Лариса Старцева
Театрализованная деятельность в подготовительной группе. Сказка «Заюшкина избушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогом дошкольных образовательных учреждений, очень важной остаётся задача приобщения детей к детскому фольклорному театру с самого раннего возраста.
Публикация «Театрализованная деятельность в подготовительной группе, Сказка „Заюшкина избушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- «Заюшкина избушка». Театр, театрализация, драматизация
- Темочки
Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.
Деятельность, связанная с театрализацией, является одной из форм образовательного процесса дошкольников, в результате которой развивается, прежде всего, память, речь, мышление, воображение и социальные навыки.
Детство проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера. Особое значение в детских образовательных учреждениях уделяется театрализованной деятельности, всем видам детского театра. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Театрализация включает в себя разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок.
Воспитатель в этой деятельности, не мало важен. Он не только выразительно читает или рассказывает что-либо, умеет смотреть и видеть, слушать и слышать, но и готов к любому повороту сюжета.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
В процессе театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
-развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;
- воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
- овладение импровизационными умениями;
- развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;
- совершенствование познавательных процессов.
-расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
-развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
-стимулируются мыслительные операции;
-происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного;
-развивается эмоционально-волевая сфера;
-происходит коррекция поведения;
-развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
-стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
-участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
В подготовительной группе ещё более усложняется игровой материал. Инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений; игры-инсценировки: «Скворец и воробей», «Котята-поварята», муз. Е. Тиличеевой.
Театрализованная деятельность должна создавать для ребёнка ситуацию успеха, когда работа маленького актёра, режиссёра, декоратора не остаётся без внимания, поощрения.
Виды театрализованной деятельности.
Театр на стенде. Суть заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей.
-фланелеграф: доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);
-магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);
-театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).
Театр на столе.
Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть :
-бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;
-магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;
-из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).
Театр «наручный».
Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:
-картона, вырезанного в форме конуса;
-ткани;
-шариков для тенниса;
-пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;
-спичечных коробков и пр.
Верховой театр.
Существует несколько типов верхового театра :
-тростевой (кукла закреплена на высокой трости);
-бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);
-театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).
Театр на полу.
Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей.
В нашей группе «Смешарики» организован уголок для театрализованных игр и представлений. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, театром шариков и кубиков, костюмов.
В уголке располагаются:
-различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе и др.);
-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски).
Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
Приёмы, применяемые в работе с детьми:
Чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций.
Дидактическая игра.
Театрализованные игры и драматизация.
Танцевальное и песенное творчество.
Литературные игры и викторины.
Художественное творчество.
Подвижные игры.
Первые спектакли, которые мы поставили были «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Элементы театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности : познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность.
Участвуя в театрализованных играх, дети стали участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дало им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно с театрализованной игрой я прививаю им устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
В процессе подготовки театральной постановки в подготовительной группе можно выделить несколько, на мой взгляд, важных этапов, помимо непосредственного поиска или написания сценария, выучивания ролей и репетиций:
1. этап.
Подготовительная работа. Здесь важным для меня «как бы» внедрить свою идею в группу, чтобы желание сделать спектакль родилось у самих детей. Вариантом такой работы я выбрала занятие на тему «театр», на котором помимо показа картинок, слайдов и прочего демонстрационного материала детям задала следующие вопросы:
Что такое театр?
Были ли вы в театре? Расскажите о своем опыте посещения.
Понравилось ли вам в театре?
Хотели ли бы вы быть актёрами?
Как вы думаете, сложно ли быть актёром?
Хотели ли бы вы иметь свой театр?
Что для этого нужно? (билеты, афиша, сцена, актёры, зрители, реклама и т. д.)
А можем ли мы с вами сделать свой театр?
2. этап.
Выбор материала. На подготовительном этапе ребята уже готовы к постановке, и далее важно их участие в выборе сюжета постановки. Я предложила посмотреть имеющиеся в группе книги, или вспомнить любимые сказки воспитанников и вместе обсудить, подходят ли они для спектакля. Важно объяснить детям, что в сказке должно быть много героев (ведь желающих участвовать много). Воспитатель может подсказать идею для спектакля.
Переработка материала – любое художественное произведение необходимо перерабатывать под контингент исполнителей. Ориентируясь на гендерный состав воспитанников своей группы, некоторые роли были трансформированы. Учитывая особенности развития детей, смогла приобщить к выступлению ребенка с проблемами речевого развития. В этом случае был переработан сценарий и создана роль без слов, но с активной жестикуляцией.
3. этап.
Распределение ролей, он является наиболее сложным этапом. Очень важно дать возможность участия всем желающим. Работу вела следующим образом: выписала возможные роли, определили желающих участвовать в постановке и желающих получить конкретную роль, так как претендентов на ту или иную роль оказалось больше одного, то предложила выучить слова сразу нескольким ребятам, а остальным на время стать зрителями и выбрать – у кого получилось лучше. Воспитанников, не задействованных в театрализации, привлекла к изготовлению афиш, входных билетов, а также им предложила стать билетерами.
4. этап.
Работа с эмоциями. После выступления мы пережили неописуемые эмоции: высказался каждый актёр, обсудили, что понравилось, а что нет. В качестве подкрепления положительного результата мы продумали с родительским комитетом небольшие презенты для актёров и зрителей.
В целом мероприятие по постановке театрализованного представления прошло успешно как для актёров, так и для зрителей. Дети получили массу положительных эмоций и неоценимый творческий опыт.