Настя Буланева Муратова
Театрализованная деятельность как средство воспитания самостоятельной, активной, творческой личности ребенка
Театрализованная деятельность как средство воспитания самостоятельной, активной, творческой личности ребенка
Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство воспитания самостоятельной, активной, творческой личности ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.
Научные исследования и педагогическая практика показывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать.
Поэтому целью педагогической деятельности нашей группы, стало Приобщение детей дошкольного возраста к активному участию в театрализованной деятельности. Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- расширить представления детей о театре и работе артиста;
- обогатить словарный запас дошкольников ( словами: театральное представление, роль, сцена, занавес, артист, зритель, аплодисменты).
- способствовать развитию связной, эмоционально окрашенной речи;
- развить творческие, артистические способности: умение импровизировать, передавать характерные особенности героя действия;
- обогатить эмоционально-чувственную сферу: развивать умение чувствовать, сострадать, переживать, радоваться, адекватно выражать эмоции.
- воспитывать высоконравственные моральные устои взаимоотношения людей через поступки героев художественных произведений;
- развивать личностные качества : самоконтроль, собранность, организованность, инициативность; развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, используются разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей. Работа по театрально-игровой деятельности ведё тся в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию.
Для успешной работы создана предметно-пространственная среда : в группе руками воспитателей и родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации. Кроме того, существует театральная зона «Золотой ключик», где имеются куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики.
Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций;; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.
Результатом работы стало участие детей в музыкальных спектаклях: «Медведь и все-все-все», «Новый год», «Стобед» и «Теремок», «Два жадных медвежонка». Кроме того, ребята выступали в инсценировках на утренниках и на родительских собраниях. Элементы театрализации использовались в непосредственно образовательной деятельности (НОД) и в самостоятельной деятельности детей.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Итоги наблюдений, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы: подавляющее число детей свободно владеют импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности : мимику, жест, движения и средства интонации; владеют техникой кукловождения; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.
Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности