Марина Владимировна Лысенко
Тактильные игры, как средство сближения родителей и детей
▼ Скачать + Заказать документы
В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия как в соматическом, так в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Дети часто болеют, они эмоционально нестабильные, устраивают истерики, капризничают.
С этими проблемами сталкиваются родители дома и педагоги в детских учреждениях. Это и определило наш интерес к данной проблеме.
Публикация «Тактильные игры, как средство сближения родителей и детей» размещена в разделах
В результате изучения особенностей эмоциональных отношений между родителями и детьми дошкольного возраста было обнаружено, что у 70% родителей отсутствует понимание значимости положительного тактильного контакта с детьми. Для них (в основном для пап) прикосновение к ребенку – это глупости, «сюсюканье» и «телячьи нежности».
Практически в каждой второй семье нарушены эмоциональные связи (дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки). Часто приходя домой, уставшие после работы, родители сажают детей к телевизору или к компьютеру, вместо того, чтобы поиграть или просто поговорить с ребенком. Со временем дети привыкают к общению с экраном, но он никогда не сможет заменить ребенку общения с любящим его родителем, его ласковые руки, тепло его тела и ласковые слова, обращенные именно к нему.
Педагоги и психологи давно уже доказали эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми это совместные прогулки, чтение художественной литературы, совместные подвижные игры, труд и т. д.
Мною сделана подборка подвижных и тактильных игр для родителей и детей, которые помогут наладить положительный эмоциональный контакт между родителями и детьми (см. приложение).
Приложение
1. «Мама-папа, жаба-цап!»
Взрослый держит руку ладонью вниз. Ребенок упирается своим указательным пальцем в середину ладони взрослого.
Приговаривая: «Мама, папа, жаба – цап!», взрослый пытается поймать (зажать) пальчик ребенка, ребенок же должен успеть отдернуть палец.
Во время этой игры у ребенка развивается внимание, выдержка, умение быстро действовать по сигналу.
2. «Ехали, ехали, ехали с орехами»
Ребенок сидит на коленях у взрослого, лицом к нему и держит его за руки. Взрослый слегка подкидывает его коленями, приговаривая: «Ехали, ехали, ехали с орехами, в ямку – бух!» На слове «бух!» взрослый разводит колени в стороны и ребенок как бы проваливается в ямку.
Во время этой игры развивается эмоциональная сфера. Ребенок улыбается, смеется, визжит. У него активизируется внимание, проявляются элементы воли и преодоление чувства страха.
3. «Поймай ручку»
Ребенок сидит лицом ко взрослому и кладет свои ладони на его ладони. Затем взрослый старается быстро накрыть своей рукой руку ребенка (поймать). Задача ребенка – не дать возможности взрослому поймать свою руку, отдернув ее.
Во время игры у ребенка развивается выдержка, внимание. Активизируется тактильная чувствительность. Ребенок испытывает эмоциональную радость и удовлетворение в случае своей успешности.
4. «Качели»
1-й вариант: Взрослый сидит (на стуле, положив ногу на ногу ребенок встает двумя ногами на подъем его ноги. Взрослый, держа за руки ребенка, качает его.
2-й вариант: Взрослый сидит, положив ногу на ногу. Ребенок садится на нее. Взрослый, держа ребенка за обе руки, качает его.
Во время игры активизируются эмоции ребенка, он радуется, испытывает удовольствие. Ребенок сосредотачивается на движении и позе. Это хорошее упражнение для преодоления страха.
5.«Самолет»
1-й вариант: Взрослый держит ребенка за подмышки или за талию (к себе лицом, или к себе спиной) и кружит
2-й вариант: Взрослый держит ребенка за кисти рук и кружит
3-й вариант: Взрослый держит ребенка за одну руку и ногу и кружит его, то поднимая, то опуская
Во время этих игр особенно затрагивается эмоциональная сфера (ребенок испытывает восторг и удовольствие) Упражняется в преодолении страха. Между ребенком и взрослым формируется доверие
6.«Мама (папа, хозяин) дома? Гармонь готова? Можно поиграть?»
Такие вопросы задает взрослый ребенку. Если ребенок на вопросы отвечает «Да», то взрослый имитируя игру на баяне, перебирая своими пальцами по бокам ребенка (щекоча его). Ребенок смеется, увертывается от рук взрослого.
Во время этой игры активизируется внимание ребенка (он переживает чувство радости от взаимоотношений со взрослым, задействована тактильная чувствительность.
7.«Совместная ходьба»
Ребенок стоит лицом ко взрослому или спиной к нему и ставит свои стопы на стопы взрослого. Взрослый прижимает ребенка к себе и они вместе идут.
В процессе этой игры у детей активизируется внимание, сосредоточенность на совместном действии, тактильная и мышечная чувствительность. Партнеры учатся настраиваться друг на друга для совместного движения.
8.«Ватрушки»
Ребенок сидит или стоит спиной к взрослому, взрослый, выполняя легкое постукивание кулачками по спинке ребенка говорит такие слова: «Ушки, ушки, ушки! Мы печем ватрушки, а ватрушки в печи. С чем ватрушки?» Ребенок отвечает: «С вареньем (с медом!» - взрослый выполняет поглаживание спинки ребенка движением снизу вверх, к плечам. Если ребенок отвечает, например: С творогом – взрослый выполняет легкое пощипывание спинки ребенка снизу вверх. Если, например с сахаром, взрослый выполняет легкое, приятное постукивание пальчиками спинки ребенка.
9. «Дракончики»
Взрослый и ребенок держит согнутые в локтях руки перед собой, ладонями во внутрь так, что ладони взрослого и ребенка чередуются между собой (взрослый, ребенок, взрослый, ребенок) Произносятся по очереди слова, с одновременным легким ударом своей ладошкой, находящейся внутри, о ладошку партнера.
«Летели дракончики,
ели пончики,
сколько пончиков
съели дракончики?»
Далее тот, на ком закончились слова называет количество «пончиков», и начинается их счет на каждый удар ладошкой, на последний удар нужно попытаться зажать между своими ладошками ладошку партнера. Задача второго партнера успеть отдернуть свою руку, не дав зажать ее.
10. «Дрозды»
Взрослый и ребенок сидят или стоят напротив друг друга (взрослый на одном уровне с ребенком).
Произносятся следующие слова:
Я – дрозд Показываем ладошкой на себя
И ты – дрозд. Показываем ладошкой на партнера, дотрагиваясь до него
У меня – нос Дотрагиваемся до своего носа
И у тебя – нос. Дотрагиваемся (показываем) до носа партнера
У меня щечки розовые Показываем на свои щечки
И у тебя щечки розовые. Дотрагиваемся (показываем) до щечек партнера
Мы с тобой два друга Пожимаем друг другу правые руки (здороваемся)
И мы любим друг друга. Обнимаемся (взрослый нежно прижимает к себе ребенка)
11. Носик с носиком встречался
Носик носиком бодался.
А потом «привет» сказал,
Носик весь зацеловал!
12. Ножки-ножки, топотушки!
Попрыгушки, побегушки.
Ножки сильными растут,
Скоро быстро побегут!
13. Ручки-ручки, все хваталки
Крепко маму обнималки,
Мы потянем ручки вверх,
Скоро дорастем до всех!
14. Пятки, розовые пятки,
Поиграем с мамой в прятки!
Мама спряталась: ку-ку!
Я найти ее смогу!
15. Этот мягонький животик
Подарил нам бегемотик!
Если пузик целовать,
Малыш будет хохотать.
16. Есть у ежика щетинка,
Наша гладенькая спинка!
Вот бежит сороконожка –
Это мамина ладошка.
17. Носик, носик, носопырка –
Справа дырка, слева дырка
А на кончике звоночек,
Сам звенит, когда захочет.
18. Щечки, сладенькие щечки
Нежные, как лепесточки.
Щечка – раз и щечка – два!
Целовать давно пора!
19. Все прекрасно слышат ушки,
Наши ушки-непослушки!
Когда глазки крепко спят,
Ушки маму сторожат.
20. Прилетел к нам ангелочек
Сел на правый наш носочек
Покачался и взлетел –
На головушку присел.
21. Прилетела к нам синичка
Села (имя) на реснички
Крыльями закрыла глазки,
Чтобы снились (имя) сказки.