Лариса Тарушкина
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста
Ранний возраст – это время, когда закладываются основы психического и физического развития человека, что является условием личностного становления ребенка.
Театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры помогают в развитии способностей детей, которые способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывает яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь. Театрализованная деятельность является источником развития глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать и сопереживать персонажам.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованные игры – это универсальное средство воспитания и обучения ребенка, т. к. дети любят играть, а игра – это часть их жизни. Поэтому актуально использовать разнообразные театрализованные игры.
Театрализованная деятельность позволяет формировать навыки поведения в социуме, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Через сказку ребенок познает мир, учится выражать свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Именно через театральную деятельность педагог развивает позитивное отношение ребенка к героям.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. В процессе работы активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Речь становиться более яркой, эмоциональной. Ребенок лучше запоминает потешки, стишки. Театрализованные игры влияют на формирование эстетического вкуса (дети наряжаются в костюмы). Развиваются творческие способности (мимика, жесты, эмоции, звукоподражание персонажу).
Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно- в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.
Театрализованные игры с использованием кукол, пальчикового театра, настольного театра прекрасно подходят для работы с детьми в адаптационный период. Их использование снимает напряжение, создает положительные эмоции. Когда у малышей завершен период адаптации (в конце года, следует планировать театрализованные игры с распределением ролей между детьми.
Педагог разыгрывает знакомые детям сказки, стихи с помощью настольного театра, фланелеграфа, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей. Дети младшего дошкольного возраста разучивают потешки, небольшие сценки, где подчеркивается их ритмичность, музыкальность, так как выразительный текст помогает ребенку поставить себя на место изображаемого героя. Широко применяются в игре музыкальные инструменты: металлофоны, бубны, погремушки и др.
Также можно использовать подвижные игры, где дети показывают характерные движения животных («Наседка и цыплята», «Зайчиха и зайчата», «Мишка косолапый»). Работа над совершенствованием двигательных навыков, в младшей группе используются такие приемы, как показ движений, упражнение с одним ребенком или целой группой. Воспитатель является активным участником таких игр, он показывает, какими разнообразными могут быть интонация, мимика, жесты, походка, поза, движения. Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, беседуя о характерах героев, а также обыгрывание сюжетов сказок, рассказов с помощью образных игрушек, настольного театра игрушек.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние и вечерние часы – в нерегламентированное время; органично включена в другие занятия (музыкальное, по изобразительной деятельности и др.)
Чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку, желательно чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводили небольшими подгруппами, каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.
Эмоциональное развитие детей посредством театрализации идет успешно, когда в этом процессе задействованы все участники педагогического процесса: воспитатели, родители, музыкальный руководитель и др. Наибольших успехов можно достичь, привлекая к театрализации родителей воспитанников (изготовление костюмов, и театральных кукол-персонажей, и разучивание текстов совместно с детьми. Такие моменты сближают детей и родителей, а также усиливают положительный эффект влияния театрализации на развитие ребенка в раннем возрасте.
Занятия театрализованной деятельностью активизируют творческие задатки детей, формируют способности, приучают к проявлению самостоятельности. А самое главное -навыки, полученные в театрализованных играх, дети могут использовать в повседневной жизни.