Получи документы

Театрализованная деятельность как эффективное средство музыкального развития для детей старшего дошкольного возраста (3 фото)

Григорьева Анна Дмитриевна
Театрализованная деятельность как эффективное средство музыкального развития для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Театрализованная деятельность как

средство музыкального развития для детей старшего дошкольного возраста.

Григорьева Анна Дмитриевна

музыкальный руководитель

МБДОУ ЦРР-д/с №40 «Солнышко»

города Якутска

Публикация «Театрализованная деятельность как эффективное средство музыкального развития для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Значение спектакля с музыкальным сопровождением в развитии творческой деятельности детей имеет большой смысл. Музыка, как и любое другое искусство, прекрасно может воздействовать на всестороннее развитие ребенка, подталкивает к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Актуально то, что сегодня все хотим научить детей по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающее реализацию содержания Федеральной программы, быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, эмоциональное и психологическое общение в окружающем мире через собственный внутренний опыт.

В своей работе я применяла музыкально – театрализованную деятельность на протяжении многих лет, но более углублённо я стала изучать в прошлом году с детьми старшей якутской группы. Ведь учить своему родному языку каждого ребенка – это обязанность каждого из нас.

Цель: Формировать музыкальные способности детей старшего возраста через музыкально-театрализованной деятельности. Развивать возможностей детей через пение, движение и восприятие музыки.

Задачи:

1. Развивать эмоциональную отзывчивость, через слушание музыки.

2. Выявить индивидуальные и творческие способности детей старшего дошкольного возраста на основе использования элементов театрализации, работа над мимикой, стремление войти в роль желаемого героя.

3. Изучить культуру русского народа а также народов саха, традиции, обычаи, фольклор и воплотить в живые образы в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

4. Создать условия для творческого развития различные наглядно-образные средства, использование музыкальных инструментов разных народов в театральных спектаклях.

От того, какая музыка окружает ребенка, звучит в повседневной жизни и в детском саду и дома или во время специально организованных занятий зависят интерес к музыкальной деятельности. Именно музыкальное восприятие позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт.

Одним из эффективных способов развития музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста является театральная деятельность. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно через музыкально - театрализованную деятельность каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Поэтому в свою работу по театрализованной деятельности использую различные формы организации, включаю разнообразные театральные игры, игровые упражнения, этюды и театральные постановки, учила детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности.

В процессе подготовки были использованы методики ученых и методистов (Н,А, Ветлугина, О. П. Радынова, А,И. Катинене и др.) принципы: восприятие-слушание-импровизация.

Составляла годовой план разработки методики поэтапного развития музыкально-сценического творчества детей, включающей творческие задания в реализации творческих замыслов в музыкально-сценическом действии. Опиралась на психологопедагогические положения о закономерностях творчества Б. Г. Ананьева Л. А. Венгера, Н,А Ветлугина, Л. С. Выготского, О. М. Дьяченко, Т. С Комарова и. т. д.

Проводила мастер класс по изготовлению шапок из поролона для персонажей и консультации для педагогов и родителей о создании пространственно-художественной среды, оказывающей стимулирующее воздействие на музыкально-сценическое творчество детей (элементы атрибута, костюмы, декорации, музыкальные инструменты)

В первом этапе на занятии, совместно с музыкальным руководителем и воспитателями подбираем под текст песни свои интонации и звукообразования, дети импровизируют с удовольствием образ отрицательного и положительного героя под музыку самостоятельно. Ребенок играя, индивидуально полностью раскрывается, и в артистичном плане, и в вокальном. У детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции и развитие музыкально-игровых образов. Ребенок, когда поет укрепляет слуховое восприятие, способствует развитию слуха и голоса, определить высокие и низкие звуки. Музыкально-ритмические движения способствует ориентировку в пространстве, чувство ритма, определять музыкальные жанры, формируется красивая осанка. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

Во втором этапе, выявлялись особенности проявления, творчества дошкольников в музыкальной деятельности, занятия проводятся небольшими подгруппами, дети уже анализируют выступление другого ребенка.

Третий этап, это - выступление перед публикой уже в костюмах. В костюмах дети преобразовываются в героев спектакля и более уверенно ведут себя и очень хорошо выступают

Для восприятия разучиваемого спектакля, представления героев, слушание музыки, наиболее ярких выразительных средствах, использую изображения на слайдах, художественное чтение стихотворения с выразительностью, что помогают ребенку воображать внешние действия, адекватно выражающие музыкальный образ, развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и воображения. Детские спектакли приобретают особую окраску, благодаря использованию музыки. Являясь фоном, музыка украшает спектакль, помогает создать яркие выразительные образы. Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста использую игру на музыкальных инструментах (металлофон, колокольчики, ложки деревянные, свистульки, трещотки, бубны, бубенчики.) Игра на музыкальных инструментах включает внутреннюю собранность, умение играть в ансамбле, формирует произвольность психических функций.

Музыкальная способность для детей — это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется.

В процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие родителей с детьми и педагогов, прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя. Для развития творческой деятельности детей требуется большое количество наглядных пособий, музыкальных инструментов, атрибутов для создания того или иного образа. Наши родители всегда помогают в этом.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций, обычаев, опыт, знаний, достижения передающих от поколения к поколению.

Одним из важнейших задач формирования социально-нравственного воспитания детей является национальная культура: якутский фольклор, знание литературы и искусства.

Например, в якутских сказках показана повседневная жизнь и борьба народа, его отношение к действительности, нравственные и эстетические идеалы, горе, печаль и радости, характерны светлый оптимизм, жизнеутверждающее начало, вера в силу простого человека, в победу добра над злом. Поэтому-то народ любит и бережно хранит их как ценное наследие прошлого.

В нашем саду есть якутские группы, т. к. посредством интеграции в общую структуру Федерального компонента в программу включен национально-региональный компонент, т. е. материал основанный на традициях и особенностях национальной культуры якутского народа как частично на занятиях, так и в форме праздников и театрализации и развлечений. Практическая значимость рассматривается поставленных спектаклях в детском саду. Дети старшей группы «К нчээн», нынче поставили олонхо «Эмньик кугас аттаах Эрчимэн Бэргэн» Сергея Борогонского. Выступили в с. Хатассы «Дьокуускай куорат у уйааннарын икки ардыларыгар Оло хо декадатын чэрчитинэн” ыытылар “Оло хо т лгэтэ” к рэххэ II рдэл, за исполнительство. Дети научились не только говорили слова, но и чувствовали через музыку характер и образ того или иного героя, что повышает восприимчивость к музыке. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. Под руководством педагога пытается найти наиболее выразительные способы передачи, воплощения музыкального образа. В театрализованном представлении могут использовать движения в которых видели в каком-либо жизненном явлении, как например, в сказке «Дюймовочка» - шаг и танец лягушек, жужжание жуков, шелест ветра и. т. д. В художественно-литературном представлении «Осенины», где каждый ребенок создает образ разных овощей со своим сольным пением и движением. В мюзикле «Муха цокотуха» по мотивам сказки К. И. Чуковского рассматривается эстетическое, образовательное, воспитательное воздействие музыкального сопровождения. Там и, инсценированные песни, игра на детских музыкальных инструментах, сменяющиеся массовыми и индивидуальными танцами, сольными пениями с характерными образами каждого героя.

Мюзикл “ Муха-Цокотуха” в этом году я переводила на якутский язык для детей якутской группы. Было сложно, ведь для этого стоит задача, дать смысл песни и к тому же по слогам переводить с русского на якутский язык также рифмовать под мелодию. Но благодаря нашим родителям и воспитателям мы отлично поставили мюзикл перед родителями и на семинаре для педагогов национальных групп города. Но самое главное - понравилось для самих детей, получили эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле. В конце года, по итогам анкетирования и отзывов мы выявили что родители тоже были довольны, ведь участие в мюзикле, это способность развития творческой способности каждого ребенка, происходит всестороннее развитие.

Таким образом, театр в жизни ребенка – это приобщение детей к театральной и музыкальной культуре и в исполнительской деятельности создается эмоциональная творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание, появляется желание детей к творчеству к самостоятельности.

Практический опыт работы с детьми показал, что дети, застенчивые и несамостоятельные в выступлении перед публикой, в конце года они преодолели свой страх выступать на сцене, проявляют чувство партнерства, товарищества, умеют петь самостоятельно. Анализируя свою работу к постановке различных театрализованных представлений, что абсолютного большинства детей, регулярно участвующих на спектаклях, отмечается положительная динамика в повышении самооценки, раскрепощения, самоутверждения, проявления доброжелательности, уверенности в своих силах раскрытия творческого потенциала.

Театрализованная деятельность как эффективное средство музыкального развития для детей старшего дошкольного возраста
Фото №1 Театрализованная деятельность как средство Фото №2 Работа музыкального руководителя музыкального развития для детей старшего дошкольного возраста

Список литературы.

Анисимов В. Диагностика музыкальных способностей детей. — М., 2004.

Бьёркволл Ю. Р. С Музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни. — СПб., 2001.

Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М. : Издательский центр «Академия», 2005.

Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М., 2003.

Журнал «Музыкальный руководитель» №1,2006г, ст. «Учите петь хором».

Зимина А. Большой хоровод: Музыкально-дидактические игры. — М., 1993.

Информационные технологии в образовании–2009. Сборник научных трудов участников IX научно-практической конференции-выставки 29–30 октября 2009 г. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2009.

Иванова О. В. Театрализованные праздники для дошколят и младших дошкольников-Ростов на/Д: Феникс,2004.-288с. и цв. илл. (Серия «Школьная фабрика звезд»)

Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа). — СПб., 2003.

Стулова Г. Дидактические основы обучения пению. — М., 1988.

«Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет»; сост. Г. М. Орлова, С. И. Бекина. -М: «Просвещение»,1988г.

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста»Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста» Дошкольный возраст - это период формирования у ребенка интересов и отношения к окружающему. Очень важно, начиная с младшего возраста, показывать.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как эффективное средство музыкального развития для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 октября 2023 в 15:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность как эффективное средство музыкального развития для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Григорьева Анна Дмитриевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД