Раиса Карасева
Театрализованные игры в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Главной целью театрализации на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развития мотивации на устранение собственных речевых дефектов.
Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника с нарушениями в речевом развитии:
- психофизические способности (мимика, пантомимика,
-психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память,
Темочки:
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- речь (монолог, диалог,
- творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Театрализация помогает формированию следующих умений и навыков детей:
-разыгрывание стихов, сказок, рассказов, минисценок;
-владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый и др.);
- обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, терминологии);
-изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.
Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности :
1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью логопедической работы, но хочется добавить, что артикуляционная гимнастика – это поле для полёта фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звуков, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения данных целей можно использовать сказочные сюжеты. Так как дети лучше усваивают информацию, представляемую в игровой форме, лучше не заниматься, а играть с язычком: действия аналогичны, но мотивация совсем иная. Артикуляционная гимнастика легче всего воплощается в театральных формах (покажи, как волк скалит клыки, как дышит собачка, высунув широкий язычок). Артикуляционные упражнения не должны быть однообразными. Одному и тому же упражнению даются разные названия. Например, положение «острого» языка, именуемое в логопедии как «Иголочка», можно сравнить с морковкой, верхушкой елки, ракетой. При работе над разными лексическими темами дети с большим интересом выполняют артикуляционные упражнения в игровых ситуациях. Так, изучая тему «Одежда», детям можно предлагаются упражнения: «Воротник с широкими и острыми краями», «Белье на ветру», «Шитье на разных швейных машинках», «Строчка». Е. А. Пожиленко в своей книге «Артикуляционная гимнастика» в рамках 17 лексических тем предлагает комплексы упражнений и заданий, направленные на развитие не только артикуляционной моторики, дыхания и голоса, но и развитие интонационной выразительности голоса, усовершенствование пластики движений и способов выражения своих чувств и эмоций.
Упражнения объединяются простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Ценность такой артикуляционной гимнастики состоит в том, что ее можно включать в различные подвижные игры с пением, игры–драматизации, потешки, физминутки.
При воспитании у детей фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза используется театральная кукла Петрушка, которая звенит при движении. Логопед надевает Петрушку на руку ребёнку и даёт различные здания на развитие фонематического слуха или звукового анализа - когда услышишь заданный звук «танцуй или звени Петрушкой», - «танцуй», когда услышишь, что звук в конце слова (в начале, в середине, - посчитай, сколько звуков я произнесла и столько раз «танцуй».
При работе над дифференциацией звуков используются театральные этюды.
Ребёнок берё т в руки двух персонажей: в левую –жука, в правую – муху и говорит за персонажей только отдельными звуками, в данном случае (ж) и (з)
Логопед: летела муха
Ребё нок: зззззззз
Логопед: а навстречу жук
Ребё нок: жжжжж
Разговор мухи и жука может продолжаться долго, логопед сочиняет разные диалоги, а ребёнок слушает внимательно и озвучивает дифференцируемыми звуками.
На занятиях по формированию фонематической стороны речи, навыкам звукового анализа, синтеза и обучению грамоте используется учебно-методический комплект Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», в котором для поддержания интереса детей и более эффективного обучения на занятиях вводятся различные персонажи, сказочные герои и занятия подчинены сказочному сюжету: н-р «Три поросенка» (при изучении звуков Н и НЬ, «Полет в космос» (звуки С и СЬ) и т. д. Игровая форма не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа- направляется внимание детей к изучаемому звуку.
Также в своей практике, при обучении детей грамоте, активно использую книгу «Занимательное азбуковедение» В. В. Волиной. С помощью сказочных персонажей в игровой форме дети знакомятся с основами русского языка, с удовольствием слушают, разыгрывают сказки и приключения букв, сочиняют свои.
Г. А. Волкова требования к самостоятельной театрализованной деятельности детей от 5 до7 лет определяет как: «Умение исполнять небольшие монологи и более развёрнутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнёров. Не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, всё время чувствовать с собой рядом партнёров, находить выразительные средства исполнения персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации».
Следует отметить трудности детей с речевыми нарушениями в овладении навыками выразительной и эмоциональной речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает:
- интонационную выразительность (мелодику, темп, ритм, тембр, логическое ударение);
- мимику, жесты, позу говорящего.
Используя театрализованную деятельность, учитель-логопед проводит упражнения для развития интонационной выразительности речи, диапазона голоса:
«Самолёт»
В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолёт. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком (а) или (у). Голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз.
Приближение и удаление различных предметов (медведь ревёт, то приближается, то удаляется и др.). Произнести изучаемый звук с различной интонацией (звук (о) со страхом, с удивлением, с вопросом, радостно, грустно и др.).
«Звериные скороговорки» - чёткость дикции.
Дети надевают маски разных животных (лисички, медведя, волка) и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.
Ткёт ткач ткани на платок Тане.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
От топота копыт пыль по полю летит.
«Чудо-лесенка»
Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса
Чудо лесенкой шагаю, высоту я набирая:
Шаг на горы, шаг на тучи…
А подъём всё выше, круче…
Не робею, петь хочу, прямо к солнцу я лечу!
«Диалогические скороговорки» дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки (расскажи мне про покупки).
Логопедическая работа по формированию ритмической организации высказывания ведется через игры, направленные на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения, например в игре «Барабанщик», «Простучать стихотворение», «Прошагать стихотворение», «Карусели», повторение ритмизированных скороговорок.
Логопедическая работа по формированию темповой организации высказывания (устранение ускоренного или замедленного темпа речи) осуществляется путем использования инсценировок. Применение кукол-персонажей позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники осуществляют различные действия с фигурками. Для устранения замедленного темпа речи подбираются инсценировки, требующие быстрого произнесения слов.
Театральная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи заикающихся детей. Заикающийся ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно. С первых занятий используются «сценки без слов» с элементами пантомимы, способствующие нормализации речевого дыхания, улучшению артикуляции, вхождению в образ. Для заикающихся детей 5-6 лет ведущее место занимают игры- драматизации стихотворного текста. Игровая активность детей развивается усвоения ими ролей в различных инсценировках. Большую роль в устранении заикания занимают игры с пением- инсценировки. Участие в инсценировках с пением помогают детям произвольно выполнять движения, владеть собой и своим телом, общаться в коллективе, а песенный речитатив нормализует речь.
Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится в определенной последовательности:
1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). В работу включаются следующие задания:
- Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз в играх: «Поезда», «Летят самолеты», «В лесу».
- Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при чтении чистоговорок, загадок и стихов от имени героев сказок: высоким голосом читают Лиса, Белка, Зайка, низким - Медведь, Волк, Тигр. Произнесение слов и фраз в инсценировках: «Три медведя», «Теремок», «Колобок».
3. Знакомство с вопросительной интонацией, определение картинки-символа, упражнения по различению вопросительной интонации.
4. Знакомство с восклицательной интонацией, определение картинки-символа, упражнения по выделению восклицательной интонации.
5. Развитие дифференциации различных видов интонации.
При знакомстве с различными видами интонации используется и картинки- знаки.
Развитие речевого дыхания:
«Игра со свечой»
Логопед предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребёнок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать её огонёк. Воздух выдыхается упругой и плавной струёй через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
«Осенние листочки»
На уровне рта ребёнка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься, вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щёк (повторить 3-5 раз).
«Считай до пяти»
Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5. В дальнейшем упражнение усложняется: счёт на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.
Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме, используются маски-шапочки, сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включается речевой материал, который произносится на выдохе. Например, на лексической теме «Одежда» можно отработать упражнения «Шитье одежды» ( Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю»). «Укололи пальчик» (Подуть на больное место, произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой,ой,ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!») Автор: Е. А. Пожиленко.
Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша речь с движением)
Упражнения для эмоционального развития, для развития мимики (съешьте кислый лимон - дети морщатся, рассердитесь на драчуна – дети сдвигают брови, встретьте знакомую девочку – дети улыбаются, испугайтесь забияки – дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот). Развитию мимической моторике способствуют упражнения Н. В. Нищевой из книги «Веселая мимическая гимнастика».
Упражнения для развития жестов: (покажите высокого мальчика, низенького, маленького комарика, большого медведя, покажите направления – там, вверх, вниз, вокруг; разных людей – я, ты, мы).
Развитие пантомимики (расцвели, как цветы, завяли, как травка, полетим, как птицы, идёт медведь по лесу, крадётся волк за зайцем)
Психогимнастика, пластические этюды проводится на материале любой лексической темы (ты козлёнок, заблудившийся в лесу, показать будто снимаете горячую кастрюлю с огня и обожглись, разбили любимую чашку, как лось важно ходит по лесу, белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы). Например, при изучении лексической темы «Домашние птицы» можно предложить детям представить себя заботливой хозяйкой, показать, как ухаживаете за птицами: сыплете им зерно, наливаете воду; выразить состояние хозяйки, у которой пропали гуси и т. д.
Театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединё нных сюжетом н-р: «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем»).
Положение о тесном взаимодействии ручной моторики и орального праксиса (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова) определяет необходимость включения в логопедическую работу упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики включает пальчиковые игры, «театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика). Пальчиковые упражнения с использованием перчатки зайчики или пальчиковых игрушек превращают их в настоящий маленький театр. Каждый пальчик – это зайчик, имеющий свое имя. Большой пальчик малыша - Коротышка, указательный пальчик - Торопыжка, третьего зайчика зовут Тришка, четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка, а пятого, самого маленького (мизинчик) – Трусишка.
Просыпались зайки
Утром на лужайке
Просыпались зайки.
(Рука с зайцами кладется на стол тыльной стороной вниз.)
– Здравствуй, солнце красное!
(Поднимается большой палец.)
– Здравствуй, небо ясное!
(Поднимается указательный палец. Большой остается поднятым.)
– Здравствуй, ёлка!
(Поднимается средний палец. Большой и указательный остаются поднятыми.)
– Здравствуй, пень!
(Поднимается безымянный палец. Большой, указательный и средний остаются поднятыми.)
– Здравствуй, здравствуй,
Новый день!
(Поднимается мизинец. Все зайчики проснулись.)
(Олеся Емельянова)
У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки для изображения птиц, животных) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.
Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий. Упражнения начинаются с элементарных заданий, затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения.
Коррекционно-развивающие игры на :
- развитие памяти с расширением словарного запаса (какая бывает коза… по кругу подобрать и запомнить определения);
- слуховое восприятие (узнай по описанию героя сказки, здесь что-то не так – небылицы);
- грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);
- звуко-слоговую структуру (прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса);
- воображение ( в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы: продолжи красиво… капельки росы сверкают на солнце, как);
- развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, театр теней, пальчиковый);
- развитие лексики (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря).
На логопедических занятиях можно использовать различные виды театра – настольный, теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В театральных играх дети могут создавать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Так, использование сказки в коррекционной работе с детьми помогает развитию их речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка.
На логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединённые одной темой. Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения). В театрализованных играх игровое действие и игровой, костюм или кукла, имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная и фольклорная основа содержания. Образ героя в игре, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа.
Все театрализованные игры можно разделить на две группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.
В режиссёрских играх ребёнок сам создаёт сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объёмного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступает интонация и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссёров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение кaкого-либо сюжетa в соответствии со сценарием. Поскольку ребёнок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети – артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, чёткой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе, учатся взаимодействию друг с другом. Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драмматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате её в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребёнка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Игра-драматизация позволяет ребёнку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. Театрализованные игры не продолжительны по времени и просты по своей организации, могут проводиться во второй половине дня, в совместной и самостоятельной деятельности детей, иногда игры включаются в занятия. Игры-драматизации целесообразно включать в занятия по развитию связной речи при пересказе русской народной сказки или другого произведения. В нашей логопедической группе стало традицией для родителей и педагогов показывать детский спектакль в рамках реализуемого проекта. В этом году дети старшей группы показывали спектакль «Кошкин дом». У многих детей группы множественное нарушение звукопроизношения. Даже те дети, у которых звуки поставлены и автоматизированы, испытывали чувство неуверенности, закомплексованности, что было заметно во время преставления. Детям с нарушениями речи трудно дается участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах –вызывает у них психо-эмоциональное напряжение, речевой дискомфорт. Для того, чтобы быстрее ввести поставленные звуки в речь и избежать «кабинетной речи», необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проговаривать тексты, стихи, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают использование на занятиях элементов театрализованной деятельности.
Большое значение по организации игр – драматизаций придаётся диалогам, для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого берутся тексты и стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросно – ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети исполняют по очереди, меняясь. В игре драматизации одновременно могут участвовать несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.
Воплощая в жизнь наши цели, мы, в детском саду, строим среду для театрализованной деятельности : приобретаем и изготавливаем костюмы для драматизации, идёт накопление и обновление театральных уголков, изготавливаем различные маски, шапочки, атрибуты. Подобрана фонотека из детских литературных и музыкальных произведений, классической музыки, детских песен. Разработаны конспекты занятий, сценарии развлечений.
Роль педагога в организации и проведении тетрализованных игр великa. Его рaботу можно представить в виде пирамиды, где основанием является сaм ребёнок, a вершина – то, чего он может достичь. Каждая грань – это педагоги, воздействующие на него. Чем слаженнее их работ, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка – не цель, а средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогом.
Конечно, вся эта кропотливая деятельность является работой только для взрослых, а для детей это, прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогом, то потом, что называется «выходит из берегов» и становится самостоятельной деятельностью детей.
Литература:
1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры в детском саду». – М., 2006
2. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
3. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В. И. Селиверстова. – М. : Просвещение, 1974г.
4. «Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям», «Логопед», № 4, 2005
5. «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада», «Логопед», № 4, 2007
6. «Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы», «Логопед», № 5, 2007