткрыть желанную дверь в мир детского сознания помогает игра. Она связывает в единое целое между собой детей, детей и взрослых, ребенок начинает доверять: творить фантазировать, воображать.
Выдающийся режиссер К. С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинности и правду вымысла. Стоит только ребенку сказать себе «…как будто бы», и вымысел уже живет с ним.
Основная идея моего опыта заключается в том, что театр помогает ребенку не только получить информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учиться в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности, т. е. умения держать себя в сообществе.
Врачи физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем. Считается, что ребенок, с раннего детства
окунувшись в мир театра, вырастет более устойчивым ко многим ситуациям, будет меньше подвержен стрессам и разочарованиям.
Театральное творчество немыслимо без совместной работы маленьких артистов и их педагогов, поэтому работу эту надо стараться проводить качественно, на высоком педагогическом и исполнительском уровне.
Свою работу я провожу по ступеням:
1 ступень – знакомство с художественным произведением параллельно с текстом пьесы, невольно касаясь вопросов специфики театрального искусства, в основе которого лежит действие;
2 ступень – характеристика героев. Ребенок сам «лепит» образ своего героя. Стараюсь всем дать возможность попробовать себя в разных ролях.
3 ступень – переход к тексту пьесы. Стихотворный текст заучивается легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп спектакля.
4 ступень – репетиционный, который должен быть самым коротким. Когда дети знают текст, готово пластическое решение образов, частые репетиции изматывают детей, делают их пассивными.
Несколько слов о музыке.
Всегда можно найти музыкальные отрывки, созданные не только русскими композиторами, которые помогут передать таинственную атмосферу спектакля, лучше раскрыть образы героев.
В основном мы с детьми инсценируем сказки. Для развития личности ребенка привлекательность сказок заключается в следующем: бессознательно идентифицируя себя с героем, ребенок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствие и необходимые дела. Непременно, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. Изучив и поняв судьбу сказочного героя ребенок может проследить последствия того или иного выбора человека. Это сказка позволяет ребенку познакомиться с его сильными сторонами и приобрести альтернативные формы поведения, помочь ребенку в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций. А «проигрывание» сказочных сюжетов позволяет развивать произвольную память и внимание, совершенствовать коммуникативные навыки.
Большую помощь мне оказывают родители: это и изготовление костюмов и декораций, и участие в совместных мероприятиях. Но большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребенка времяпровождению. И когда у взрослого есть свободное время и выбор: понимать или позаниматься то он, скорее всего, предпочтет последнее.
Опираясь на практику, как и многие психологи я рассматриваю совместную игру малыша со взрослым не только как основное средство развития маленького человечка, но и как инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений.
В моей группе кроме интеллектуальных совместных игр («Поле Чудес», «КВН» и др.) мы с родителями поставили и разыграли представление по одноименной сказке «Летучий корабль». Нельзя недооценить результат!
Одна из целей опыта – донести до родителей взгляды современных ученных на детскую игру в «театр», предложить некоторые игровые приемы, да и просто вспомнить о том, как прекрасно жить играя.
Считаю, целесообразно проводить театрализованные игры как одно из основных видов образовательной области, включать в расписание НОД, начиная со средней группы. Если в средней группе это может быть просмотр мульфильмов, познавательных кинолент, то в старших группах это - занятия по сценическому искусству.
В моей практике дети, посещавшие мой кружок, из самых застенчивых и неуверенных к концу обучения становились активными, уверенными в себе.
Театром нельзя заниматься урывками. Можно выучить песню, станцевать танец, но в отдельности это никогда не приведет ребенка к правильному восприятию мира. Важна стабильность.
Мой опыт показал, что театр необходим детям, и, именно, в дошкольном детстве.
Пусть не все стали актерами, но дети из моей театральной студии, я уверена, преодолевают трудности повседневной жизни стойко, они более уравновешены.
Список литературы
1. И. А. Андианова-Галицына «Я познаю мир. Театр», ООО Издательство
Астрель», 2000г.
2. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», М,2007г.
3. Е. В. Мигунова «Организация театрализованной деятельности в детском саду», Великий Новгород, 2006г.
4. К. С. Станиславский «Работа актера над ролью», ООО «Издательство АСТ»,2010г.
5. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», ООО «Издательство Концептуал», 2016г.