Олеся Константиновна Солодюк
Конспект ООД по театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников
Цель: продолжать формировать навыки театрализованной деятельности.
Задачи:
-развивать навыки выразительности детей
-обогащать и активизировать словарь
-формировать умение перевоплощаться в различные образы
-формировать умение интонационно и выразительно передавать содержание
-формировать умение сотрудничать в процессе реализации игрового замысла
-прививать любовь к русскому народному творчеству и театру.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект ООД по театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
-чтение русских народных сказок, в том числе «Гуси-лебеди»
-просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок
-оценка и характеристика героев русской народной сказки «Гуси-лебеди»
-хороводные игры
-изготовление с детьми программки и билетов
-работа со словарём
Оборудование:
Костюмы и атрибуты героев
-девочка
-братец
-мать
-отец
-печка
-яблонька
-речка
-гуси-лебеди
-баба-яга
-мышка
Ход ООД
I
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня по Вашему приглашению к нам на занятие пришли гости посмотреть театрализованную постановку по отрывку из русской народной сказки, давайте с ними поздороваемся.
Дети (стоя) здороваются.
Воспитатель: Ребята, угадать какую сказку мы покажем вы сможете, если отгадаете загадку.
Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Дети: «Гуси-лебеди»
Воспитатель: Молодцы ребята, конечно это русская народная сказка «Гуси- лебеди». Мы с вами не раз уже читали эту сказку. Ваня, напомни пожалуйста героев сказки.
Ребё нок: ответ.
Воспитатель: А давайте подумаем про какого героя можно сказать: безответственная, смелая, решительная. Почему?
Дети: (девочка была безответственная, потому что вначале сказки она не уследила за братцем и ушла гулять. Смелая и решительная девочка была, потому что она не испугалась Бабы - Яги и нашла способ, как спасти братца).
Воспитатель: Расскажите пожалуйста о гусях. Как их можно описать? (Они были разбойниками, потому что выполняли приказы Бабы – Яги).
Дети: ответы…
Воспитатель: всё правильно, ребята! Сейчас я Вам предлагаю побыть актерами, показать отрывок из сказки и выбрать роль, которую Вы будете исполнять. Чтобы никому не было обидно каждый сам будет переворачивать карточку. Какой герой будет на ней изображен, такая и будет у вас роль. Если карточка пустая, то ребенок будет зрителем. На стульчиках разложены вещи и атрибуты. Подберите себе костюм, и посмотрите внимательно на внешний вид друг друга, может кому-то нужно помощь. Во время сценки не перебивайте друг друга и слушайте внимательно старайтесь помочь друг. В конце станет понятно, кто из вас лучше всех справился с ролью.
Чтобы вам начать, надо потренеровать язычё к:
Ра-ра-ра- ра-ра начинается игра.
Са-са-са- са-са- ждут в пути нас чудеса.
Ребята, а где живёт баба-яга?
Дети: В дремучем лесу.
Воспитатель. А давайте с вами выполним зарядку для язычка.
В лесу воют волки у-у-у.
Шелестят листья ш-ш-ш.
Ползают и свистят змеи с-с-с.
Воспитатель: Итак, можно начинать.
На столе лежат перевёрнутые карточки с изображением героев. Дети тянут жребий и выбирают роль. На ковре стоят стулья с костюмами для героев.
1 СЦЕНА.
(Музыка.)
СКАЗОЧНИК: Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Дочку звали Аленушкой, а ее маленького братца Иванушкой.
(Музыка. На сцене Аленушка, ее брат Иванушка и мать с отцом.)
МАТЬ: Аленушка, мы пойдем на работу. А ты береги своего братца. Не уходи никуда со двора. Будь умницей. А мы вам купим подарочки.
АЛЕНУШКА: Хорошо, матушка!
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
АЛЕНУШКА: Иванушка, посиди тут!
(Аленушка дает Иванушке игрушку и уходит.)
СКАЗОЧНИК: Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нет! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. (Появляется несколько детей – это гуси-лебеди, они машут руками-крыльями, кричат «га-га-га»)
Физминутка
«Гуси прилетели»
Гуси - лебеди летели-– дети машут руками
На лужайку тихо сели – приседают
Искупаться в тёплой речке
Гуси захотели – выполняют плавательное движение руками,
Лапки обмывали – трут ладошкой о ладошку,
Крылья полоскали – поднимаются и машут перед руками,
А волшебную водицу гуси пить не стали – повороты головой,
Полетим до дому к берегу родному – машут руками.
Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь. Музыка.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся…
Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу
— У моего батюшки и сливочки не едятся…
II
1СЦЕНА.
Воспитатель: Долго бегала Аленушка по полям, по лесам. Видит, стоит Избушка-на курьих ножках. Зашла она в избушку. Глядит, на лавочке сидит ее братец, играет серебряными яблочками, а рядом Баба-Яга. Догадалась Аленушка, что Гуси-лебеди были на службе у Бабы-Яги. Испугалась она, да делать нечего, надо братца выручать.
Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
— Садись покуда кудель прясть.
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка взяла братца и побежала.
А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
— Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка…
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.
Баба-яга закричала:
Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла.
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, как замечательно у Вас получилось!
- Как вы думаете, почему сказку называют русской народной?
- Какое настроение у вас в конце сказки?
- Как думаете, правильно поступила Алёнушка убежав играть с подружками? Как можно назвать её поступок?
-Что сделала Маша? (Она пошла искать братца.)
-Кто помог ей сначала? (Маше помогла печка. Она попросила Машу подбросить в нее дров и показала ей дорогу.)
-Кто помог ей потом? (Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки с ее веточек и показала, куда бежать дальше.)
-Кто еще помог Маше? (Потом Маше помогла молочная речка-кисельные берега. Она попросила убрать камень и рассказала куда дальше идти.)
-Какая была Маша, когда она искала братца? (печальная)
-Покажем какое лицо было у Маши. (Показ пиктограммы и изображение детьми.)
-Куда пришла Маша и что там увидела? (Маша пришла в дремучий лес и увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидела Баба Яга, а перед окошком сидел Ванюшка.)
- Какая была Баба Яга? (Злая.)
- Давайте изобразим ее. (Показ пиктограммы и изображение детьми.) Что дальше сделала девочка? (Маша схватила братца и побежала домой.)
- Кто помчался в погоню за детьми? (За ними полетели гуси-лебеди.)
-Кто опять помогал Маше с Ванюшей и прятал их от гусей? (Маше опять помогали речка, яблоня, печка.)
-Что испытывали Маша с Ванюшей, когда их догоняли гуси-лебеди? (Страх, испуг.)
-Давайте покажем. (Показ пиктограммы и изображение детьми.)
- Удалось ли гусям отнять Ванюшку? (Гуси-лебеди улетели к Бабе Яге ни с чем.)
- Чем закончилась сказка? (Дети прибежали домой, а тут приехали их родители и привезли им подарки.)
-Какие лица стали у Маши и Вани, когда они вернулись домой? (Радостные.) -Давайте покажем. (Показ пиктограммы и изображение детьми.) -Молодцы. Мне очень понравилось, как вы изображали характер и чувства героев сказки.