ВАЛЕНТИНА ЗУБОВА
Сюжетно-ролевая игра как способ речевого развития и расширения представлений детей о многообразии окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
(описание опыта работы)
Актуальность и перспективность опыта.
Общеизвестно, что сюжетно-ролевая игра обеспечивает исходные формы передачи подрастающему поколению, богатства накопленного обществом социально-исторического опыта. Благодаря ей дети усваивают культурные нормы, касающиеся предметно-символических способов деятельности и способов индивидуального и группового поведения. Ребенок начинает в значительной мере самостоятельно строить свою собственную деятельность, строить взаимоотношения с другими людьми. Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Наиболее доступным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка его интеллект, воля воображение, общительность. Эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению, помогают в социальной адаптации, учит идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтные ситуации поддерживать дружелюбную атмосферу.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как способ речевого развития и расширения представлений детей о многообразии окружающего мира» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов,родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных творческих способностей,формирования нравственных качеств,положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе сюжетно – ролевых игр, формировать у детей знание о реальной действительности, уверенности, умению общаться с окружающим миром.
В соответствии с целью данной работы, мы определили следующие задачи :
1. Уточнить и расширить словарь и речевой материал по данным темам.
2. Учить детей понимать вопросы и отвечать на них, развивать диалогическую речь.
3. Развивать познавательную активность,
4. Обучать навыкам игровой деятельности.
5. Воспитывать нравственные качества: культуру общения.
6. Создание предметно -игровой среды для усвоения основ сюжетно-ролевой игры дошкольников.
7. Создание дружного детского коллектива, развитие положительных взаимоотношений.
8. Поэтапное исследование сюжетно-ролевой игры.
Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к вопросу о сюжетно-ролевой игре. В своей работе по воспитанию и образованию детей сюжетно- ролевой игрой я придерживаюсь важнейших педагогических принципов:
Принцип индивидуального и личностного подхода.
Принцип гуманизма и педагогического оптимизма
Сотворчество детей, родителей и педагогов в совместном процессе
воспитания детей.
В своей работе стараюсь четко следовать принципам организации сюжетной
игры:
1. Первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен
занять позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть».
2. Второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении
всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. Третий принцип – при формировании игровых умений одновременно
ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на
пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном применений презентаций, разработка авторских дидактических игр, применение технологий при активном сотрудничестве с родителями, музыкальным руководителям.
Теоретическая база педагогического опыта.
Советская теория игры складывалась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов: Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. Что это же подчеркивалось советским педагогом В. А. Сухомлинским, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Ту же мысль высказывал А. М. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить». Так же исследованиями выдающихся отечественных педагогов доказано, что игра – является ведущим видом деятельности, для всестороннего развития ребенка (А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьева, Г. Г. Кравцова и т. д.).
В 60-е годы А. П. Усова впервые сделала объектом специального исследования детские реальные отношения и на основе изучения эта пов игры и уровня детских взаимоотношений определила пути дифференцированного педагогического воздействия на развитие игры и положительных взаимоотношений дошкольников. В 70-е годы продолжаются исследования (Р. А. Иванкова, Н. Е. Михайленко, В. И. Судакова).
Современные ученые подчеркивают, что игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей дошкольников, а с другой – может служить эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса психолога - педагогической коррекции
(Л. А. Венгер, Ю. З. Гильбух, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, У. В. Ульянко и др.).
Мною были изучены труды известных педагогов и психологов в области воспитания дошкольников сюжетно - ролевой игрой :
1. Воспитание детей в игре : пособие для воспитателей дет. сада/ сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. -М. :Просвещение,1983.-192с.
2. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: традиции и современность: М. :2002-№
3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 1997.
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика- Синтез, 2010.
Ведущая педагогическая идея деятельности.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
Игра- это воспроизведение детьми при помощи взятых на себя ролей и использование различных игровых предметов деятельности взрослых и их взаимоотношение.
Игра - это отражение ребенком окружающей реальности; и хотя оно основывается на воображении ребенка, в этой условной обстановке реальны действия играющих, реальны и искренни детские эмоции. В игре ребенок комбинирует, объединяет свои впечатления и жизненный опыт.
Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.
Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
В игре ребенок обладает возможностью проявлять способность, казалось бы, не характерную для дошкольников, к самовоспитанию.
Игра – это работа ребенка над самим собой. Это, не означает, что ребенок сознательно ставит перед собой цель самосовершенствоваться. Нет, ребенок и не думает об этом: он просто играет – летит на самолете, гонится за пиратами по южным морям и т. д. Вот тут, незаметно для него и осуществляется большая работа изменения самого себя: весело, играючи осваивает он новые пласты жизни; тренирует память, мышление, воображение; получает новые знания о взаимоотношениях людей, о природе и окружающей действительности
Классификация игр:
В исследовании Е. В. Зворыгиной доказано, что в сюжетно-отобразительной игре у детей формируются предметные способы решения игровых задач.
Предметные способы включают :
а) игровые действия с игрушками;
б) игровые действия с предметами-заместителями;
в) игровые действия с воображаемыми предметами;
г) иногда игровые действия дети называют, не выполняя их.
Постепенно жизненный и игровой опыт малышей обогащается, поэтому и разнообразнее становятся игровые действия с игрушками. Причем, наряду с развернутыми игровыми действиями, в играх появляются и обобщенные.
С обогащением жизненного опыта игровые замыслы у детей становятся все интереснее и разнообразнее. В детских играх причудливо переплетаются реальные, сказочные, фантастические события. Возрастает количество игровых задач.
Использование игры как средства эколого-эстетического воспитания детей важно по целому ряду причин:
• она дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствует потребностям детей в общении, познании и движении, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;
• игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения; я игра ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
• все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;
• в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анали-заторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
• экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмо-циональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.
Таким образом, обучающие экологические игры являются одним из средств формирования самостоятельной игровой деятельности.
В работе по экологическому воспитанию детей важным является использование разных видов игр, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами деятельность. На таких занятиях прежде всего необходимо уделять внимание следующим вопросам:
• формированию понимания самоценности природы;
• осознанию ребенком себя как части природы;
• воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
• формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;
• пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей влечет за собой другие изменения;
• я пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;
• формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
• усвоению основ экологической безопасности;
• усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании воды, энергии в быту;
• формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Рассмотрим примеры некоторых сюжетно-ролевых игр.
Характер сюжетно-ролевых игр должен определяться логикой построения занятия, которое направлено на достижение дидактической цели. Поэтому ход игры регламентирован с самого начала и до конца, и определяет его воспитатель, который заранее продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Оптимальной формой привлечения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются наблюдения и игровые обучающие ситуации, создаваемые для решения конкретных дидактических задач, входящих в занятия. При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают положительные эмоции как от самой игры, так и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Проведение таких занятий требует больших моральных усилий воспитателя, но компенсируется высокой обучаемостью детей.
Это, прежде всего, игровые обучающие ситуации, построенные с привлечением игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы — растений и животных. В старшей группе такие игры используются для формирования у детей представления об отличии живого существа от предмета (игрушки, о специфике живого и неживого мира и возможных действий с ним. Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым разным критериям: внешнему облику, условиям жизни, способу поведения и способу взаимодействия с ним.
В подготовительной группе это различные игровые ситуации, например, игрушечный заяц (медведь и т. д.) хочет узнать у детей, как звери в лесу готовятся к зиме. Детям раздают игрушки разных диких животных (лисы, волка, медведя и т. д., от лица которых они рассказывают, как те готовятся к зиме.
На занятии, цель которого — закрепление представления детей о том, что лес — это сообщество разных растений и животных, о приспособленности жизни зверей в лесу, создается игровая ситуация, в ходе которой игрушки решают уйти жить в лес и просят детей рассказать про лес и условия жизни в нем.
С целью расширить представления детей о лесе, о том, как дикие животные проводят зиму в лесу, используется игровая ситуация "Школа мудрой совы". Для расширения представлений детей о водном мире на занятии применяются игровые ситуации "Школа морского царя", "Поможем слоненку вернуться домой" и др.
Интересны игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей и вымышленных героев. В данном случае используются персонажи хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Винни-Пух и др.). При создании игровых ситуаций нужно опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях:
Красная Шапочка идет через лес к бабушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах;
Айболит — доктор, который лечит зверей, но может лечить и рас-тения, проводит их профилактические осмотры. Лучше, если в роли доктора выступает взрослый. Тогда дети охотнее вступают в диалог с доктором Айболитом, приехавшим, чтобы сделать профилактический осмотр обитателей уголка природы. Айболит учит детей внимательно осматривать растения, находить признаки их нездорового состояния, делать вывод о недостатке каких-либо условий, находить способ оздоровления; воспитывать бережное отношение к растениям, понимать, что они — живые организмы, которым необходимы хорошие условия жизни. Доктор осматривает каждое растение по очереди, оценивает почву, степень освещенности, указывает на признаки нездоровья. Выясняет, как часто и какой водой цветы поливают, делается ли опрыскивание, рыхление. Доктор выписывает рецепты для ослабленных растений, угощает детей вита-минным напитком, осматривает грядку лука в ящике на окне и хвалит ребят за то, что они его выращивают и едят. Таким образом, в рамках игровых действий "врача-специалиста" Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию — дает образец правильного осмотра своих пациентов (обитателей природного уголка, постановки диагноза (то есть, определение состояния живых существ на основе различных внешних признаков) и способов лечения, выписывая рецепты с разного рода рекомендациями. Важную роль в развертывании игры с Айболитом выполняет атрибутика: костюм доктора; чемоданчик Айболита, который кроме традиционного набора содержит рецепты, ручку, палочку для рыхления почвы и т. п. ;
Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происходят встречи с Лесовичком (переодетый воспитатель, хорошо знающим лес, всех его обитателей. Встречи с Лесовичком могут проходить в разное время года и способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях разных видов деревьев, о первых весенних цветах (садовых и полевых, взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце, зависимости их жизни от окружающей среды; расширению знаний о многообразии насекомых, роли окраски в их жизни; формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к растениям, насекомым, животным, умению видеть их красоту и неповторимость; знать их роль в природе и в жизни человека.
Проведение вышеназванных игровых обучающих ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.
Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, "фотографируют", рассуждают. Важным является то, что игры-путешествия — это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.
С целью сформировать у детей интерес к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособленности к лесному образу обитания, воспитать у детей умение правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе можно провести игру-путешествие "Прогулка в лес". В ходе игры дети встречают разных животных, насекомых, рассматривают растения, помогают убрать мусор на лесной полянке. В течение всего занятия обращают особое внимание на необходимость быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев и не помять цветы, быть внимательными, чтобы услышать голоса обитателей леса (пение птиц, жужжание пчелы). Аналогично этому путешествию можно провести игру-путешествие "Посещение музея", в процессе которой дети учатся воспринимать произведения искусства, видеть красоту отраженной природы, понимать, что это впечатления художника о природе, полученные через наблюдения и общение с ней.
Самое активное участие дети принимают в подготовке игры-путешествия "Посещение зоопарка". В данном случае дети могут принести в группу игрушки, изображающие различных животных, построить из конструкторов и пластилина клетки и загоны для них, соорудить пруд с оградой для водоплавающих птиц. Вместе с родителями дома дети могут подготовить небольшие рассказы — каждый о своем животном (что животные едят, какие у них повадки, характер). В ходе игры дети узнают о животных, которые помещены в Красную книгу и охраняются государством: о белом медведе, уссурийском тигре, снежном барсе и др. ; о том, где в природе живут эти животные, почему их стало мало и как их охраняют.
Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-положительного отношения к ней.
Результативность педагогического опыта.
Работая по данной теме, изучив и проанализировав психолого - педагогическую литературу можно сделать следующие выводы: сюжетно- ролевая игра- ведущая деятельность дошкольного возраста; обеспечение здорового образа жизни ребенка; приобщение к общечеловеческим ценностям; соединение знаний с собственной активностью детей; социально- нравственное развитие ребенка и формирование его самосознания. В конце года наблюдала значительные сдвиги в характеристике совместной игровой деятельности детей; проявление позитивных эмоциональных реакций, радости, интереса при проведении сюжетно-ролевых игр; улучшение контактов с педагогом и со своими сверстниками, а также заинтересованность родителей и педагогов проблемой эмоционального, познавательного и коммуникативного развития. Как показала диагностика эмоционального благополучия ребенка, у детей моей группы высокий уровень коэффициента удовлетворенности, в группе не изолированных детей.
Распространение педагогического опыта. В целях обмена опытом с коллегами я провожу консультации, театрализованные представления, выступаю на семинарах в нашем учреждении. Веду работу с родителями: провожу беседы с родителями на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации; анкетирование; совместно с родителями мероприятия, развлечения; делюсь опытом за круглым столом с родителями по вопросу сюжетно-ролевой игры в группе.