Василина Титова
Игровые технологии в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
1. Теория игровой деятельности в отечественной педагогике.
2. Игровые технологии, ее значение в дошкольном возрасте.
3. Применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
4. Вывод.
5. Список литературы.
Введение
Публикация «Игровые технологии в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Игровые технологии - это образовательные технологии направлены на активизацию и улучшение результативности работы детей. Они представляют собой игровую форму взаимодействия воспитателя и детей через реализацию определенного сюжета: игры, сказки, спектакля, делового общения и включают обширную группу приемов организации образовательного процесса в форме разных педагогических игр.
Игровая технология выгодно отличается от других педагогических технологий тем, что позволяет ребенку быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.
Игровые технологии уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепление ранее изученного.
Разработкой игр (игровых технологий) для детей дошкольного возраста в области математики занимались многие ученые и практики (Е. И. Тихеева, Л. В. Глаголева, Ф. Н. Блехер и др.)
Актуальность темы. В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Именно в этом возрасте игра занимает важное место в жизни ребенка. Успешная игровая деятельность детей дошкольного возраста является необходимой для развития отдельных психических процессов и функций, и овладения социальным опытом. Также в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Поэтому данная тема занимает важное место в педагогической науке.
Таким образом, целью реферата является показания значимости присутствия игровой деятельности в дошкольном детстве.
1. Теория игровой деятельности в отечественной педагогике
В отечественной науке первое описание и теория игры были представлены А. Н. Сикорским, русским психиатром и психологом. Игру он рассматривал как умственную работу, в которой ребенок познает окружающий мир. Таким образом, обозначился отход от биологизаторских тенденций, которые были присущи западным теориям.
Богатый фактический материал по описанию детских игр собрал и опубликовал Е. А. Покровский. Он отметил, что в содержании игр детей отражается деятельность их родителей: там, где основное занятие родителей - охота, дети с игрушечными ружьями и палками охотятся за зверями. Девочкам дают игрушечную утварь, чтобы они готовились к ведению домашнего хозяйства. Таким образом, игра готовит детей к труду.
Значительное внимание игре уделял П. Ф. Лесгафт. Он считал, что игры детей носят в основном имитационный характер и, соответственно, не могут быть одинаковыми у различных народов, в разных семьях, сословиях, местностях. Дети в играх передают то, что их окружает, что они наблюдают, что вызывает наибольшее впечатление. Следовательно, содержанием детских игр является окружающая действительность.
Существенный вклад в разработку теории игры внес К. Д. Ушинский. Его исследование «Человек как предмет воспитания» вышло в свет почти за 30 лет до появления первых работ К. Грооса. В нем он показал значение детских игр для развития психических функций (в частности, воображения, становления личности ребенка, определил место игры в жизни детей, способы влияния взрослого на детские игры. По мнению К. Д. Ушинского игра для ребенка - это посильный способ вхождения в сложную окружающую жизнь. В своих играх дети отражают действительность, какой её видят: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой - валяется на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей – бьет людей, заводит копилку, считает деньги».
Значительный вклад в теорию игры внес Г. В. Плеханов. Он считал, что в истории общества труд предшествует игре, определял её содержание. Но в жизни отдельного человека игра предшествует труду. Она подготавливает детей к вхождению во взрослую жизнь.
Таким образом психолого-педагогические исследования показали несостоятельность господствующих биологизаторских теорий и доказали положение о том, что игра возникает под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности
Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.
В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.
Вторая – характерная – особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане.
Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.
Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т. д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры.
2. Игровые технологии, ее значение в дошкольном возрасте
Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Так, известный советский педагог и врач Е. А. Аркин пишет: «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами.
Под руководством проф. А. Н. Леонтьева в отделе Института психологии был проведен ряд экспериментальных исследований, осветивших, в частности, вопрос о значении игры для развития психических процессов. Так З. М. Истомина подвергла специальному исследованию процессы возникновения произвольной памяти в дошкольном возрасте. Ее исследование показало, что в ходе игры создаются благоприятные условия для того, чтобы задача впервые возникла перед ребенком младшего дошкольного возраста как самостоятельная задача и, следовательно, возникли бы предпосылки для развития процессов произвольного запоминания и припоминания. Это же исследование показало, что специальное упражнение процессов памяти оказывается особенно эффективным в том случае, если оно включено в процесс игры. А З. В. Мануйленко в специальном экспериментальном исследовании убедительно показала, что сознательный контроль движений в игре у малышей значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.
Второй ряд фактов относится к сравнительному исследованию игры у детей, стоящих на различных уровнях интеллектуального развития. Уже Трошин указывал, что у детей с недостаточным интеллектуальным развитием игра не достигает того уровня, который типичен для нормальных детей. Наоборот, наблюдения над игрой у детей с ранними проявлениями специальной одаренности (музыкантов, художников, математиков, поэтов) и высоким общим интеллектуальным развитием показывают, что игра у этих детей является особенно богатой.
Оба ряда фактов с убедительностью показывают, что игра имеет значение не только для тех психических процессов, которые в нее непосредственно включены, как, например, воображение мышление, но и для таких, которые в ней непосредственно могут не принимать участия или, во всяком случае, связаны с ней косвенно, например память. В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции, но и происходит изменение психики ребенка в целом. В основе почти всех попыток устранить игру из практики дошкольного воспитания или ограничить ее роль для развития ребенка-дошкольника лежит точка зрения на игру как на деятельность, в которой упражняются лишь отдельные психические процессы и которая, следовательно, может быть заменена другими видами упражнений или занятий игрового характера. В противовес этой точке зрения практика дошкольного воспитания и специальные экспериментальные исследования, на которые мы ссылались выше, показывают, что значение игры не сводится только к упражнению отдельных психических процессов. Ее значение для развития ребенка дошкольного возраста определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания.
Также в игре формируется субьектность самосознания, ее формы: реальное, идеальное, динамическое, фантастическое «Я». Младший дошкольник приписывает себе авторство действий («я действую», средний – представляет себя в общении с окружающими сверстниками («как Костя», старший дошкольник способен выделять себя в полном наборе свойств. Подтверждение подобной роли игры в становлении личности ребенка можно найти у С. А. Шмакова. Он выделяет следующие функции игры как социопедагогического феномена культуры:
• Социокультурная функция: через усвоение культуры проходит формирование ребенка как личности, позволяющей функционировать в качестве полноценного члена коллектива;
• Символическая функция: в игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал;
• Функция межнациональной коммуникации: игра дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, учит разнообразию эмоций в воспроизведении действительности;
• Функция самореализации ребенка в игре: игра – полигон человеческой практики как область применения и проверки опыта;
• Коммуникативная функция: игра вводит ребенка в область человеческих отношений, для детей важен опыт, полученный от другого ребенка;
• Диагностическая функция: максимальное проявление себя в игре, ребенок проверяет свои силы, самовыражается и самоутверждается;
• Игротерапевтическая функция : дает возможность преодолевать различные трудности в поведении ребенка.
Таким образом, игра имеет огромное значение для интеллектуального, эмоционального, творческого и физического развития ребенка дошкольного возраста. Она позволяет наиболее полно развить его коммуникативные качества, координацию движений, способность к нестандартному мышлению, творчеству. В отдельных случаях с помощью игры можно привить интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Следовательно, отсутствие игры в дошкольном возрасте может негативно отразиться на развитии детей.
3. Применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе и одной из основных целей деятельности дошкольных образовательных учреждений. Компетентности подход в образовании акцентирует внимание педагогов на новом результате образования – способности ребенка действовать самостоятельно в различных проблемных ситуациях.
Для развития способностей и личностных качеств, формирования ключевых компетентностей воспитанников нужна другая методика общения с ребенком, в чем-то в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения, то есть обучения. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и исподволь формировали в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно формироваться, в том числе и ключевые компетентности. А для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка.
Одной из таких технологий является педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина. Технология развивающих игр направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и создает условия для опережающего развития способностей детей.
Эффективная система развивающих игр для детей создана известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье. Они утверждали, что для раннего развития детей нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Такими играми нового типа и являются развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2--3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
Таким образом, концепция Никитиных, предписывают взрослому пассивное наблюдение и наделяют ребенка правом «сделать это самому». Однако Никитины предлагают при использовании своих интеллектуальных игр вовсе не давать образец, не показывать, как надо. Ребенок сам решает задачу от начала до конца. Взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и «корректирует» ребенка только одобрением правильного решения. Сорадование - это и награда за найденное решение, и стимул к будущим победам.
Концепция Никитина, имеет свои недостатки и достоинства. При таком стремительном развитии детей, конечно, будет повышаться уровень IQ, но в связи с этим будут возникать проблемы с социализацией, так как ребенку будет сложно найти общий язык с более старшими детьми, а с ровесниками ему будет не интересно. Еще у ребенка будет хорошо развито образное и логическое мышление, а вот эстетическому и этическому воспитанию не будет уделяться внимание. Но тем не менее и эта методика важна и из нее есть что почерпнуть полезного.
Выводы
Дошкольное детство - период познания человеческих отношений, период первоначального становления личности. И в этот отрезок жизни ребенок не может обойтись без игровой деятельности. На основе проведенного анализа игровой деятельности и ее влияние на развитие в дошкольном возрасте можно сделать следующие выводы:
1. Дошкольное детство занимает всего четыре года в жизни каждого человека. Но за это время во всех сферах психического развития ребенка происходят значительные изменения. В корне меняется его поведение и интересы, начинает формироваться свой собственный опыт, становится богаче и разнообразнее их деятельность. Но ведущей деятельностью все-таки является игровая деятельность.
2. Педагоги и психологи до сих пор спорят о сущности и природе игровой деятельности, ее классификации. Однако практически все исследователи, независимо от того, какую школу и какое течение они представляют, сходятся во мнении, что игра - это важнейшее средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, развития умственных возможностей, нравственных качеств личности.
Игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. Игра имеет величайшее значение в жизни дошкольника. Ведь именно в игре ребенок воплощает, творчески перерабатывая и обобщая, все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и что обеспечивает связь поколений и усвоение культуры общества.
Игра является той специфической формой деятельности ребенка, в которой осуществляется ведущая линия его развития. В игре ребенок – творец и субъект собственной деятельности. В игре формируются его ум и чувства, способность к творчеству в предметной сфере и общении. Она является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребенком и детей между собой.
3. Существует масса игровых методик используемых при обучении продуктивной деятельности, но лучшими среди них являются система методика Никитиных. Не смотря на то, что этим методикам уже много лет они не потеряли свою актуальность. Эти методики, каждая по-своему, учат детей самостоятельности. Методика Монтессори готовит дошкольником к реальной жизни, а метод Никитина хорошо развивает образное и логическое мышление.
Таким образом, были выполнена поставленная цель, а значит по выявлению влияния игровой деятельности на развитие дошкольника была достигнута.