Алёна Желонкина
Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования инициативы и самостоятельности детей остаётся одной из самых важных проблем педагогики на сегодняшний день. Исследования психологов подтверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный для формирования самостоятельности детей. Эту внутреннюю потребность ребёнка необходимо поддерживать и развивать.
Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, который самостоятельно принимает решение в ситуации выбора. Одним и каких методов является метод проектов.
Публикация «Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Проект – интегрированный метод обучения, направленный на:
- Развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, социальных навыков
- Самостоятельную активность ребёнка, повышающую его самооценку
- Развитие благоприятных межличностных отношений между детьми и взрослыми
- Достижение высоких результатов в усвоении детьми определённых знаний
Метод проектов – педагогическая технология, основой которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и воплощает новые знания в реальные продукты своей деятельности.
Проектная деятельность характеризуется особым характером взаимодействия воспитателя и дошкольника. В проектной деятельности ребёнок самостоятельно определяет цель деятельности, открывая для себя новые знания или способы деятельности, экспериментирует, выбирает пути решения, проявляет активность. Воспитатель при этом выступает как помощник. Он помогает определять цель деятельности, рекомендует источники получения информации, предполагает возможные формы работы, способствует прогнозированию результатов, создает условия для проявления активности дошкольника.
С помощью проектов у детей могут развиваться умения связанные с осуществлением деятельности : ребята учатся ставить цель, планировать деятельность, осуществлять конкретные действия по достижению результата и оценивать результат. Эти умения позволяют учащимся затем самостоятельно организовывать свою деятельность. Поэтому развитие умений организации деятельности выступает одним из важных условий развития самостоятельности.
Для дошкольника большое значение имеет положительная оценка его деятельности. Поддержка инициативы детей, поощрение самостоятельности обеспечивают развитие мотивации самостоятельной деятельности дошкольников.
Развитию самостоятельности способствует расширение интересов детей. Интерес является побуждающей силой, которая инициирует действия дошкольников, поэтому важно развивать интересы учащихся.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что использование проектной деятельности является одним из наиболее эффективных средств развития самостоятельности в дошкольном возрасте, поскольку в проектной деятельности создаются благоприятные условия для развития самостоятельности, как сложной интегративной характеристики личности.