Юлия Закуракина
Сюжетно-ролевые игры по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Примеры игровых обучающих ситуаций (сюжетно-ролевых игр) по экологическому воспитанию дошкольников
Раздел 1. ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С ИГРУШКАМИ-АНАЛОГАМИ
РЫБКИ ЖИВЫЕ И ИГРУШЕЧНЫЕ.
Сравнение внешнего облика (для детей младшего дошкольного возраста)
Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыб на примере живой и игрушечной рыбок.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры по экологии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход игры. Дети рассматривают рыбок в аквариуме. Воспитатель задает вопросы: «Какое тело у рыб? Где голова, хвост? Какие они? Где у рыбок спина, брюшко?» Раздает детям игрушечных рыбок, предлагает рассмотреть их, обвести пальцем по контуру, затем уточняет: «Голова у рыбок впереди, хвост сзади, плавники находятся на спине, хвосте, брюшке. Спина сверху, брюшко снизу. На голове есть рот, глаза, жабры». Спрашивает: «Чем рыбка-игрушка отличается от рыбок в аквариуме?» Предлагает детям самостоятельно поиграть с игрушечными рыбками.
РЫБКИ ЖИВЫЕ И ИГРУШЕЧНЫЕ.
Сравнение поведения (для детей среднего дошкольного возраста)
Дидактическая цель: определить основные различия живых и игрушечных рыбок.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям понаблюдать за рыбками в аквариуме. Спрашивает: «Где они живут?» (Рыбки плавают в аквариуме, едят корм) Предлагает рассказать об игрушечных рыбках. (Они неживые, стоят на полке в шкафу, не могут плавать, не едят корм.)
Дети наблюдают за рыбками в аквариуме. Воспитатель говорит: «Рыбки плавают без чьей-либо помощи. Так ведут себя только живые рыбы». Предлагает выяснить: могут ли плавать игрушечные рыбки? Взрослый наливает в таз воды, дети пускают игрушки и наблюдают за ними. Воспитатель уточняет: «Рыбки не плавают, они не могут плавать самостоятельно, так как неживые, игрушечные».
Ребята кормят рыб в аквариуме, наблюдают за тем, как они поедают корм. Воспитатель предлагает покормить игрушечных рыбок в тазу. Дети насыпают в таз корм и наблюдают за игрушками. Педагог говорит: «Игрушечные рыбки не могут есть, потому что они неживые. Но для них можно «сварить» в кукольном уголке кашу. С ними можно поиграть, их можно держать в руках и не беспокоиться за их жизнь, ведь они неживые. С живыми рыбками играть нельзя. На них можно смотреть, давать им корм, а доставать из воды нельзя - они могут умереть».
Затем воспитатель предлагает детям поиграть с игрушечными рыбками или понаблюдать за рыбками в аквариуме.
КРАСОТА ЖИВОЙ ЕЛИ И НАРЯЖЕННОЙ ИСКУССТВЕННОЙ ЕЛКИ
(для детей старшего дошкольного возраста)
Дидактическая цель: учить детей понимать и ценить разную красоту: живого растения и хорошо сделанного предмета.
Ход игры. Воспитатель рассказывает дошкольникам о том, что у живой ели естественная красота здорового дерева – она стройная, высокая, похожа на пирамиду, всегда с пушистыми зелеными ветвями. Ель очень красива: в снежном уборе, с шишками на верхушке, когда светит солнце, когда иней сверкает на ее ветвях. Ель приятно пахнет хвоей и смолой, создает вокруг себя полезный для здоровья воздух - этим запахом можно наслаждаться в разное время года. Искусственная елка красива по-другому - она хорошо сделана людьми, очень похожа на живую; эту елочку можно нарядить к новогоднему празднику разноцветными игрушками.
В канун Нового года воспитатель вместе с детьми украшает искусственную елочку. Все любуются ею. Дети сравнивают елочку с живой елью, которая растет около детского сада.
В свободное время можно предложить детям нарисовать елочку в снегу или на новогоднем празднике.
Раздел 2. ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
КАРЛСОН РАССКАЗЫВАЕТ О ПТИЧЬИХ ГНЕЗДАХ
(для детей старшего дошкольного возраста)
Дидактическая цель: уточнить представления детей о том, как и зачем птицы весной устраивают гнезда (чтобы вывести птенцов).
Ход игры. Эта игровая обучающая ситуация используется весной после ряда наблюдений за гнездостроительным поведением птиц. Во время прогулки появляется Карлсон с корзинкой (сумкой) и рассказывает детям, что на крыше его дома и на деревьях появилось много птиц. Они взбудоражены - громко кричат, чирикают, прогоняют друг друга, носят в клювах какие-то палки, веточки, соломинки, ссорятся из-за них. Просит объяснить, что происходит. Дети рассказывают ему о своих весенних наблюдениях.
«Теперь я понимаю, что пришла весна, - говорит Карлсон. - Птицы начали вить гнезда, ищут укромные места, чтобы вывести птенцов, делят между собой крыши. Но меня им не прогнать - у них нет такого замечательного пропеллера. Я вам расскажу, какие гнезда они делают. Самое большое гнездо у вороны. Оно на тополе, который растет возле моего дома. Зимой я не обращал на него внимания, думал, что это просто куча веток. Оказалось, что это самое настоящее гнездо. Сейчас ворона решила его отремонтировать - одни ветки вытаскивает, а другие вставляет. Один раз она улетела, а я решил полежать в ее гнезде - ведь я самый больной человек на свете! Лежу - вдруг она летит. Что тут было! Каркать начала во все горло, ветку, что несла, уронила. Собрала целую стаю ворон, все кричат-кричат, я чуть не оглох. Так и не сумел, как следует полежать. Может, и мне построить гнездо? Надоело жить на крыше. Ребята, вы принесите побольше веток, а потом я расскажу вам про моего соседа воробья». (Дети собирают ветки для Карлсона, кладут в его сумку).
Затем Карлсон продолжает: «Воробей тоже решил свить гнездо, но не на дереве, а под самой крышей. Положил туда несколько соломинок и решил, что все готово. Воробьихе его гнездо не понравилось. Наверно, будет его достраивать. А вот голуби устраивают гнезда прямо на стене дома: небольшой выступ, там и приземлиться-то трудно, а они строят. И тоже, как воробьи, положат несколько веточек, соломинок - вот и готово. Лентяи — не то, что ворона!».