Лучший педагог года

Сюжетно-ролевая игра как способ речевого развития и расширения представлений детей о многообразии окружающего мира

ВАЛЕНТИНА ЗУБОВА
Сюжетно-ролевая игра как способ речевого развития и расширения представлений детей о многообразии окружающего мира

(описание опыта работы)

Актуальность и перспективность опыта.

Общеизвестно, что сюжетно-ролевая игра обеспечивает исходные формы передачи подрастающему поколению, богатства накопленного обществом социально-исторического опыта. Благодаря ей дети усваивают культурные нормы, касающиеся предметно-символических способов деятельности и способов индивидуального и группового поведения. Ребенок начинает в значительной мере самостоятельно строить свою собственную деятельность, строить взаимоотношения с другими людьми. Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Наиболее доступным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка его интеллект, воля воображение, общительность. Эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению, помогают в социальной адаптации, учит идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтные ситуации поддерживать дружелюбную атмосферу.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как способ речевого развития и расширения представлений детей о многообразии окружающего мира» размещена в разделах

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов,родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных творческих способностей,формирования нравственных качеств,положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе сюжетно – ролевых игр, формировать у детей знание о реальной действительности, уверенности, умению общаться с окружающим миром.

В соответствии с целью данной работы, мы определили следующие задачи :

1. Уточнить и расширить словарь и речевой материал по данным темам.

2. Учить детей понимать вопросы и отвечать на них, развивать диалогическую речь.

3. Развивать познавательную активность,

4. Обучать навыкам игровой деятельности.

5. Воспитывать нравственные качества: культуру общения.

6. Создание предметно -игровой среды для усвоения основ сюжетно-ролевой игры дошкольников.

7. Создание дружного детского коллектива, развитие положительных взаимоотношений.

8. Поэтапное исследование сюжетно-ролевой игры.

Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к вопросу о сюжетно-ролевой игре. В своей работе по воспитанию и образованию детей сюжетно- ролевой игрой я придерживаюсь важнейших педагогических принципов:

Принцип индивидуального и личностного подхода.

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма

Сотворчество детей, родителей и педагогов в совместном процессе

воспитания детей.

В своей работе стараюсь четко следовать принципам организации сюжетной

игры:

1. Первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен

занять позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть».

2. Второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении

всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. Третий принцип – при формировании игровых умений одновременно

ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на

пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном применений презентаций, разработка авторских дидактических игр, применение технологий при активном сотрудничестве с родителями, музыкальным руководителям.

Теоретическая база педагогического опыта.

Советская теория игры складывалась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов: Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. Что это же подчеркивалось советским педагогом В. А. Сухомлинским, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Ту же мысль высказывал А. М. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить». Так же исследованиями выдающихся отечественных педагогов доказано, что игра – является ведущим видом деятельности, для всестороннего развития ребенка (А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьева, Г. Г. Кравцова и т. д.).

В 60-е годы А. П. Усова впервые сделала объектом специального исследования детские реальные отношения и на основе изучения эта пов игры и уровня детских взаимоотношений определила пути дифференцированного педагогического воздействия на развитие игры и положительных взаимоотношений дошкольников. В 70-е годы продолжаются исследования (Р. А. Иванкова, Н. Е. Михайленко, В. И. Судакова).

Современные ученые подчеркивают, что игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей дошкольников, а с другой – может служить эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса психолога - педагогической коррекции

(Л. А. Венгер, Ю. З. Гильбух, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, У. В. Ульянко и др.).

Мною были изучены труды известных педагогов и психологов в области воспитания дошкольников сюжетно - ролевой игрой :

1. Воспитание детей в игре : пособие для воспитателей дет. сада/ сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. -М. :Просвещение,1983.-192с.

2. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: традиции и современность: М. :2002-№

3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 1997.

4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика- Синтез, 2010.

Ведущая педагогическая идея деятельности.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Игра- это воспроизведение детьми при помощи взятых на себя ролей и использование различных игровых предметов деятельности взрослых и их взаимоотношение.

Игра - это отражение ребенком окружающей реальности; и хотя оно основывается на воображении ребенка, в этой условной обстановке реальны действия играющих, реальны и искренни детские эмоции. В игре ребенок комбинирует, объединяет свои впечатления и жизненный опыт.

Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.

Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

В игре ребенок обладает возможностью проявлять способность, казалось бы, не характерную для дошкольников, к самовоспитанию.

Игра – это работа ребенка над самим собой. Это, не означает, что ребенок сознательно ставит перед собой цель самосовершенствоваться. Нет, ребенок и не думает об этом: он просто играет – летит на самолете, гонится за пиратами по южным морям и т. д. Вот тут, незаметно для него и осуществляется большая работа изменения самого себя: весело, играючи осваивает он новые пласты жизни; тренирует память, мышление, воображение; получает новые знания о взаимоотношениях людей, о природе и окружающей действительности

Классификация игр:

В исследовании Е. В. Зворыгиной доказано, что в сюжетно-отобразительной игре у детей формируются предметные способы решения игровых задач.

Предметные способы включают :

а) игровые действия с игрушками;

б) игровые действия с предметами-заместителями;

в) игровые действия с воображаемыми предметами;

г) иногда игровые действия дети называют, не выполняя их.

Постепенно жизненный и игровой опыт малышей обогащается, поэтому и разнообразнее становятся игровые действия с игрушками. Причем, наряду с развернутыми игровыми действиями, в играх появляются и обобщенные.

С обогащением жизненного опыта игровые замыслы у детей становятся все интереснее и разнообразнее. В детских играх причудливо переплетаются реальные, сказочные, фантастические события. Возрастает количество игровых задач.

Использование игры как средства эколого-эстетического воспитания детей важно по целому ряду причин:

• она дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствует потребностям детей в общении, познании и движении, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;

игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения; я игра ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;

• все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;

• в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анали-заторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

• экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмо-циональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

Таким образом, обучающие экологические игры являются одним из средств формирования самостоятельной игровой деятельности.

В работе по экологическому воспитанию детей важным является использование разных видов игр, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами деятельность. На таких занятиях прежде всего необходимо уделять внимание следующим вопросам:

• формированию понимания самоценности природы;

• осознанию ребенком себя как части природы;

• воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

• формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;

• пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей влечет за собой другие изменения;

• я пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;

• формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

• усвоению основ экологической безопасности;

• усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании воды, энергии в быту;

• формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Рассмотрим примеры некоторых сюжетно-ролевых игр.

Характер сюжетно-ролевых игр должен определяться логикой построения занятия, которое направлено на достижение дидактической цели. Поэтому ход игры регламентирован с самого начала и до конца, и определяет его воспитатель, который заранее продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Оптимальной формой привлечения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются наблюдения и игровые обучающие ситуации, создаваемые для решения конкретных дидактических задач, входящих в занятия. При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают положительные эмоции как от самой игры, так и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Проведение таких занятий требует больших моральных усилий воспитателя, но компенсируется высокой обучаемостью детей.

Это, прежде всего, игровые обучающие ситуации, построенные с привлечением игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы — растений и животных. В старшей группе такие игры используются для формирования у детей представления об отличии живого существа от предмета (игрушки, о специфике живого и неживого мира и возможных действий с ним. Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым разным критериям: внешнему облику, условиям жизни, способу поведения и способу взаимодействия с ним.

В подготовительной группе это различные игровые ситуации, например, игрушечный заяц (медведь и т. д.) хочет узнать у детей, как звери в лесу готовятся к зиме. Детям раздают игрушки разных диких животных (лисы, волка, медведя и т. д., от лица которых они рассказывают, как те готовятся к зиме.

На занятии, цель которого — закрепление представления детей о том, что лес — это сообщество разных растений и животных, о приспособленности жизни зверей в лесу, создается игровая ситуация, в ходе которой игрушки решают уйти жить в лес и просят детей рассказать про лес и условия жизни в нем.

С целью расширить представления детей о лесе, о том, как дикие животные проводят зиму в лесу, используется игровая ситуация "Школа мудрой совы". Для расширения представлений детей о водном мире на занятии применяются игровые ситуации "Школа морского царя", "Поможем слоненку вернуться домой" и др.

Интересны игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей и вымышленных героев. В данном случае используются персонажи хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Винни-Пух и др.). При создании игровых ситуаций нужно опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях:

Красная Шапочка идет через лес к бабушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах;

Айболит — доктор, который лечит зверей, но может лечить и рас-тения, проводит их профилактические осмотры. Лучше, если в роли доктора выступает взрослый. Тогда дети охотнее вступают в диалог с доктором Айболитом, приехавшим, чтобы сделать профилактический осмотр обитателей уголка природы. Айболит учит детей внимательно осматривать растения, находить признаки их нездорового состояния, делать вывод о недостатке каких-либо условий, находить способ оздоровления; воспитывать бережное отношение к растениям, понимать, что они — живые организмы, которым необходимы хорошие условия жизни. Доктор осматривает каждое растение по очереди, оценивает почву, степень освещенности, указывает на признаки нездоровья. Выясняет, как часто и какой водой цветы поливают, делается ли опрыскивание, рыхление. Доктор выписывает рецепты для ослабленных растений, угощает детей вита-минным напитком, осматривает грядку лука в ящике на окне и хвалит ребят за то, что они его выращивают и едят. Таким образом, в рамках игровых действий "врача-специалиста" Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию — дает образец правильного осмотра своих пациентов (обитателей природного уголка, постановки диагноза (то есть, определение состояния живых существ на основе различных внешних признаков) и способов лечения, выписывая рецепты с разного рода рекомендациями. Важную роль в развертывании игры с Айболитом выполняет атрибутика: костюм доктора; чемоданчик Айболита, который кроме традиционного набора содержит рецепты, ручку, палочку для рыхления почвы и т. п. ;

Большой интерес у детей вызывают занятия, на которых происходят встречи с Лесовичком (переодетый воспитатель, хорошо знающим лес, всех его обитателей. Встречи с Лесовичком могут проходить в разное время года и способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях разных видов деревьев, о первых весенних цветах (садовых и полевых, взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце, зависимости их жизни от окружающей среды; расширению знаний о многообразии насекомых, роли окраски в их жизни; формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к растениям, насекомым, животным, умению видеть их красоту и неповторимость; знать их роль в природе и в жизни человека.

Проведение вышеназванных игровых обучающих ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, "фотографируют", рассуждают. Важным является то, что игры-путешествия — это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.

С целью сформировать у детей интерес к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособленности к лесному образу обитания, воспитать у детей умение правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе можно провести игру-путешествие "Прогулка в лес". В ходе игры дети встречают разных животных, насекомых, рассматривают растения, помогают убрать мусор на лесной полянке. В течение всего занятия обращают особое внимание на необходимость быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев и не помять цветы, быть внимательными, чтобы услышать голоса обитателей леса (пение птиц, жужжание пчелы). Аналогично этому путешествию можно провести игру-путешествие "Посещение музея", в процессе которой дети учатся воспринимать произведения искусства, видеть красоту отраженной природы, понимать, что это впечатления художника о природе, полученные через наблюдения и общение с ней.

Самое активное участие дети принимают в подготовке игры-путешествия "Посещение зоопарка". В данном случае дети могут принести в группу игрушки, изображающие различных животных, построить из конструкторов и пластилина клетки и загоны для них, соорудить пруд с оградой для водоплавающих птиц. Вместе с родителями дома дети могут подготовить небольшие рассказы — каждый о своем животном (что животные едят, какие у них повадки, характер). В ходе игры дети узнают о животных, которые помещены в Красную книгу и охраняются государством: о белом медведе, уссурийском тигре, снежном барсе и др. ; о том, где в природе живут эти животные, почему их стало мало и как их охраняют.

Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-положительного отношения к ней.

Результативность педагогического опыта.

Работая по данной теме, изучив и проанализировав психолого - педагогическую литературу можно сделать следующие выводы: сюжетно- ролевая игра- ведущая деятельность дошкольного возраста; обеспечение здорового образа жизни ребенка; приобщение к общечеловеческим ценностям; соединение знаний с собственной активностью детей; социально- нравственное развитие ребенка и формирование его самосознания. В конце года наблюдала значительные сдвиги в характеристике совместной игровой деятельности детей; проявление позитивных эмоциональных реакций, радости, интереса при проведении сюжетно-ролевых игр; улучшение контактов с педагогом и со своими сверстниками, а также заинтересованность родителей и педагогов проблемой эмоционального, познавательного и коммуникативного развития. Как показала диагностика эмоционального благополучия ребенка, у детей моей группы высокий уровень коэффициента удовлетворенности, в группе не изолированных детей.

Распространение педагогического опыта. В целях обмена опытом с коллегами я провожу консультации, театрализованные представления, выступаю на семинарах в нашем учреждении. Веду работу с родителями: провожу беседы с родителями на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации; анкетирование; совместно с родителями мероприятия, развлечения; делюсь опытом за круглым столом с родителями по вопросу сюжетно-ролевой игры в группе.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как способ преодоления драчливости у детей 2–3 лет Сколько волнений возникает у родителей, когда они впервые отдают своего ребенка в детское дошкольное учреждение: как он будет там без мамы,.

«Сюжетно-ролевая игра-средство развития полоролевой идентичности дошкольников» Шинкарёва Н. А. Черных Н. А. Г. Иркутск 2015г. «Сюжетно-ролевая игра - средство развития полоролевой идентичности дошкольников.» Пол является.

Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений об объектах окружающего мира в процессе познавательного развития» Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих предметах и явлениях. Формирование.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (раздел ФЭМП).

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста» Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый.

Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развитияСюжетно-ролевая игра как средство речевого развития МАДОУ Боровский детский сад "Дельфиненок" Сюжетно - ролевая игра, как средство речевого развития. Воспитатель: Гузанова Любовь Викторовна.

Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей В течении многих лет я уделяю много внимания интеллектуальному развитию детей. Я считаю, что ребёнок лучше обучается на занятиях, при прямой.

Сюжетно-ролевая игра как фактор развития диалога Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Известно, что основные виды деятельности  это.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития полоролевой идентичности детей 6-го года жизни Шинкарёва Н. А. Черных Н. А. Г. Иркутск 2015г. «Сюжетно-ролевая игра как средство развития полоролевой идентичности детей 6-го года жизни».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как способ речевого развития и расширения представлений детей о многообразии окружающего мира
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 20:08
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД