Александра Давыдова
Сюжетные игры и наблюдения за неживой природой в старшей и подготовительной группе на прогулке в зимний период
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю свой опыт работы.
С наступлением морозов, когда еще мало снега, мы с детьми стали замораживать сначала обычную воду из-под крана, затем сравнивали какая вода замерзает в природе быстрее соленая или пресная. А дальше, стали замораживать подкрашенную воду, сравнили ее с водопроводной и убедились, что при замерзании в воде образуется особая сердцевинка, которая по своей структуре немного отличается от замерзшей воды у стенок того предмета, в чем была вода. Очень интересным и познавательным оказалось вмораживать в воду камешки, бусинки, веточки, сережки, почки, которые дети собирали с поломанных ветром веток. а еще интереснее было создать узор из подобранных одинаковых предметов. Не у всех получались элементарные снежинки, солнышки, человечки и другие задумки, но опыт дети приобретали, удивлялись полученным, преобразованным своими руками льдинкам. А как красивы были кусты с ледяными игрушками, сделанными своими руками. Сразу вспомнили сказку "Морозко", где ледяное ожерелье исчезало на глазах. Сразу последовал опыт таяния снега в группе взятого с разных мест нашего сада. Где талая вода оказалась почище, а где она была очень грязной. Выяснили закономерности.
Публикация «Сюжетные игры и наблюдения за неживой природой в старшей и подготовительной группе на прогулке в зимний период» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Неживая природа
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Это наблюдение вызвало интерес и побудило фантазию и творчество детей. При таянии цветных льдинок, которые висели на ветках, образовывались цветные сосульки на них. Форма цветной льдинки изменялась под воздействием солнца. Ребята ждали, им не терпелось увидеть, как преобразилась их льдинки, чем стала, на что она теперь похожа.
И, следующая игра: чья льдинка провесит на нитке дольше, почему она висит дольше других, дети выяснили как сделать так, чтобы льдинка оставалась висеть как можно дольше и радовались самой крепкой льдинке.
Еще интереснее была игра формирования снега в ведерках для песка. Оказалось, не все ведерки пригодны для такой игры, так как снег задерживается в них и снежная формочка не выпадает. Дети быстро распознали свойство пластиковых ведерок и безошибочно использовали только те, из которых формованный снег выскакивал сам. Когда это распознали, занялись изучением возможной высоты при постановке каждого последующего ряда формочек. Попутно формочки превращались в задуманных героев: снеговиков, кукол, воинов, а также птиц, сердечки. И, конечно, огорчались при падении своих построек, но игра быстро начиналась снова,с более четко поставленными группой детей задачами : кто быстрее, кто выше. кто длиннее, у кого крепче. сколько человек в каждой команде. Все условия придумывались детьми во время игры.
Радостно было наблюдать за детьми, когда при изменении погоды менялись свойства снега, то слипается, то нет. Не сразу дети понимали, причину этого явления и старательно предпринимали попытки сделать по-своему.
Забавно было делать постройки используя большие картонные коробки. Они давали дополнительный толчок развития фантазии и игре.
А сколько построек можно было придумать из снежных комков! Они становились и крепостью, и оленем, и лошадью, и морем с волнами и шаром, как в цирке.
Следующее интригующее занятие (лучше в проводить в оттепель) - это раскрашивание снежных комков. Сколько было радости и восхищения. Дети удивлялись, почему снежный ком красится и отвечали сами на свой вопрос с удивление: это - вода! затем любовались разноцветными комками. смотрели на них как они тают, отвечали на вопрос почему сегодня быстрее, чем в прошлый раз. Несколько дней наблюдали за исчезновением раскрашенных снежных комков и видели куда и как с них стекает вода, почему течет в углубление. возникла игра сделаем ручеек и озеро. А еще рассмотрели на земле следы от гуаши, после того, как снежные комки растаяли и сделали вывод: как и чем загрязняется почва после таяния снега.
Еще одно наблюдение : при морозах во время бесснежных зим земля трескается. дети с интересом наблюдали этот факт. Измеряли глубину, длину образовавшихся трещин. А сколько было высказано предположений, что случится, если., куда и как просто попасть на Южный полюс. и другие.
Сюжетная игра тесно связана с экспериментированием. А там, где есть вопрос, найденный детьми ответ на него, полученный ими опыт во время игры, там будет возможность более глубокого осознания радости получения знаний, и пониманию причинно-следственных отношений в природе.
Спасибо за внимание.