Татьяна Ларина
Познавательный проект в старшей группе «Там русский дух, там Русью пахнет»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад № 100 ОАО «РЖД»
Познавательный проект в старшей группе
«Там русский дух, там Русью пахнет»
Подготовила ВКК Ларина Т. В.
Воронеж 2021
Объектом нашего исследования стала история возникновения древнерусского государства, жизнь и быт наших предков. Одной из видов продуктивной деятельности проекта является художественно-эстетическое развитие, которое проводится в игровой форме и стимулирует воображение, логическое мышление и интерес детей к поставленной задаче.
Публикация «Познавательный проект в старшей группе „Там русский дух, там Русью пахнет“» размещена в разделах
Цель проекта :
1. Познакомить детей с историей образования Российского государства, с жизнью и бытом наших предков в древности.
2. Формировать духовно-нравственные и патриотические качества личности ребенка, воспитывать любовь к родному краю.
3. Активизировать познавательную активность детей, направленную на дальнейшее ее развитие.
В процессе работы решались следующие задачи:
1. Прививать интерес у детей к истории и культуре России;
2. Развивать интеллектуальные и коммуникативные способности детей;
3. Формировать у детей познавательный интерес;
4. Воспитывать в детях любовь к Родине и родному краю, желание защищать свое Отечество и гордиться им;
5. Развивать творческие способности детей, воспитывать эстетические чувства и чувства прекрасного.
6. Активизировать наглядно - образное мышление детей;
7. Учить детей использовать свои знания в сюжетно-ролевых играх.
Используемые методы: Игровые, словесные, практические и наглядные.
Полученные данные: В ходе проектной деятельности дети узнали о жизни и быте древнерусских людей и получили начальное представление об истории возникновения Российского государства. Дети пришли к выводу, что жизнь и быт наших предков отличались от сегодняшних дней, а наше государство образовывалось долго и сложно. Поэтому мы должны любить, беречь и охранять нашу Родину, и быть благодарны нашим предкам.
Выводы: Данный проект помог получить детям начальную информацию об истории образования России и жизни древнерусских людей; стимулировал познавательную активность; сформировал у детей азы патриотизма и любви к Родине. Художественное творчество и другие продуктивные виды деятельности в сочетании с игрой помогли активизировать воображение логическое мышление и интерес детей к поставленной задаче. Наши воспитанники с удовольствием участвуют в проекте.
Ведущий: О России петь, что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам,-
Что невесту ждать, чтоб утешить мать…
О России петь, что весну встречать. (Игорь Северянин)
Дети входят в зал и танцуют хоровод «Веснянка» под муз. Картушиной
После танца ребята становятся полукругом.
Ведущий: Ребята, посмотрите на кувшин, который мы нашли на нашем участке. Вы помните, кто нам его послал?
Дети: Да! Его нам подарил Подземный Царь и написал послание.
Ведущий: Давайте мы прочтем это послание для всех наших гостей.
Читает послание:
- Здравствуйте, дорогие друзья!
Я услышал, что вы интересовались, как жили люди раньше на Руси.
И решил вам помочь.
Этот волшебный кувшин я пронес сквозь время из прошлого в настоящее.
Он покрыт пылью времени и пахнет русским духом.
Узнайте все о том, как жили русские люди на Руси, тогда вы сможете потереть бок кувшина ладошкой и очутиться в волшебной сказке!
Удачи! Ваш Подземный Царь!
Ведущий: Мы с вами, ребята, очень старались и о прошлом Руси много узнали.
Давайте всем расскажем.
ребенок: Давным - давно наше государство называлось не Россия, а Русь.
Русь образовалась не сразу. Жили люди сначала племенами.
Племена назывались славянскими. Племен было много, а говор и обычаи похожи. Волосы у них были русые, то есть светлые.
Дети из полукруга делятся на три племени и говорят:
- Мы словене, мы поляне, а мы вятичи.
ребенок: Жили племена, то враждуя между собой, то мирясь.
Во время войны в племени выбирали главного вождя – князя.
Князья имели большую власть.
Им подчинялась дружина, куда входили лучшие воины.
Выходят по одному ребенку из каждого «племени» и имитируют бой на мечах.
Танец «Богатырская сила».
Бой заканчивается, участники пожимают друг другу руки и расходятся по своим племенам.
ребенок: Племена создавали свои княжества:
- Новгородское княжество, Киевское княжество, Изборское княжество.
ребенок: Строили княжества на высоком берегу, около рек и лесов. Огораживались от врагов крепостью. Росли княжества и превращались в города.
Города старинные,
Крепость на реке.
Новгород на Волхове,
Муром на Оке.
Здесь дружины храбрые
В бой вели князья,
Конного и пешего
Недруга разя. (В. Степанов)
ребенок: В мирное время люди строили бревенчатые дома, охотились на зверей, ловили рыбу, выращивали пшеницу, овощи и фрукты.
ребенок:
Гончары из глины делали посуду.
Кузнецы ковали серпы, мечи, ключи, замки.
Ведущий: А давайте-ка вернемся во времена старые да былинные. Превратимся в кузнецов-молодцов… В руки ложки возьмем, и сыграем и споем.
Русская народная песня : «Во кузнице». Два ребенка-кузнеца имитируют работу кузнецов.
Ведущий: Вот и песня сложилась, и игра удалась. Инструменты собираем, разговор наш продолжаем
ребенок: Ткачи из льняных нитей ткали ткани. Пряхи из овечьей шерсти пряли нити. Мужики из лыка плели лапти, делали лобки, а из прутьев – корзины.
ребенок: Кожевники из кожи животных шили одежду и обувь. Мастера из дерева вырезали деревянную посуду, ложки, черпаки, делали деревянные бочки и телеги.
ребенок: Игрушки для детей делали из дерева, глины, соломы, тряпочных лоскутиков.
ребенок: Все свои изделия, урожай и добычу люди продавали на ярмарках и базарах.
Города старинные
Мастерами славные.
Улицы кузнечные,
Улицы гончарные.
Площади торговые,
Праздничные ярмарки –
Из Ельца – матрешки,
А из Тулы – пряники. (В. Степанов)
Ведущий: И всегда на ярмарках были народные гулянья
Русский народный танец
ребенок: Так у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя шутки, песни слогал.
Песня «Ярмарка» (муз. Шаломонова)
Ведущий: Правильно, хорошо жилось в мирное время. Да часто ссорились князья между собой
ребенок: Но как начиналась война, крепости и дома сгорали. Все хозяйство гибло и пропадало! Очень горевали люди и плакали. (Фраза сопровождается зловещей мелодией.)
Ведущий: В те времена правил в Новгороде князь Гостомысл.
Выходит ребенок в одежде князя и говорит:
Гостомысл: Погибли у меня все сыновья, но осталось три дочери.
Средняя дочь Умила была замужем за варяжским князем, и было у нее три сына: Трувор, Рюрик и Синеус.
Пригласил я свою дочь Умилу и ее сыновей править землями славянскими. Приплыли варяги на красивых ладьях. И вышел их встречать народ. (Имитация плавания на корабле (декорация)
Принесли славяне варягам дары и просили:
Дети:
Реб. 1: Станьте нашими князьями.
Реб. 2: Устали мы от войн
Реб. 3: Сохраните мир между нашими племенами.
Гостомысл: Стали Трувор, Рюрик и Синеус править в разных княжествах.
Рюрик стал князем в Новгороде, а потом и в Киеве.
Потомки Рюрика правили почти 700 лет.
Они объединили все княжества в одно государство.
Все дети: И назвали его Русь!
Видеофайл о Руси и песня о Руссии Г. Струве
Дети садятся на стульчики.
Ведущий: Какие вы, ребята, молодцы! Теперь мы можем потереть бок волшебного кувшина.
Кувшин-кувшин! Крутись-вертись!
В волшебной сказке очутись!
Ведущий или ребенок трет бок кувшина. Раздается торжественная музыка, мелькают разноцветные звездочки, и начинается сказка…
Звучит музыка, открывается занавес и появляются царские палаты.
Входит царь, высоко подняв нос
Открыв глаза, царь испуганно машет руками и кричит:
- Чур - меня, чур – меня, что за демоны вокруг!
Вы кто такие?
Дети: Мы дети из сада № 100 ОАО «РЖД», …
Царь: Как вы сюда попали?
Дети: Нам волшебный кувшин помог. Перенес нас в прошлое.
Царь: Вы точно не демоны?
Дети: Нет!
Царь: Но сильно меня напугали, аж ноги отнялись
Ведущий: Не печалься, царь-батюшка, мы поможем тебе. Вставай потихонечку с нами на «Царскую зарядку»
Зарядка: Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался. (Дети повторяют описываемые движения.)
Царь: Ай, молодцы! Ну, прям чудо лекари! Царя вылечили! Теперь размещайтесь в моих палатах, будьте гостями. Эй, слуги!
Позвать сюда скоморохов! Дорогих гостей развлекать, да радовать будем.
Танец скоморохов
Царь: Ну, понравилось вам, как танцуют мои шуты?
Дети: Да!
Ведущий: Батюшка Царь, давай, и наши ребята порадуют тебя и песню споют.
Песня: «Жили у бабуси два веселых гуся»
Царь: Хорошо ребята поют, да только мои кикиморы болотные веселее будут.
Выбегают две кикиморы и поют частушки
Частушки:
1. Нас народ своим уменьем,
Да весельем наградил,
Для поднятья настроенья
Нас на помощь снарядил.
2. С детства крови не боюсь я,
Всем вам раны залечу,
А уж если засмеюсь я,
Всех вокруг захохочу.
3. Обладаю острым глазом -
Всех врагов вам разгляжу,
Ну, а я, как свистну, разом
Войско наземь положу.
4. Можем мы палить из пушки,
Шить, стирать, варить обед,
Ну, какие ж мы старушки?
Нам всего лишь двести лет.
5. Мы старушки –веселушки,
Хороши наши частушки,
Мы их дружно напевали
И немножечко плясали! У-у-ух!
Ведущий: Да, весело в твоем царстве – государстве. А ты знаешь, что наши ребята все знают о жизни в твоем государстве.
Царь: Не верю! Сейчас проверю!
- Какого государства я царь? (Царь всея Руси)
- Как называется мой дом? (Дворец с царскими палатами)
- Кто мои палаты сторожит? (Дружина)
- А топорики дружине кто кует? (Кузнец)
- А где мой работник Балда живет? (В бревенчатой избе)
- На чем он спит? (На лавке)
- В чем он готовит? (В печи)
- Чем свой дом освещает? (Лучиной)
- Из чего в моем государстве хлеб пекут? (Из ржаной муки)
- А где муку молят? (На мельнице)
- В чем моя повариха огурцы солит? (В бочке)
- Что нужно моей ключнице? (Замки и ключи)
- На чем Марья царевна прядет нити? (На прялке)
- А кто на печи в моем царстве разъезжает? (Емеля)
Царь: Правильно, а вот и он едет.
Под музыку выезжает Емеля на печи, играет на балалайке.
Емеля: Ой. Куда это я приехал?
Царь: Да у меня ты, дурень, в царских палатах!
А это гости в нашем царстве. (Показывает на ребят)
Говорят, из будущего попали к нам. Все знают, на все вопросы отвечают.
Емеля: Правда! Ай, да молодцы! А у меня вот горе приключилось.
Нынче в огороде копал, да колечко потерял. Дорого оно мне.
Сама царевна Несмеяна мне его подарила.
Может быть вы мне поможете его найти?
Дети: Да!
Емеля: Тогда, айда, за мной в огород!
Дети за Емелей едут в огород.
Емеля: Вот мой огород и колечко где-то здесь спряталось. Если мы все овощи соберем, то моей маменьке поможем, и, наверное, колечко само найдется.
Игра: Дети по команде собирают с грядок овощи, а пугало оживает и мешает ребятам собирать урожай.
Пугало машет руками и приговаривает:
Вот воронья сколько налетело, все запасы мои сейчас разворуют!
Как только дети собрали овощи, между грядками появляется Емелено колечко.
Ребята отдают его Емеле.
Емеля: Ах, спасибо вам ребятушки, теперь я буду беречь колечко как зеницу ока!
И на радостях приглашаю вас покататься на ярмарочной карусели.
Ярмарочная музыкальная карусель с лентами
Емеля берет шест с разноцветными лентами, и предлагает ребятам каждому взяться левой рекой за одну ленту.
Встают парами. Поют, набирая ход:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели.
А потом, потом, потом.
Все бегом, бегом, бегом…
Тише, тише, не спешите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
Емеля: Хорошо повеселились. От смеха мне живот аж прихватило! Поеду- ка я домой к матушке, щей похлебаю, да блинов поем. Царь батюшка поехали со мной.
Царь: Поехали Емеля, на печке твоей покататься охота! Доброго вам пути, ребята!
Спасибо за помощь! Емеля и царь уезжают.
Ведущий: И тебе, Емеля, всех благ!
Ну, что, ребятки, и нам пора домой возвращаться. Давайте потрем наш
сказочный кувшин за бочок и скажем волшебные слова:
- Мы в русской сказке находились,
Чудесам там подивились.
А теперь пора домой.
В детский садик дорогой.
Вокруг себя обернемся
И в садик наш родной вернемся.
Ведущий: Вот мы и дома в родном детском садике. Понравилось вам путешествие?
Дети: Да!
Ведущий: Спасибо волшебному кувшину! Ой, какой –то он тяжелый стал.
Давайте в него заглянем.
Ведущий открывает крышку кувшина, а внутри – сюрприз для детей.
Ведущий: Ребята, да это же вам подарок от Подземного Царя из Тридевятого
царства. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу,
там мы рассмотрим получше ваши награды.
Дети: Спасибо за внимание. До встречи! До свидания!
Список литературных источников
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М. : Мозаика – Синез, 2014.
2. Горелова Н. А. Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы. - М. : ОАО Московские учебники, 2005.
3. Крашенников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. - М. : Мозаика – Синез, 2014.
4. Майорова Н. Русская история. – М. : Белый город, 2004.
5. Селихова Л. Г. Ознакомление с окружающим миром. – М. : Мозаика – синтез, 2006.
6. Степанов В. А. Моя родина - Россия. - М. : Фламинго, 2004.