Ирина Ильина
Сюжетно — ролевые игры в средней возрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Характеризуя сюжетно - ролевую игру, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Времена и нравы сменяют друг друга, а окружение ребенка влияет на сюжеты игры. Некоторые сюжеты претерпевают незначительные изменения, другие меняются до неузнаваемости, третьи замещаются более актуальными для окружающей среды ребенка.
Публикация «Сюжетно — ролевые игры в средней возрастной группе» размещена в разделах
По сюжету игры всегда легко определить что является ближайшим окружением.
На сегодняшний день самыми распространенными играми стали:
• Девочки: дочки – матери; поликлиника; ресторан; шоу-рум; стилист-визажист, день рождения.
• Мальчики: молния Мак Уин (гоночный автомобиль, железный человек, игра с макетом дорожных развязок; динозавры; щенячий патруль; роботы.
Большинство новых сюжетов подсказывают сами дети, их только нужно правильно организовать и вовремя поддержать интерес к вновь возникшей игре.
Игра «Дайвинг»
Задача:
1. Учить отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразные сюжеты. 2. Развивать умение определять тему, сюжет, распределять роли, включаться в разные ролевые диалоги. 3. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в процессе игры, основная роль поручается ребёнку. 4. Способствовать использованию в игре предметов заместителей.
Атрибуты:
Маска или очки для плавания, кубики (иные предметы, замещающие подводные растения, пластмассовые рыбки, предметы, замещающие корабль или лодку, фотоаппарат игрушечный (или предмет заместитель).
Сюжет:
Желающие обучиться дайвингу садятся в лодку (составленные стулья или лодку, составленную из конструктора). Там получают инструктаж, учатся правильно использовать снаряжение, договариваются о правилах поведения под водой, условных знаках, получают задание (например, сфотографировать всех синих рыбок или найти жемчужину среди раковин).
Для этой игры необходима предварительная подготовка воспитанников. Можно использовать игры лото «Подводный мир», рассказ о подводной рыбалке и подводном туризме, демонстрация изображений подводных жителей и акваланга.
Игра «Встречаем гостей»
Задачи:
1 Учить детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия. 2. Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог. 3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. Приёмы руководства: распределение ролей, общение.
Атрибуты:
Стол, стулья, посуда, скатерть, игрушечные угощения, книги и игрушки по предпочтению, верхняя одежда или зонтик для гостя.
Сюжет:
Дети готовятся к приходу гостя (это может быть приглашенная бабушка одного из воспитанников, ребенок из другой группы, или эта роль отводится одному из воспитанников). Решают, чем будут угощать и развлекать гостя. Как поприветствуют, куда расположат. По приходу гостя дети вспоминают правила и общепринятые нормы поведения помогая ему раздеться, расположить свои вещи. Далее сюжет может развиваться по замыслу детей.
Предварительная подготовка: чтение книг и энциклопедий по правилам хорошего тона, сервировки стола; обыгрывание подобной ситуации при помощи кукольного театра; использование лото «Вежливые слова».
Игра «Отдых на природе»
Задачи:
1. Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы (стульчики, крупный строительный материал). 2. Развивать умение меняться ролями с воспитателем, действовать в соответствии с новой игровой позиции. 3. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения. Приёмы руководства: распределение ролей, общение (основная роль - ребёнок, дополнительная - воспитатель, смена ролей во время игры).
Атрибуты:
Корзинка с продуктами, посуда, полотно имитирующее поляну или подстилку – скатерть; удочки и рыбки; топор и предметы замещающие дрова; предметы, замещающие спортивные игры на свежем воздухе (летающая тарелка, воздушный змей, бадминтон и др.).
Сюжет:
Компания детей собираются на природу. Решают, что им нужно взять с собой, чем там будут заниматься. Когда все вещи собраны и уложены в «машину» (или обыгран иной способ транспортировки, все отправляются в путь. Вместе выбирают местность (полянка, дача, пляж или лес, возможны и другие варианты, располагаются.
Предварительная подготовка: перед тем, как предлагать детям этот сюжет игры, необходимо побеседовать с воспитанниками на тему кто как отдыхает на природе, чем можно заниматься, как добраться до места и т. д. также можно ознакомить детей с тем, что на природе возможно присутствие насекомых (важно, чтобы дети научились определять вредных и безобидных насекомых, как от них защититься); рассказать о разных топографических участках (болото, канава, овраг, гора, песок, трава, бурелом и др.) и показать характерные движения преодоления подобных участков.
Применимо к любой сюжетно-ролевой игре - воспитатель временами может направлять игру по эталонному сюжету, или с целью диагностики наблюдать свободное развитие сюжета, предложенного детьми. В том случае, если дети встретились с затруднительной для них ситуацией, педагог должен включиться в игру, показывая собственным примером варианты развития сюжета или решения проблемы.