Светлана Сигунькова
Театрализованная деятельность в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Театр - волшебный край, в котором ребенок
радуется, играя, а в мире он познает мир»
С. Мерзлякова
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Эмоционально — духовную сущность ребенка отходит на второй план. Современные дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Публикация «Театрализованная деятельность в ДОО» размещена в разделах
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению - это путь через игры, фантазирование, инсценировки, перевоплощение, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность, которая имеет огромное значение в развитии детей.
Театрализованная деятельность :
– Является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
– Развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру.
– Дает уроки нравственности : учит быть добрым, чутким, справедливым, приобщает к духовному богатству.
– Развивает творческие способности детей.
– Формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь.
– Активизирует воображение ребёнка, развивает память, мышление, фантазию, сообразительность и находчивость.
Чтобы развить творческие способности детей средствами театра мы поставили цель своей работы: «Развитие творческой личности ребенка через театрально-игровую деятельность»
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи и развить у ребенка творческие способности, в результате чего ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость общения. В ДОУ были поставлены задачи:
- Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра.
- Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
- Совершенствование артистических навыков детей переживания и воплощение образа
- Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
В ДОУ разработан перспективный план, где отражены задачи в каждой возрастной группе с 3х до 7 лет. Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их творческому развитию.
Задачи в младшей группе:
-Побуждать интерес к театрально — игровой деятельности, создать необходимые условия для ее проведения;
- поощрять участие детей в этом виде деятельности, формировать положительное отношение к нему;
- развивать речь детей с помощью кукольного театра : обогащать словарь,формировать умение строить предложения,добиваясь правильного и четкого произношения слов.
- развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами.
Задачи в средней группе:
- Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях;
- пополнять и активизировать словарь детей, развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности;
- развивать внимание, память, мышление, воображение детей;
- развивать представление о нравственных качествах человека;
- обучать детей сопровождать движение куклы по ширме
Задачи в старшей группе:
- Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа;
- закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть (настольный театр, верховые куклы, куклы живой рукой);
- продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам, куклам, костюмам, декорациям.
Задачи в подготовительной группе
- Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства;
- углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях.
- развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа
- расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их и называть;
- поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, мимику, жест, речевую интонацию.
- продолжать воспитывать гуманные чувства;
- формировать представление о честности, справедливости, доброте.
Для развития творческого потенциала ребенка в ДОУ создана предметно - развивающая среда театрализованного направления. Как театр начинается с вешалки, наш предметный мир начинается у двери. На входе в детский сад сразу попадаешь в сказку. Вестибюль и лестничные площадки украшены творческими работами сотрудников и родителей детского сада. Интерьер фойе детского сада содержит сюжетные композиции различных сказок, которые сменяют сюжет одной сказки на другой. Здесь можно встретить персонажей сказок «Три медведя», «Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Лиса и петух» и др. Оформление фойе различными сказочными композициями зависит от времени года, внутри садовых мероприятий и плана работы ДОУ.
Предметно - развивающая среда является одним из основных средств развития личности дошкольника, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей. В ДОУ оборудована театральная комната, которая включает в себя уголок сказок и костюмерную. В ней размещены различные виды театров : би-бабо, конусный, коробковый, вязаный, варежковый, пальчиковый, тростевые куклы, куклы из папье-маше, куклы живой рукой, куклы - люди, декорации и атрибуты, многие из них созданы руками педагогического коллектива, детей и их родителей. Театральные куклы и атрибуты используют на различных занятиях и режимных моментах. В данном помещении проводятся экскурсии и подгрупповые театральные занятия. В костюмерной можно подобрать маски, шапочки, целые костюмы в соответствии с тематикой и задачами занятия.
При организации предметно - развивающей среды в группах учитываются принципы интеграции образовательных областей, в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации программы, что позволяет в комплексе решать образовательные задачи, так же учитываются особенности эмоционально-личностного развития детей. Для самостоятельной театрализованной деятельности детей и развития речевых способностей во всех возрастных группах созданы мини – центры. В них широко представлены различные виды театров, реквизиты для разыгрывания сценок, спектаклей (ширмы, элементы костюмов, маски). Предметно - развивающая среда обеспечивает условия для творческой деятельности каждого ребенка. Центры имеют свободный доступ, а содержимое центров мобильно и легко переносится в любое место группы по желанию ребёнка.
С помощью созданной разнообразной предметно-развивающей среды ДОУ, решаются многие поставленные педагогические задачи по театрализованной деятельности.
Решение задач по театрализованной деятельности проходит через работу с детьми, воспитателями, родителями, социумом.
С помощью театральную деятельность решаются задачи всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО. Театрально - игровая деятельность имеет определенные формы организации: ООД, индивидуальная работа, самостоятельная театральная деятельность, праздники, развлечения, кружковая работа.
Занятия театрализованной деятельностью развивают не только психологические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Например, прием превращения дает ребенку возможность «превратить», других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Театральные игры дают большой простор для творческих проявлений ребенка. Они развивают творческую самостоятельность детей, стремление искать выразительные средства для создания образа, но чтобы ребенок проявил творчество ему необходимо обогатить жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые умения и знания.
При проведении ООД используются следующие методы и приемы:
игры - драматизации, разыгрывание этюдов, задание на развитие речевой интонационной выразительности, игры — превращения (учим владеть своим телом, образные упражнения, упражнения на развитие выразительной мимики, репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли, и тем самым раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки. Но при постановке театральных постановок важен не результат, а сам процесс подготовки, в ходе которого идёт непосредственное развитие ребёнка, формируются его нравственные качества. Дошкольник проявляет активность, инициативу, продумывает свои действия, учиться принимать решения.
При работе с воспитателями педагог дополнительного образования использует следующие формы работы:
- беседы,
– консультации,
– изготовление декораций и пособий, атрибутов
– изготовление костюмов к праздникам, развлечениям
– показ кукольных представлений для детей
Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности педагог дополнительного образования ведёт в тесном контакте с воспитателями. Педагоги ДОУ используют в своей работе нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы педагогического процесса, ведь именно кукла помогает установить контакт с ребёнком. Театрализованная деятельность оказывает благоприятное влияние на закрепощённых, эмоционально зажатых детей. В результате, такие дети становиться более свободны в общении, легче идут на контакт не только с другими детьми, но и с взрослыми.
Педагоги ДОУ активно участвуют в подготовке и показе кукольных представлений для детей.
Эффективность работы по театрально-игровой деятельности напрямую зависит от тесного взаимодействия с родителями детей. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности налажено тесное взаимодействие с родителями детей ДОУ. Родители получают рекомендации в виде консультаций, индивидуальных бесед, а так же используются дистанционные технологии при показе спектаклей и проведении мастер-классов. Применяя различные формы работы, педагоги стараются предоставлять родителям педагогическую информацию с новым содержанием в воспитании и обучении детей, с использованием компьютерных технологий – презентаций и видеофильмов. С целью привлечения внимания родителей к представленной консультации в папках - раскладушках размещаются фотографии их детей в процессе театральной деятельности.
Установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников способствует творческому развитию детей. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы не безучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя при организации образовательного процесса. Многие родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Все это способствует расширению кругозора, обогащают внутренний мир, а главное учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. При проведении анкетирования самой популярной формой работы родители назвали праздники и театральные развлечения, в которых лично принимали активное участие.
Вопросы по театрально-игровой деятельности включаются в повестку дня родительских собраний, так же на собраниях родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей в процессе театрализованной деятельности.
Позитивным моментом в работе по театрализованной деятельности можно считать сотрудничество с учреждениями социально — педагогической среды.
Широкий спектр взаимодействия с учреждениями социума позволяет более полно решать поставленные задачи по театрально-игровой деятельности, развивать и воспитывать детей в данном направлении, что в дальнейшем может повлиять на выбор профессии и интересов в жизни.
Участие в выставке «Умелые руки» на базе краеведческого музея позволило представить жителям города Сергача творчество педагогов ДОУ по созданию театральных кукол.
Опытом работы по данному направлению делились с воспитателями других ДОУ и работниками детской библиотеки.
Принимая активное участие в «Неделе детской книги», дети кружка «Сказка» являлись победителями тематического дня «Сказка, я тебя знаю».
Сотрудничество с артистами других городов (в очном и дистанционном формате) способствует ознакомлению детей с различными жанрами театрального искусства, развитию творчества и созданию положительного эмоционального настроя.
Кружковая работа.
Одной из форм организации театрализованной деятельности в ДОУ является кружковая работа. Дети, посещающие кружок «Сказка» участвуют в различных мероприятиях в ДОУ. При отборе детей в кружок, учитываются театральные способности детей и пожелания детей и родителей. В процессе подготовки к спектаклю, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление фантазию, работают над выразительностью речи и движений. Показ сказки - это всегда волнение, суета, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. На другой день после показа, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, педагог тактично с использованием игровых приёмов указывает на основные промахи и недостатки, но в то же время хвалит детей и отмечает наиболее удачные моменты выступления. Если дети понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по своему, то это уже элемент творческой импровизации, а задача педагога - раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям. Театрализованная деятельность позволяет каждому проявить активность, индивидуальность, творчество. Итог работы кружка «Сказка» можно увидеть на организованных театральных представлениях перед детьми других групп, перед работниками и родителями ДОУ (в очно/заочной форме).
Совместная театрализованная деятельность педагога с детьми доставляет радость, удовольствие и создает положительный настрой. Я считаю, что каждый ребенок талантлив изначально и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно ожидать в будущем.