Лариса Ткаченко
Театрализованная игра как средство развития эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная игра, как средство развития эмоционально - нравственного развития детей дошкольного возраста с ОНР.
В последнее время в отечественной и зарубежной педагогической литературе заметно увеличился интерес к проблемам эмоционального и социально-нравственного развития детей с ОНР.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Нарушение речи уже в младенческом возрасте вызывает дефицит эмоционального общения, который со временем нарастает и отрицательно сказывается на развитии эмоционально-нравственной сферы детей.
Исследователи отмечали, что главной целью воспитания и обучения ребенка с нарушением речи, является гармоничное развитие его личности. Основная задача состоит в том, чтобы, наиболее полно используя компенсаторные возможности ребенка, избежать дефицита развития не только в познавательной сфере, но и в эмоциональном и социальном плане.
Нарушение речи создает серьезные препятствия в процессе культурного развития ребенка, так как вторичные и последующие отклонения в структуре нарушения обуславливают тяжелые последствия. Дефицит эмоционального общения приводят к задержке развития эмоций и чувств. У дошкольников с нарушением речи затруднено понимание эмоций, овладение нормами поведения, формирование нравственных представлений. У них, позже, чем у других детей, формируются умения регулировать свои эмоциональные состояния. Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими эмоциональные состояния. В основе этих особенностей лежат ограниченность общения детей, недоразвитие речи как средства взаимодействия, недостаточность представлений о явлениях социальной жизни, более позднее приобщение к художественной литературе. Однако при правильно организованном процессе обучения ребенок с нарушенной речью по уровню нравственного развития может приблизиться к сверстникам.
Дошкольный возраст является периодом становления личности, интенсивного формирования эмоционально-нравственных основ ее культуры. Нравственное развитие тесно связано с развитием эмоциональной сферы и является одной из центральных линий психического развития дошкольника. При переходе от раннего к дошкольному возрасту изменяется содержание эмоций, а также их место и роль в структуре деятельности. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств являются первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума» (А. В. Запорожец).
Дети дошкольного возраста с нарушениями речи нуждаются в целенаправленной педагогической поддержке эмоционального развития. В социальном и особенно нравственном развитии ребенка чрезвычайно важную роль играют специфически человеческие эмоции : сострадание, сопереживание, сочувствие. Развитие социальных эмоций тесно связано с воздействиями взрослого, особенностями приобретаемого ребенком опыта общения и деятельности, которые приводят к образованию эмоционально-когнитивных обобщений, формированию образа социальной ситуации и в конечном итоге к складыванию целостной картины мира. Это становится возможным благодаря появлению эмоционального воображения – своеобразной внутренней деятельности, представляющей собой, то единство аффекта и интеллекта, которое характерно для высших специфически человеческих чувств.
Изучение социальных эмоций, проведенное А. В. Запорожцем, А. Д. Кошелевой, Я. З. Неверович, Л. Н. Стрелковой, Т. П. Хризман и др., показало, что при переходе от раннего к дошкольному возрасту по мере усложнения деятельности изменяется содержание эмоций, а также их место в общей структуре деятельности. На смену аффективной импульсивности, непроизвольности, неустойчивости приходят стабильные эмоциональные отношения – чувства, которые определяют систему нравственных, этических и других ценностей ребенка, детерминируются его опытом, усвоением социальных норм и правил в ходе разных видов деятельности. Нравственное воспитание в дошкольном возрасте понимается как усвоение детьми норм и правил поведения, как формирование моральных качеств и черт характера. Исследователи выделяют трехкомпонентную структуру нравственности, включающую когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент. Формирование у детей нравственных представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение.
Исследователи выявляли возможности использования разнообразных средств эмоционально-нравственного воспитания : общения, игры, изобразительной деятельности, чтения, устного народного творчества, музыки, компьютерных технологий.
Игре как средству эмоционально-нравственного развития дошкольников с отклонениями в развитии придается особое значение, при этом подчеркивается эффективность влияния театрализованных игр на процесс нравственного воспитания, их роль в формировании личностных качеств и поведения детей.
Театрализованная игра является одним из эффективных средств эмоционально-нравственного воспитания дошкольников с ОНР при условии ее сочетания с другими видами детской деятельности. Эмоциональное и нравственное развитие – два взаимосвязанных процесса, которые дополняют друг друга в ходе воспитания дошкольников и осуществляются одновременно.
В театрализованной игре происходит формирование различных сторон личности ребенка. Принятие на себя различных ролей, воссоздание поступков людей способствует проникновению в их чувства, сопереживанию им, что в конечном итоге влияет на развитие «социальных» эмоций, начал нравственности. Большое влияние данный вид деятельности оказывает на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. В процессе игрового общения ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми, а также овладевает навыками произвольного поведения – учится управлять собой, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками. Однако возможности использования театрализованной игры как эффективного средства эмоционально-нравственного развития и воспитания дошкольников с ОНР остаются недостаточно изученными.
Под театрализованной игрой понимается деятельность, моделирующая социальные отношения и подчинённая содержанию текста или проблемной ситуации, которые в свою очередь определяют основные черты образов персонажей, их действия и переживания. Для передачи образа, который складывается на основе представлений и развивающегося воображения, ребенку необходимо представить состояние, чувства персонажа и понять причины его поступков в процессе восприятия текста. Благодаря нравственной направленности текста, театрализованная игра позволяет ребенку опосредованно решать проблемную ситуацию от лица своего персонажа, что способствует формированию навыков социального поведения. В исследованиях учёных подчеркивается важность использования данного вида игр, как средства эмоционально и социально -нравственного воспитания детей с различными отклонениями в развитии.
В процессе проведения театрализованных игр реализуются следующие задачи:
• вызывать и поддерживать положительное эмоциональное отношение к игрушкам, к игре как к деятельности, к партнерам по игре;
• учить детей понимать эмоции персонажей и их связь с поступками путем принятия роли и реализацию различных вариантов ролевого поведения;
• формировать представления о доброжелательном поведении, его формах и использовании в условиях игры;
• обогащать средства речевого выражения эмоциональных состояний.
Использование театрализованных игр в целях эмоционально-нравственного воспитания детей требует соблюдения следующих условий:
• создание предметно-игровой среды;
• подбор специальных текстов и моделирование проблемных ситуаций с доступным нравственным содержанием, лежащих в основе театрализованных игр;
• включение в театрализованную игру эмоционально-экспрессивных, предметно-действенных и речевых средств взаимодействия.
Все поставленные задачи реализуются в совместной деятельности педагогов, психолога, музыкального работника, учителя по физическому воспитанию.
Работа по эмоционально-нравственному воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста с использованием театрализованных игр проводится последовательно в три этапа.
На первом этапе основное внимание придаётся формированию интереса к действиям и общению с куклами; знакомству с эмоциональными состояниями, способами их невербального и вербального выражения, а также образцами поведения по отношению к кукле и игрушкам-животным; оценке поведения персонажей. На данном этапе использовались игры дошкольников с куклами, режиссерские игры педагога, игра-драматизация с участием детей на основе специально составленных рассказов («Кукле и зайке весело (грустно)», «Злой Бубу и добрый зайка», «Вместе весело!», «Помоги Кате» и др.)
На втором этапе взрослые развивают интерес к эмоциональным проявлениям и поведению персонажей; учат детей использовать мимику и пантомимику для выражения эмоций персонажей в процессе перевоплощения в театрализованной игре; определять значимые мотивы взаимоотношений персонажей. В процессе работы используются самостоятельные игры дошкольников с куклами и театральными игрушками, игры-имитации, режиссерские, образные и ролевые игры с активным участием взрослого.
На третьем этапе работы по эмоционально-нравственному воспитанию детей внимание акцентируется на совершенствовании понимания эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев, страх, удивление) по мимике, пантомимике и смысловому контексту ситуации, на анализе их причин; на обучении технике создания целостного игрового образа посредством мимической, пантомимической и речевой выразительности в процессе театрализованных игр. Дошкольников учат анализировать поступки детей и взрослых, оценивать их с точки зрения усвоенных норм и правил поведения. В основе театрализованных игр лежат специально разработанные рассказы «Почему Нате грустно?», «Сломал» и др. Помимо режиссерских и ролевых игр на заключительном этапе обучения широко используют игры-спектакли («Три поросенка», «Репка» и др.) и театрализованные действия на праздниках и развлечениях («Праздник осени», «Мамин день» и др.).
Помимо инсценирования рассказов и сказок применяются игры-драматизации на основе ситуаций из жизни детей и проблемных ситуаций. Работу с ними рекомендуется строить следующим образом: педагог демонстрирует картину, изображающую конфликтную ситуацию (дети дерутся, которая внимательно рассматривается детьми. Затем взрослый спрашивает их о том, кто изображен на картинке и что случилось. С помощью игрушек он демонстрирует и рассказывает, как произошел конфликт, используя при этом таблички с написанными предложениями. В итоге получается небольшой рассказ, который является основой для последующей режиссерской игры. В дальнейшем совместно с психологом дошкольники обсуждают и проигрывают различные конструктивные варианты выхода из конфликтной ситуации, которые затем реализовываются в играх драматизациях.
В качестве заключительного этапа по сюжету рассказа или сказки проводится театрализованная игра-спектакль, которая может выступать как развлечение или фрагмент праздничного концерта. В подготовке к ней могут участвовать все дети и взрослые. Часть дошкольников выполняет роли актеров театра, другая часть, а также сотрудники учреждения и родители – роли зрителей. На занятиях по ознакомлению с окружающим важно расширять представления детей о правилах поведения в театре и его атрибутах. На занятиях по изобразительной деятельности дошкольники совместно с воспитателем изготавливают декорации, билеты, афиши, цветы для актеров. В свободное время и на занятиях по развитию речи дети-актеры могут «репетировать» ролевые диалоги, на занятиях по игре – ролевое поведение. После «спектакля» дети и взрослые обмениваются своими впечатлениями; интересуются, какую роль выполнял тот или иной ребенок; что было самым интересным в спектакле; изображают понравившиеся им моменты сюжета или роли. Это общение способствует закреплению чувств и эмоций, которые дошкольники испытывали в процессе игры.
Таким образом, осуществление работы в соответствии с описанными направлениями будет вызывать у детей потребность в активном выражении чувств, сопереживании персонажам; стимулировать не только мыслительную деятельность, но и пробуждать воображение, что необходимо для эмоционально нравственного воспитания и развития игры как деятельности. Эффективность этих процессов зависит от содержания работы, суть которой в создании игровых ситуаций с нравственным содержанием с целью формирования у дошкольников «эмоциональных образов» проблемной ситуации и соответствующих ей действий.
Использование театрализованных игр нужно сочетать с другими направлениями работы по эмоционально-нравственному воспитанию. Параллельно обучению театрализованной игре проводиться развитие сюжетно-ролевой игры, в которой дети учатся использовать игрушки и предметы-заместители, принимать на себя роль, действовать в соответствии с ней, обогащать своё ролевое поведение за счет выразительных движений и жестов. Большое внимание нужно уделять обучению навыкам взаимодействия со сверстником и взрослым. Для стимулирования воображения детям предлагаются игры, которые требуют перевоплощения, способности создавать образы на основе уже имеющихся впечатлений, а также нахождения различных вариантов персонажа в соответствии с нравственной ситуацией игры.
Важным аспектом эмоционально-нравственного воспитания является обогащение представлений детей о взаимоотношениях людей, их чувствах, переживаниях в процессе ознакомления с окружающим миром, просмотра мультфильмов, организации праздников.
На всех этапах коррекционной работы особое внимание уделяется обучению дошкольников пониманию текста и развитию их речи. В ходе работы над текстом в первую очередь обеспечивается понимание фактического содержания, что является основой для появления первоначальных нравственных представлений, введения соответствующего словаря. Для этого можно использовать специальные тексты, методические средства и приёмы : инсценированный рассказ, анализ иллюстраций к текстам, рассказывание, ответы на вопросы и другие задания, уточняющие содержание рассказа.
Важное значение имеет развитие эмоциональной выразительности речи и движений на музыкальных и физкультурных занятиях. Дошкольников учат использовать различные средства эмоциональной выразительности в процессе музыкально-ритмических движений, во время игры на музыкальных инструментах, музыкально-двигательных игр по сюжетам рассказов и сказок с нравственным содержанием. Развитие речевых и интонационных средств выразительности речи достигается с помощью речевой ритмики. В процессе работы над произношением на материале текстов, игровых ситуаций ведётся работа по развитию логического ударения, изменению силы и высоты голоса, овладению темпо-ритмической стороной речи. Широко используются игры-имитации и подвижные игры, которые сочетаются с выразительными движениями и речью.
Изучение особенностей эмоционально-нравственного развития дошкольников с нарушениями речи выявило отставание в восприятии и опознании эмоциональных состояний детей и взрослых, в понимании их причин, в обобщении представлений о принятых в обществе правилах поведения. У дошкольников с нарушениями речи выявлена специфика всех компонентов нравственного развития. Исследование когнитивного компонента обнаружило ограниченность и недифференцированность представлений об эмоциях; трудности в понимании причин поступков. При создании специальных условий дошкольники могут научиться понимать доступные им эмоциональные состояния и настроение окружающих, элементарные правила поведения и взаимодействия; проявлять свое отношение к ним, выражать собственные эмоции и переживания с помощью выразительных средств.
Таким образом, комплексная работа по эмоционально - нравственному воспитанию дошкольников с нарушениями речи с использованием театрализованной игры будет в значительной мере способствовать расширению и закреплению их представлений об эмоциях и правилах поведения, развитию и обогащению игры, формированию моторных навыков, развитию речи, а также расширению возможностей общения. Это в конечном итоге усилит общий коррекционно-развивающий эффект обучения и воспитания, и будет способствовать совершенствованию всего процесса дошкольного образования и воспитания детей с нарушениями речи.