Дарья Нечаева
Использование методов арт-терапии в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Это метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством» признан психологами и психиатрами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека. Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться, но и возможность раскрыть внутренний мир ребенка. Отсутствие ограничений и противопоказаний, позволяет использовать арт-терапию в различных направлениях психотерапии, педагогике и социальной работе. Спектр решаемых проблем огромен. Различные техники арт-терапии используются для преодоления психологических травм, кризисных состояний, потерь, конфликтов, лечения психосоматических и невротических расстройств. Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт-терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности. Техники арт-терапии опираются на веру в творческие способности каждого человека. Безусловно, не каждый может стать актером, художником или скульптором, но всем людям присуща тяга к прекрасному, желание самостоятельно создать нечто уникальное. Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным.
Публикация «Использование методов арт-терапии в работе педагога-психолога» размещена в разделах
Арт-терапия эффективна при работе со всеми возрастными группами. Детям, подросткам и взрослым метод позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память. Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим образовательным и воспитательным методам.
История возникновения «арт-терапии»
Термин «арт-терапия» ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.
Виды арт-терапии:
1. Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.
2. Библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
3. Музыкотерапия
4. Драматерапия
5. Танцевальная терапия
6. Куклотерапия
7. Песочная терапия
8. Глинотерапия
Показания для проведения «арт-терапии»
Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная «Я-концепция», низкая самооценка
Задачи «арт-терапии»
1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
3. Получить материал для психодиагностики.
4. Проработать подавленные мысли и чувства.
5. Установить контакт с клиентом.
6. Развить самоконтроль.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
8. Развить творческие способности и повысить самооценку.
Арт-терапия - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь дети только начинают узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам ребенок не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. [i]Арт-терапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. [/i]Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности. Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству. Проще говоря, если у человека накопились переживания, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение. Это и есть арт-терапия, но только первый шаг: нарисовать то, что волнует. Шаг второй: прямо на рисунке изменить ситуацию. Меняя рисунок, человек одновременно меняет и свое внутреннее представление, находит варианты выхода из самой безвыходной ситуации.
Виды арт-терапии, которые я использовала в работе с детьми: рисование, лепка, аппликация, пластилинография.
ИЗО-терапия
«Дружба птичек» — групповое арт-терапевтическое занятие.
Рисование птичек на одном листе бумаги формат А1.
Каждый ребенок рисует от 2 и более птиц (в зависимости от количества участвующих детей).
После окончания задания попросить детей нарисовать дорожки от одной птички к другой. Дети, в первую очередь, соединяют между собой своих птиц, а потом проводят дорожки к птицам тех детей, кому они симпатизируют.
Дети активно участвуют не только в создании своих рисунков, но и комментируют чужие, отстаивают для себя место на общем листе, требуют не пересекать свои дорожки или договариваются сделать общие.
«Красивый рисунок» — групповое арт-терапевтическое занятие.
Для занятия понадобится лист формата А1 и гуашь. Кроме кистей для рисования можно предложить детям альтернативные вещи: губки, моющиеся игрушки, ватные палочки и даже руки.
Дети располагаются вокруг стола и получают задание нарисовать красивый рисунок. Определяется, будут дети рисовать на своей части пространства или по всему листу, — кто где захочет. Второй вариант более конфликтный и требует постоянного внимания взрослого.
Дети с помощью ведущего договариваются, будет рисунок в виде простых закрашиваний или составит какой-нибудь сюжет. Если у рисунка определена тема, тогда дети распределяют какой элемент, кто будет рисовать.
«Красивый рисунок» задание на снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активными или уступать.
«Продолжи рисунок» — коллективное занятие.
Необходимо взять большой лист (А2, А3, для рисования — карандаши или фломастеры. Чтобы уменьшить тревогу и ответственность детей перед чистым листом, нужно нарисовать одну деталь ведущему (овал, круг).
Нужно договориться об очереди, кто за кем рисует, чтобы поучаствовать смогли все. Когда дети сидят за одним столом, будет проще, если рисунок передают по или против часовой стрелки.
Также, должна быть задана тема рисунка: человек (конкретный – клоун, водолаз, повар, Карлсон или абстрактный, космос, детская площадка, магазин и т. д.
Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Ведущий следит за тем, чтобы дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок должен быть примерно равным.
«Мандала» или рисунок в круге - арт-терапевтическое занятие.
Понадобится нарисовать круг на листе А3. Рисовать можно гуашью, акварелью, карандашами, восковыми мелками и т. д. Рисунок может быть на заданную или на свободную тему. Существуют уже нарисованные мандалы, и ребенок их только раскрашивает, выбрав понравившуюся.
Часто дети не удерживаются в рамках круга и выходят за него. Такие проявления не только не останавливаются, но приветствуются.
Мандала — показательная вещь. Это как бы фокус, в котором сосредоточена жизнь ребенка. Все, расположенное в верхней части круга относится к сознанию, а в нижней части – к подсознанию.
Мандалы для разукрашивания обычно способствуют психологическому успокоению ребенка, сглаживает эмоциональные всплески. Периодически ребенку можно давать не сложные мандалы вместо раскрасок.
Мандала или рисунок в круге – это символ колеса жизни. Его можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и внешних факторов, оказывающих на него влияние.
«Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие.
Необходимо взять листы А2 (для основного рисунка) и А3 (для разрисовки) и гуашь. Также еще понадобится палитра.
Сначала с ребенком необходимо провести беседу на тему, какие бывают у человека настроения. Что каждое настроение может иметь свой цвет. Предложите определить настроение для основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный, определения ребенка может не соответствовать общепринятым нормам (например, красный не злой, а праздничный и радостный, черный не мрачный, а задумчивый). Желательно определения цветов записать, для облегчения диагностики.
Второй этап – попробуйте порисовать на А3 соответствующие настроениям картинки. Грусть можно выразить, нарисовав опавшие листья, радость – воздушные шарики, страх – оружие, и т. д.
Заключительный этап – ребенку дается большой лист А2 и формулируется задание: нарисуй свое настроение. В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний, создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, можно продиагностировать состояние своего ребенка.
Использованная литература:
1. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе в детьми», 2007
2. Кузуб Н. В., Осипук Э. И. «В гостях у Песочной Феи», 2011
3. Огненко Н. «Волшебная сила сказки. Осуществление мечты и полцарства в придачу», 2008
4. Оклендер В. «Окна в мир ребенка», 2005
5. Сучкова Н. О. «Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей», 2008
6. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. «Лабиринт души: терапевтические сказки», 2003
7. Шиманская А. Н. «Сказки на песке. Практика песочной терапии», 2010
8. Штейнхард Л. «Юнгианская песочная психотерапия», 2001