Алевтина Лузгинова
Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении как один из факторов нравственного воспитания дошкольников
Со словом «театр» у людей связано ощущение праздника. Особенно это касается детей. В. А. Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий …» Театр. Что это такое. Каждый из нас, хоть раз в жизни задумывался над этим вопросом. Мы очень часто слышим такую фразу: «Вся наша жизнь-игра». А что же это. Театр и игра очень тесно связаны между собой. Все актеры в театре играют с нами в придуманную автором жизнь. Давайте посмотрим как же связана эта театральная игра или попросту театр с нашей повседневной жизнью. Все мы с вами родом из детства. Когда мы появляемся на свет, наши мама, папа, дедушка или бабушка с нами играют в игры с игрушками. Это своего рода и можно назвать первыми театральными элементами. Когда мы становимся немного постарше, нам читают сказки, а наши куклы и мягкие игрушки выступают в роли актеров с которыми мы играем. Если посмотреть на наши сказки, которые нам читают, то можно заметить, что все они пронизаны добротой, учат быть нас справедливыми, добрыми, сопереживать попавшему в беду сказочному герою. Слушая сказки, ребенок не задумывается о том, что с самого раннего возраста он приобщается к истокам нравственного воспитания. Это мы, взрослые это понимаем, и подбираем такие народные мудрые сокровища, чтобы постепенно воспитать доброго, отзывчивого Человека во всех отношениях. Дети очень любят, когда они играют роль того или иного сказочного героя, особенно если малышу надеть на его ручку куклу –перчатку или разрешить управлять куклой- марионеткой. Также дети очень любят, когда им показывают спектакли в театре или в детском саду. Маленький ребенок учится жизни через театрализованную игру, сказку. Театрализованные игры раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать в театрализованной игре. Дети начинают замечать настроения других детей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости.
Публикация «Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении как один из факторов нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Знакомство младших дошкольников с театрализованной игрой начинается с инсценировки потешек, песен, а затем – народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – все это младшие дошкольники усваивают в игровой деятельности. Эта деятельность близка и понятна младшему дошкольнику, т. к. лежит в его природе и находит отражение стихийна, т. к. связана с игрой. Любую выдумку, впечатления из окружающей жизни дети хотят воплотить в живые образы и действия, тем самым обогащая свои нравственные представления. Театр для младшего дошкольника – это особенно удивительный мир, это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить себя.
Особенно дети любят использовать в театрализованной игре сказки.
И русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитании значения народных сказок. Так, В. Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказках за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь. Глубоко понимая природу ребенка, Белинский считал, что «у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому и им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски». У сказки всегда особое отношение к действительности: сказочное пространство и сказочное время не вписаны в реальную географию и историю, повествование сказывается как бы вне действительности, что позволяет проявиться поэтическому вымыслу. Вместе с тем сказки сохраняют жизненное правдоподобие, несут в себе «стихийный реализм», наполнены правдивыми бытовыми деталями. Правда и вымысел, два противоположных начала, диалектически соединены в сказках в одно целое. Развлекательный характер сказок не противоречит их идейной устремленности. Сказки реагируют на негативные стороны жизни, противопоставляя свое, справедливое решение. Нельзя не заметить того, что они сочувствуют беззащитным, обиженным, идеализируют таких героев, и делают их счастливыми.
Сказки имеют философский характер, но за их конкретным содержанием встает обобщенная мысль народа. Сюжет сказок воспринимается детьми как своеобразная метафора реальных человеческих отношений. Сказка всегда являлась важным воспитывающим средством, в течение столетий выработанными и проверенным народом. И уже не надо доказывать педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга. И поэтому используя сказки в театрализованной игре с детьми, мы формируем у детей понимание важности нравственного поведения. А театрализованная деятельность являясь источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, приобщает дошкольника к духовному богатству сказки.
Если проанализировать нашу деятельность в детском саду и дома, когда мы читаем и инсценируем веками собранную народную мудрость (сказки, потешки, песенки, современные произведения писателей, смотрим с детьми спектакли, можно сделать вывод, что все это направлено на одно- воспитать высоко нравственного человека. А что это такое? Понятие нравственное воспитание всеобъемлющие. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека, в особенности ребенка. И как считают многие педагоги сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности, т. к. нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей дошкольного возраста с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. И результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно-ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, сочувствию. Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и нормального поведения и культура отношений в детском коллективе. Чтобы ребенок совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. А нравственные качества не могут формироваться без жизненной необходимости. Поэтому можно организовать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Необходимо дать детям возможность пережить и почувствовать на себе последствия нарушений этических норм. Тогда древняя истина – поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, - приобретает понятный и конкретный смысл. Давайте читать сказки, проигрывать их с нашими детьми, вдумываться в их глубокий моральный и нравственный смысл и тогда может быть наша с вами жизнь станет лучше. Не зря ведь говорят: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»