гульнара гатаулина
Паспорт проекта по кружковой работе «Сюжетно-ролевые игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта по кружковой работе
«Сюжетно-ролевые игры»
Тема: Сюжетно-ролевая игра
Адресация проекта : воспитатели дошкольного учреждения, родители
Участники проекта : воспитанники средней группы «Солнышко», родители.
Особенности проекта
По характеру создаваемого продукта:
- информационно – игровой
- творческий.
По количеству создателей:
- индивидуальный
Публикация «Паспорт проекта по кружковой работе „Сюжетно-ролевые игры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Проекты, проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
По количеству детей, вовлеченных в проект :
- групповой
По продолжительности (масштаб) :
- краткосрочный (2 месяца)
По уровню контактов и масштабам организации:
- на уровне дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность проекта :
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Она влияет на один из важнейших познавательных процессов человека – речь. В нашем современном мире, когда ребенок зачастую предоставлен самому себе, общается только с компьютером, с телевизором, возникла необходимость развития культуры общения. И в частности посредством сюжетно-ролевых игр. Именно через них ребенок знакомится с миром взрослых, с разнообразными профессиями. В совместных играх со взрослыми между родителями и детьми устанавливается более тесная связь.
Принципы работы :
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, обоснованными и практически апробированными методиками;
Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня детей;
Принцип сознательности и активности – участие родителей и педагогов в поиске эффективных методов;
Принцип интегративности и комплексности – решение задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видах деятельности.
Цели проекта :
Развитие игры, как основной деятельности дошкольников;
Амплификация игрового опыта воспитанников;
Использование игры в воспитательных целях.
Задачи проекта :
1. Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий;
2. Развитие и обогащение сюжетов игры;
3. Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах;
4. Актуализирование желания воспитанников следовать своей роли, выполнять правила игры;
5. Воспитание доброжелательных отношений между дошкольниками, интереса к общему замыслу и согласованию действий.
Предполагаемые результаты:
Расширение представлений воспитанников о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;
Формирование навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;
Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
• Определение целей и задач проекта;
• Изучение литературы, авторских методик;
• Проведение мониторинга уровня развития творческой активности детей и взаимоотношений в коллективе;
• Составление плана мероприятий по реализации проекта.
В рамках подготовительного этапа мною был осуществлен мониторинг уровня развития творческих способностей детей, наличие игрового опыта, коммуникативных навыков и способностей к самостоятельной игровой деятельности.
Мониторинг проводился с помощью следующих тестов:
Тест «Взятие ребенком на себя роли» выявил следующие результаты:
• Стремление большинства детей к основной роли;
• Конфликтные ситуации при распределении ролей;
• Ограниченный набор игровых действий;
• Затруднение с определением «известного правила поведения, отражающего реальное действие и реальные взаимоотношения»;
• Быстрое угасание интереса к принятой роли.
Тест «Устойчивость в подчинении игровому правилу» выявил следующие результаты:
Игровое правило не сформулировано, легко трансформируется по желанию детей.
Тест «Особенности сюжетно-ролевой игры» выявил следующие результаты:
• Замысел игры в большинстве случаев предлагается воспитателем, редко – инициируется детьми;
• Обсуждение (сговор на игру) происходит скомкано, без словесного формулирования цели игры, ограничиваясь распределением ролей;
• Основное содержание игры – действия с предметами, однообразные манипуляции с игровым оборудованием, несколько игровых действий, имитирующих бытовые взаимоотношения;
• Небольшое количество сюжетов игр : «Поликлиника», «Шофёры», «Семья», «Магазин»;
• Сюжет представлен несколькими игровыми действиями, без самостоятельного творческого развития;
• Ролевые диалоги между детьми ограничиваются несколькими фразами, превалируют предметные действия;
• Активное использование в игре игрушек, предметов-заместителей, словесного обозначения предметов-заместителей;
• Результат игры, как правило, не оформлен;
• Привлечение воспитателя в игру, в случае затруднения при дальнейшем развитии сюжета игры.
Основной этап:
Непосредственная реализация проекта в группе : беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованные игры; организация совместной с воспитателем, либо самостоятельной игровой деятельности детей.
Перспективное планирование реализации проекта в группе :
Первый этап. Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с профессиями, их деятельностью (кто, чем, почему занимается.
Второй этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре») :
1. Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
2. Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
3. Совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
Третий этап. Коллективная и самостоятельная игровая деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает, совместная организация игр воспитанников с родителями.
Работа с родителями.
Консультация «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»
Консультация «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте»
Консультация «Специфика сюжетно-ролевых игр для детей 4 – 5 лет»
Оформление уголков для проведения сюжетно-ролевых игр (совместно с родителями)
Инсценирование сказок с участием воспитанников и родителей.
Заключительный этап проекта :
Оформление паспорта проекта, фотоотчет по проведенным сюжетно-ролевым играм.
Заключение
Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, разговаривает с другими участниками игры, согласовывает совместные действия, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.
Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.
Д. Б. Эльконин, сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей.
Список использованной литературы:
1. Ануфриева Г. Воображение и творчество/ «Дошкольное воспитание» №12, 2008, с. 50.
2. Белая К. Ю. Сотникова В. М. Разноцветные игры. М., Линка-пресс. 2007.
3. Либерман А, Репина О. Как развивать способность создавать игровой сюжет/ «Дошкольное воспитание»№11, 2008, с. 39.
4. Менджерицкая Д. В. Детские игры/ «Дошкольное воспитание» №5, 2008, с. 10.
5. Солнцева О. «Играем в сюжетные игры»/ «Дошкольное воспитание» № 4, 2005, с. 33.
6. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М, 2006.
7. Эйнон. Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. М., Педагогика-пресс, 1995.