Леонтьева Валентина
Театрализованная деятельность с детьми с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
При работе с детьми с ОВЗ необходимо использование коррекционно-развивающих методик, побуждающих к эмоциональному контакту с окружающими. Одной из таких методик является куклотерапия. Кукольный театр особенно хорошо работает с детьми с ОВЗ. Самый застенчивый ребенок раскрывается и развивается во время игры с куклой, пробует, на что он способен.
Цель наших занятий:
развитие навыков социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра.
Публикация «Театрализованная деятельность с детьми с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Для реализации данной цели, в классе был создан уголок для театрализованной деятельности. Изготовлены и куплены разные виды театра, приобретена настольная ширма.
Задачи:
1. Развивать познавательную, эмоционально-волевую сферы ребенка.
2. Формировать коммуникативные навыки.
3. Обогащать представления об окружающем мире.
4. Развивать общую и мелкую моторику.
5. Реализовывать творческие возможности каждого ребенка.
Формы проведения занятий:
теоретические и практические (вы видите на слайде).
Мы используем разные виды кукольных театров :
• перчаточный театр (на первой фотографии вы видите постановку известной сказки «Колобок». Эти герои очень нравятся детям, они полностью из ткани. Их родители специально купили в Санкт Петербурге. А на второй- адаптированный вариант сказки «Приключение Буратино»).
• Пальчиковый театр (Здесь мы используем героев сказки «Теремок», который связали сами родители. На втором фото-покупные герои).
• Настольный кукольный театр (У нас есть герои сказок из дерева и бумаги. На слайде представлены из дерева).
• Театрализованные представления детей-актеров (Дети любят перевоплащаться в различных героев. Мы можем надеть на них или шапочку, или полностью костюм. В нашей школе есть костюмерная мастерская).
Подробнее остановимся на перчаточном театре.
Занятие по театрализации с использованием перчаточных кукол состоит из 3 частей:
1. Вступительная часть. Психологический настрой детей. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речи.
2. Основная часть. Введение в тему. Работа над сказкой. Овладение техникой кукловождения, работа над установкой интонации сказочных персонажей.
3. Заключительная часть-рефлексия-поведение итогов. Выявление эмоционального настроя у детей.
Родители помогают нам в театральной деятельности. Покупают, вяжут и дарят куклы, читают и пересказывают сказки. В нашей группе в контакте я выставляю фотографии с выступлениями для того, чтобы была обратная связь.
У нас есть проект совместно с городской библиотекой №9 «Путешествие по русским народным сказкам». Мы ходим 1 раз в месяц, занятие ведет педагог дополнительного образования. В библиотеке мы знакомимся с книгами, слушаем сказки, отвечаем на вопросы, учимся пересказывать, для ребят проводят мастер-классы.
Часто мы показываем выступления в музыкальном зале для других групп. С музыкальным сопровождением наших сказок помогают учителя музыки. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми с помощью мимики и жестов. Ребята приобретают опыт во взаимоотношениях между героями сказки. Дети учатся согласовывать свои действия с действиями партнера, пытаются подражать интонации героев сказок, слушать не перебивая, относиться уважительно друг к другу.
Работу по театрализованной деятельности я начала несколько лет назад, работая воспитателем в детском саду. Итогом нашей работы стал календарь шестого открытого фестиваля семейных театров «Сказка приходит в твой дом». Фотографии спектаклей детей по итогам областного жюри разместили в этом календаре. Его нам вручил исполняющий обязанности министра труда, занятости и социального развития Архангельской области Терентьев Федор Николаевич.
Я продолжаю работу с театром в данное время в коррекционной школе в группе продленного дня. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка с интеллектуальной недостаточностью, прививает интерес к театру и музыке, побуждает к созданию новых образов, позволяет решать проблемные ситуации от лица какого-нибудь персонажа. Дети преодолевают робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе, волнение и страх. Общение с куклой помогает им почувствовать себя свободным и дает возможность создавать образ персонажа. В процессе создания театрализованного представления мы с ребятами работаем над пересказом, интонацией, мимикой, пантомимой, совершенствуем память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
Таким образом, в процессе такой совместной деятельности, ребенок больше взаимодействует с другими детьми, общается, делится впечатлениями. Театрализованно-игровая деятельность развивает навыки социальной адаптации и реализовывает индивидуальные возможности. Все это является необходимым как здоровым детям, так и детям с особенностями в развитии.
Такие занятия очень нравятся и мне, и детям!