Татьяна Королева
Театрализованные занятия в старшей группе. Октябрь
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1 «Одну простую сказку хотим мы показать»
Цели: способствование объединению детей в совместной деятельности; обучение средствами мимики и жестов передачи наиболее характерных черт персонажа сказки; расширение «словаря» жестов и мимики.
Содержание:
- пантомимическая игра.
- введение понятия «пантомима»
- творческая игра «Что это за сказка?»
Воспитатель встречает детей, усаживает их полукругом и таинственным голосом поет:
Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, и героя
Хочу вам показать.
Его я помню с детства,
Публикация «Театрализованные занятия в старшей группе, Октябрь» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Сценарии календарных праздников
- Старшая группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
А может, и не с детства,
А может, и не помню,
Но буду вспоминать!
Затем средствами мимики и жестов показывает героев сказки «Курочка Ряба». Когда дети отгадают сказку, воспитатель говорит о том, что можно сказку так же, как и стихи, показать без слов. Проводит упражнение «Как мы покажем» (называет различные действия, эмоциональные состояния и побуждает детей найти более
выразительные средства жестикуляции и мимики).
После этого знакомит детей с новым для них понятием «пантомима». Объясняет, что пантомима – это представление чего-либо средствами мимики и жестов, без слов.
Далее педагог напоминает о том, что любую сказку можно
изобразить пантомимой и предлагает творческую игру «Что это за сказка?». Дети делятся на две подгруппы. Каждой подгруппе, которая находится в
разных частях помещения, воспитатель показывает иллюстрацию сказки («Колобок», «Репка».) и предлагает ее изобразить пантомимически. Педагог помогает детям в
распределении и подготовке ролей, напоминая, что сказка будет выразительной и яркой, если будут найдены выразительные жесты и мимика, характеризующие героев
и их действия.
Затем дети одной подгруппы демонстрируют свой спектакль другой группе, и наоборот. По характерным жестам и движениям дети должны угадать, какую сказку
они видели, и кто какие роли исполнял.
По окончании творческой игры дети вместе с педагогом обсуждают, что удалось лучше всего, выделяют наиболее выразительных персонажей из сказки.
Звучит музыка (из мультфильма «Пластилиновая ворона»). Педагог завершает занятие словами :
Прекраснейшие сказки,
Красивые, простые,
А может, не простые
Показывали нам.
Вы очень все старались —
И сказки получились.
Огромное спасибо
Я говорю всем вам!
Занятие 2 «Играем пальчиками»
Цели: обучение характерной передаче образов движениями рук, пальцев; закрепление в речи детей понятие «пантомима».
Содержание:
- Повторение и закрепление понятия «пантомима».
- Игровые упражнения с помощью пальчиков.
- Игра-инсценировка с помощью пальчиков.
Воспитатель встречает детей под спокойную музыку, рассаживает и вспоминает, как они изображали героев сказок средствами мимики и жестов без голоса, напоминаетф, что такое исполнение называется пантомимой.
Далее педагог говорит о том, что изображать героев сказок можно и с помощью выразительных движений пальцев рук. Проводит серию игровых упражнений.
Вначале он называет предметы, и дети отмечают характерные их особенности, которые можно передавать с помощью пальцев рук, и рассуждают, как можно их изобразить. Например, «цепочку» — большой и указательный пальцы левой руки в кольце, через которое попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки:
большой—указательный, большой—средний т. д.); «елку» — ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу — пальчики выставляются вперед; «кошку» — средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец согнуты в дугу и прижаты к среднему и безымянному пальцам; «зайца» — пальчики в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы, ими шевелить в
стороны и вперед; «колокольчик» — тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает; «собаку» — правая ладонь ребром на себя, большой палец вверх, указательный, средний
безымянный пальцы вместе, мизинец попеременно опускается и приподнимается; «лошадку» — правая ладонь ребром от себя, большой палец кверху, сверху на ладонь
накладывается левая ладонь под углом, образуя из пальцев гриву, два больших пальца образуют уши; «козу» — внутренняя сторона ладони опущена указательный палец и мизинец выставлены вперед, средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены
большим. Выполняя упражнения, дети разглядывают в зеркале то, что они изображают.
Затем педагог проводит игру-инсценировку: читает текст, а дети изображают персонажей с помощью пальцев рук.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются,
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в норушке.
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
У лошадки вьется грива,
Она бьет копытами игриво.
У козы торчат рога,
Забодать может она.
Возможны разные варианты игры по желанию детей: все вместе, парами (артисты и зрители, с использованием ширмы и т. д.
По окончании занятия педагог хвалит детей за творчество, старание, и дети уходят.
Занятие 3 «Постучимся в теремок»
Цели: развитие фантазии; совершенствование выразительности движений; активизация внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызов положительного эмоционального настроя.
Содержание:
- Игра-загадка «Узнай, кто это?»
- Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок»
- Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом».
Педагог встречает детей под веселую музыку и предлагает игру «Узнай, кто это?». Перед игрой дети вместе с воспитателем вспоминают о том, как на прошлом занятии они изображали различных персонажей с помощью выразительных движений пальцев рук.
В процессе игры дети изображают с помощью выразительных движений пальцев рук любое животное или предмет. Дети-зрители отгадывают, кто или что это.
После этого звучит музыка, настраивающая детей на слушание сказки:
За ступенькою ступенька —
Будет лесенка,
Слово к слову ставь складненько —
Будет песенка,
А колечко на колечко —
Будет вязочка.
Сядем рядышком тесненько
Слушать сказочку.
Сказка эта — «Теремок»,
Знаете ее? — Молчок.
Теремочек расписной,
Он не тот, что был, другой!
В дереве тот домик был,
Очень многим он служил.
Педагог читает детям сказку В. Бианки «Теремок». После этого звучит спокойная музыка, и воспитатель предлагает детям пофантазировать, каким они видят лес, в котором рос дуб. Далее предлагает закрыть глаза, мысленно перенестись в лес, представить кустарники,
деревья, травы, цветы и т. д. ; пообщаться с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо ветерку, прислушаться к лесным звукам. Дети делятся впечатлениями от «разговора с лесом».
Педагог предлагает представить, как разговаривают листья на деревьях (тихо шелестят, когда ветерок маленький; громко шумят, когда сильный; едва трепещут, если безветренно).
Затем проводится игра-имитация. Один ребенок исполняет роль ветра, остальные дети — деревья с листочками, которые колышутся в зависимости от того, насколько сильно дует ветер.
По окончании игры воспитатель поощряет детей за интересные варианты, выразительность в передаче образа.
Звучит музыка, и дети уходят.
Занятие 4 «Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно»
Цели: создание положительного эмоционального настроя, вызов интереса у детей к новому произведению; обучение умению отвечать на вопросы по содержанию сказки понятно, логично; развитие умения детей охарактеризовывать героев; совершенствование интонационной выразительности.
Содержание:
- Погружение в сказочную атмосферу.
- Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок».
- Характеристика персонажей сказки.
- Интонационные упражнения.
Педагог под музыку, звучавшую на прошлом занятии, рассаживает детей и просит догадаться, в гости к какой сказке зовет эта музыка. Напоминает, что дети уже
знакомы со сказкой В. Бианки «Теремок», и задает вопросы, чтобы оживить ее в представлении детей.
Вопросы к детям:
- Как появился теремок?
- Каких птиц из сказки вы запомнили? (Скворец, дятел, сыч.)
- Каких зверей (белка, куница, медведь, насекомых (пчелы?
- Кто жил сначала в теремке? Затем? (Предлагает вспомнить последовательность появления героев.)
- Чем закончилась сказка?
- На какую еще сказку она похожа? Что общего и в чем различие?
После этого сказка читается еще раз. Дети по просьбе воспитателя описывают каждого
героя, давая характеристику: дятел — трудолюбивый; сыч - злобный; скворец — хозяйственный, певун; белка — хлопотунья, суетливая; куница — хищница; пчелка —
труженица; медведь — нетерпеливый, несговорчивый.
Далее дети вместе с педагогом приходят к выводу, что голос выражает характер каждого героя; например, у скворца — протяжный, певучий, у медведя — грубый, низкий, у белки — быстрый, резкий и т. д.
Затем воспитатель просит детей интонационно передать характер каждого героя (это упражнение может проводиться и индивидуально и хором).
Педагог поощряет детей за умения и прощается с ними.