Соловьева Марина Владимировна
Игровая деятельность в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровая деятельность в дошкольном возрасте»
Выполнила: Соловьева Марина Владимировна – воспитатель
МБДОУ Неклюдовский детский сад «Рукавичка»
План.
1. Специфические особенности различных видов игр дошкольников :
1.1 Понятие термина «Игра»;
1.2 Специфические особенности;
1.3 Основные виды игры.
2. Игра и развитие личности дошкольника
3. Характеристика концептуальных моделей развития игры в раннем и дошкольном возрасте
Список литературы.
1. Специфические особенности различных видов игр дошкольника
Публикация «Игровая деятельность в дошкольном возрасте» размещена в разделах
1.1. Понятие термина «Игра»
Известно, что игра относится к числу специфически детских видов деятельности и является ведущей в дошкольном возрасте. По определению Д. Б. Эльконина, в ней происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности дошкольника, игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новой ведущей деятельности.
Единого общепринятого определения игры в науке не установлено. В существующих определениях исследователи выделяют ее специфические особенности.
Своеобразие игры состоит в том, что она занимает особое положение по отношению к другим видам активности дошкольника. С одной стороны, это деятельность ребенка, которая осваивается им во всем многообразии ее форм и видов, с другой, может быть формой организации жизни детей, создавая внутри себя условия для освоения конкретных видов деятельности и включенного в них предметного содержания.
Психологами Д. Б. Элькониным, К. К. Кпавцрвым отмечается, что игра - непродуктивный вид деятельности, мотив которой заключен не в результатах, а в самом процессе и связанных с ним переживаний, т. е. игра -это непроизводительный вид деятельности.
Д. Б. Эльконин, рассматривая разные подходы к определению игры и ее характеристики, подчеркивает в ней в качестве главного то, что игра «это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». И далее: «игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная собственно человеческая суть -ее задачи и нормы отношений между людьми.
Представляется, что эта «человеческая суть» и нормы отношений между людьми являются моментами, согласно позиции Д. Б. Эльконина, характеризующими игру как явление общественное.
1.2. Специфические особенности
Отмечая специфические особенности игры, Л, С. Выготский, А. В. Запорожец относят игру к разряду деятельностей, доставляющих удовольствие, выделяют в качестве важнейшей характеристики насыщенность игры яркими положительными эмоциями, что особенно свойственно видам активности, возникающим по инициативе детей. Именно в этом заключается третья важнейшая особенность игровой деятельности. При этом подчеркивая широкий диапазон переживаний играющих, силу и подлинность чувств проживаемых дошкольником, Л. С. Выготский отмечал, что в игре ребенок «радуется как играющий и плачет как пациент».
Наконец, рая психологов: Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Е. Е. Кравцова в качестве отличительных особенностей игры указывают на ее связь с развитием воображения.
Общеизвестно, что развитие творческих способностей происходит в игре. В психолого - педагогической литературе в качестве синонима игры используется понятие творческая игра. Основой игры, согласно точке зрения Л. С. Выготского является мнимая или воображаемая ситуация, воображаемый план преобладает над реальным (например, ребенок видит кубик, а представляет себе вместо него машину). Поэтому игровые действия осуществляются не по логике вовлеченных в игру предметов, а по логике того игрового смысла, который они получают в игре.
Если сгруппировать все отмеченные выше особенности, то игровая деятельность наиболее полно может быть определена через две специфические характеристики: непродуктивный характер деятельности, направленность ее на процесс и связанные с ним переживания, наличие мнимой, воображаемой ситуации. (3, с 9 - 11).
1.3. Основные виды игры
Как показано в литературе детские игры могут быть расклассифицированы по разным основаниям. В рамках психолого -педагогических исследований, выделяются различные классификации игр. В программе воспитания и обучения детей в детском саду, указаны следующие виды игр: сюжетная, дидактическая, подвижная, музыкально -дидактическая.
Различие их по видам отражает воспитательные задачи сенсорного, умственного, физического развития дошкольников.
В основе классификации, разработанной С. Л. Новоселовой, лежит представление о том, по чьей инициативе возникает игра. Она выделяет 3 класса игр:
1. Игры возникают по инициативе ребенка.
Это самодеятельные сюжетные игры :
Сюжетно - отобразительная;
Сюжетно -ролевая;
Режиссерская;
Театрализованная.
2. Обучающие игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью. К ним относятся:
Дидактические;
Сюжетно - дидактические;
Подвижные;
Досуговые.
3. Народные игры, которые могут возникать как по
инициативе взрослых, так и более старших детей.
В рамках этнографических исследований разработаны различные классификации игр с правилами. Наиболее общую четкую классификацию игр с правилами, приводит Шварцман.
Им выделяются игры, основанные на:
а) ловкости, т. е. физической компетенции;
б) стратегические игры, требующие умственной компетенции;
в) игры, основанные на случайности, удаче, где результат зависит от физической или умственной компетентности играющего.
Традиционно в литературе определяются два наиболее общих вида игровой деятельности : ролевая и игра с правилами.
Режиссерская игра, как особый самостоятельный вид не выделяется, а трактуется как разновидность сюжетной, как форма индивидуальной игры ребенка. (2, с. 58)
Изучение психологом Е. Е. Кравцовой генезиса игровой деятельности в контексте возрастного психологического новообразования дошкольников -воображения убедительно показало, что режиссерская игра имеет статус самостоятельного вида, так как с нее начинается и заканчивается все развитие игры в дошкольном возрасте. Среди режиссерских игр она выделяет следующие ее разновидности: игры с мелкими игрушками, с полифункциональными предметами, кубиками, с помощью карандаша на бумаге.
Итак, в качестве оснований для классификации используются следующие характеристики:
1) Направление развития, которое осуществляется в игре;
2) Форма организации и мера регламентации взрослым;
3) Характер требуемых игрой умений;
4) Предметы вокруг которых строится игра.
Как показывает анализ литературы, исследователями недостаточно учитываются отличительные особенности различных видов игр. А это затрудняет педагогу осуществлять руководство разными видами игр, не позволяет полно использовать их развивающий потенциал.
Специфические характеристики указанных видов игр режиссерской, сюжетной, игры с правилами, на мой взгляд, наиболее отчетливо выступают при сравнении их друг с другом.
В этой связи представляется целесообразным, взяв за основу выделенные выше общие специфические особенности игры, (характер процесса деятельности, наличие мнимой ситуации) провести сопоставительный анализ режиссерской, сюжетно - ролевой, игры с правилами с целью выделения их отличительных признаков.
Важным моментом существенно различающим режиссерскую, сюжетную от игр с правилами является характер самого процесса деятельности. Режиссерская, сюжетная игра не имеют конечно заданного результата. Момент завершения этих игр произволен и зависит от желания играющих. В играх с правилами результат определяется правилами, критериями выигрыша, устанавливаемыми участниками в ее подготовительном периоде.
Существенными признаками, различающими все эти три вида игр являются, как показано в исследованиях Е. Е. Кравцовой механизм расхождения видимого и смыслового поля (воображаемая ситуация).
В режиссерской и игре с правилами воображение является предпосылкой игры. Придумывая, «что чем» будет в игре, распределяя функции между игрушками, объединяя предметы по смыслу, ребенок учится конструировать ситуацию. В играх с правилами воображаемая ситуация присутствует в скрытом виде, правила определяют поведение ребенка. Они задаются извне, в готовом виде или порождаются участниками игры. В качестве отличительного признака игры Е. Е. Кравцова отмечает, что необходим подготовительный этап, где ребенок должен их осмыслить, присвоить прежде чем действовать по правилам.
В сюжетно - ролевой игре имеет место второй вид взаимосвязи игры и воображения. Сюжетно - ролевая игра - это воображение в действии. Воображаемая ситуация в ней присутствует в чистом виде. Принимая роль, выполняя ее по ходу игры, ребенок действует в соответствии с логикой поведения взрослых, реализуя ролевые взаимоотношения, осуществляет действия с предметами заместителями.
В ряде психолого - педагогических исследований, высказывается мысль о принципиально различном характере правил в играх.
Несмотря на разнообразие правил во всех случаях играющие добровольно принимают и добиваются их выполнения в интересах самого существования игры.
По существу в развитых формах режиссерской, в сюжетно - ролевой, в играх с правилами, обязательность правил для всех ее участников -характеристика, связанная с совместностью, с реализацией различных типов отношений играющих: ролевых сюжетно - ролевых играх,
соревновательных и отношений сотрудничества в играх с правилами. Отсюда следует, что указанные виды игр различаются между собой характером сочетания интересов играющих.
Таким образом, из всего перечня характерных особенностей игр: режиссерской, сюжетно - ролевой, игры с правилами в качестве центральной можно выделить воображаемую ситуацию. С ней связаны все специфические особенности различных видов игр: характер процесса деятельности, механизм расхождения видимого и смыслового поля, особенности взаимосвязей между игрой и воображением, характер правил в сюжетно - ролевой и игре с правилами, тип отношений между играющими.
Именно воображаемая ситуация задает указанным видам активности ребенка игровой характер своей непредсказуемостью, неожиданностью и позволяет отличить игровую деятельность от простых действий детей по правилу с предметами, игрушками.
Специфические особенности игровой деятельности обуславливают ее исключительное значение для психического и личностного развития
дошкольников. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть роль игры в развитии личности ребенка.
2. Игра и развитие личности дошкольника
В отечественной психологии и педагогике бесспорным является тот факт, что именно игровая деятельность обладает исключительными возможностями для развития личности дошкольника. Исследования Г. Г. Кравцова, Л. А. Кожариной показали, что игра обеспечивает становление и развитие важнейших личностных достижений дошкольника : воли и произвольности, проявляющихся не в традиционном послушании и следовании ребенка указаниям взрослых, расторможенности, вседозволенности, а в сознательном подчинении ребенком своих действий и поступков правилу. Характерные особенности различных видов игр: наличие роли, правил, взаимосвязанных с сюжетом, создают благоприятные возможности для овладения дошкольником средствами управления своим поведением, что позволяет ему освободиться от влияния наличной ситуации, уменьшить роль взрослых в регуляции поведения. «Правило, соотнесенное с ролью, - подчеркивает Д. Б. Эльконин, - осознается ребенком значительно легче, чем правило неигровой деятельности, адресованное непосредственно самому ребенку». (4, с. 256 -257)
По утверждению А. Н. Леонтьева, овладеть правилом, значит, овладеть своим поведением. Выделение и осознание правил в играх с правилами говорит о том, что у ребенка к старшему дошкольному возрасту появляются новые формы самоконтроля.
Социальная природа детской игры обуславливает формирование целого комплекса «качеств общественности», социальных механизмов общения, взаимодействия, сотрудничества, лежащих в основе культуры взаимоотношений детей. В процессе совместных игр дошкольники учатся уступать любимую роль ради воплощения общего замысла игры, в приемлемой форме обсуждать ее содержание, способы осуществления, ориентируясь на настроение, личные особенности партнеров, доказывать свою позицию, добиваться,чтобы быть понятым. Все это способствует не только развитию самосознания, формированию представлений о собственном «Я», но и воспитанию свободной, терпимой неагрессивной личности, умеющей сосуществовать в диалоге с другими.
Все вышесказанное отчетливо подтверждает исключительные возможности игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольника. Раскрытие развивающего потенциала игровой деятельности возможно, на наш взгляд, лишь при условии понимания особенностей ее становления на протяжении раннего и дошкольного возраста. Поэтому представляется важным рассмотреть некоторые концептуальные модели, объясняющие закономерности развития игры, появления ее различных форм и видов.
3. Характеристика концептуальных моделей развития игры в раннем и дошкольном возрасте
В отечественной психологии в исследованиях Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна доказано, что игра как самостоятельный вид деятельности не остается неизменной. Она развивается, подчиняясь внутренним закономерностям и представляет ряд генетически связанных этапов. В психолого - педагогической литературе представлены различные модели, объясняющие развитие игры.
В концепции игры, построенной Д. Б. Элькониным, выделяются следующие этапы становления игры:
1. предметная (до трех лет). Основным содержанием игры которой являются действия детей с предметами.
2. ролевая (от трех до семи). Ее содержание составляет отражение взаимоотношений между людьми.
3. игра с правилами (шесть - семь лет). Содержанием ее является подчинение правилам общественного поведения и отношений между людьми.
Такой подход позволяет Д. Б. Эльконину рассматривать появление игр с правилами как производное от ролевой игры: «Правила вырастают и з сюжета, вычленяются из него, а затем обобщаются и принимают характер собственно правил». Важно отметить утверждение Д. Б. Эльконина, что этапы развития игры не обнаруживают жестокой связи с возрастом детей, переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом.
Таким образом, в концепции, построенной Д. Б. Элькониным, игровая деятельность характеризуется как качественно однородная деятельность, а ведущей на протяжении всего дошкольного возраста считается сюжетно-ролевая игра. В единой линии развития игры каждый из предшествующих этапов порождает последующий.
В исследованиях С. Л. Новоселовой, изучавшей особенности изменения психологического содержания игры, установлено, что игра ребенка раннего и дошкольного возраста представляет собой ряд генетически связанных этапов: игра - манипулирование, отобразительная, сюжетно -ролевая. Поэтапно развивающаяся игровая деятельность обеспечивает становление соответствующего возрасту действия.
Значительный вклад в разработку проблем генезиса детской игры сделан исследователями, принадлежащими к научной школе Л. С. Выготского.
Е. Е. Кравцовой детально описана модель, объясняющая пути возникновения и развития игры. Она представлена в периодизации развития игры, за основу построения которой взят выделенный Л. С. Выготским критерий я - наличие мнимой воображаемой ситуации.
Рассмотрим общие выводы, полученные Е. Е. Кравцовой: (1,с. 56 -58)
1. Игровая деятельность является качественно неоднородной, а многообразной деятельностью. На протяжении дошкольного возраста она претерпевает прогрессивные изменения.
2. Сюжетно - ролевая игра действительно занимает центральное место в дошкольном возрасте. Вместе с тем источниками ее являются два предшествующих вида игры: режиссерская, где предметное манипулирование и управление игрушками благоприятствует развитию у ребенка способностей к ролевому взаимодействию: умению смотреть на игровую ситуацию с различных позиций, и образная, где на основе выделения характерных признаков поведения различных объектов у ребенка складывается способность к идентификации с тем или иным образом. Без развития указанных способностей согласованные действия партнеров в сюжетно - ролевой игре невозможны.
3. Развитие сюжетно - ролевой игры идет от индивидуальной игры с куклой, к играм вдвоем со сверстником, к развернутой коллективной игре со множеством взаимосвязанных ролей и сюжетных линий. В развитой сюжетно - ролевой игре имеет место особая форма режиссерской игры, в которой дети занимаются своеобразной режиссерской деятельностью.
4. К концу старшего дошкольного возраста появляются игры с правилами, особенностью которых являются наличие подготовительного этапа, на котором дети осваивают правила. В этих играх нет роли, но есть особая внутренняя позиция и образ действий, оговоренный правилами. Умение выработать такую позицию, устойчиво ее удерживать и адекватно действовать, сообразуясь с ней, формируется в предшествующей сюжетно - ролевой игре.
5. Венчает все развитие игры режиссерская игра на новом уровне. Ее отличает качественное обогащение сюжета, возможность коллективного действия и сотрудничества, включения в нее элементов продуктивных видов деятельности.
Таким образом, согласно периодизации развития игры, построенной Е. Е. Кравцовой, в дошкольном возрасте существуют три принципиально различных вида игры:
режиссерская;
сюжетно — ролевая;
игра с правилами.
Все виды связаны между собой генетической преемственностью, при этом каждый из предшествующих видов игры порождает последующий, при чем режиссерская игра доминирует дважды: с нее начинается и ею же вместе с играми по правилам заканчивается развитие данного вида деятельности.
Как показано в исследованиях, игровая деятельность может быть важнейшим средством полноценного развития личности ребенка лишь при условии знания и соблюдения педагогами внутренних закономерностей развития игры в условиях определенным образом организованного образовательного процесса.
Список литературы:
1. Кравцова Е. Е. «Развитие произвольного общения у дошкольников со взрослыми и его значение для формирования психологической готовности к школьному обучению». - М. : 1991.
2. Лещинская - Гурова О. В. Игра образовательном пространстве дошкольного учреждения. -Н. Н. : 1999.
3. Лещинская - Гурова О. В. Игра и психологическое здоровье дошкольника. -Н. Н. : 2002.
4. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : 1978.