Виктория Цаер
Театрализованные занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованные занятия
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад с №18 «Теремок»
Театральная деятельность в детском саду целесообразнее начинать со второй младшей группы. Содержание театрализованных занятий рекомендовано включать в себя:
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— игры-драматизации;
— разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Публикация «Театрализованные занятия» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т. е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.
Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов.
Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?» После чтения сказки А. Толстого «Приключения Буратино» можно предложить следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?»
Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. От педагога требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая его чтение. Именно поэтому, перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых, понять и разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны; во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.
Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?» Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся.») Почему вы так думаете?» Или он показывает детям иллюстрацию с лисой и спрашивает: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы по различным произведениям. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уде-лять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).
После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.
Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:
— во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных, беседы про театр, беседовать по содержанию сказки, проводить подвижные игры, учить отгадывать загадки, разучивать и обыгрывать потешки, драматизировать простейшие сказки;
— в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме, рассматривание картинок к сказкам с обсуждением характерных особенностей персонажей. Отгадывание загадок с изображением их героев, драматизация сказок с беседой по содержанию. Работа над этюдами на выразительность передачи образа, пантомимические этюды, мимические этюды, этюды на выразительность движений, на выражение основных эмоций. Упражнения и занятия на выразительность движений, эмоций и мимикки. Учить детей определение игрового пространства. Придумывание окончания историй детьми и показ на ширме. Подвижные игры;
— в старшей и в подготовительной группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения. Упражнять детей в изображении героев в играх с помощью мимики, голоса, жестов и тело-движения. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. Повторение и закрепление понятия «пантомима». Игровые упражнения с помощью пальчиков. Совершенствовать выразительность движений. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность. Развивать интонационный строй речи у детей. Развивать коммуникативные способности. С помощью сказки развивать фантазию детей. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. Закрепить понятие «рифма», упражнять детей в подборе рифм к словам. Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Развивать у детей творческое воображение. Совершенствовать навыки групповой работы. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость». Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли. Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу). Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев. Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки.
Занятия стройте по единой схеме:
— введение в тему, создание эмоционального настроения;
— театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
— выбор детьми роли по желанию;
— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
— проигрывание ролей в парах.