Красова Жанна Валерьевна
Сюжетно-ролевые игры как средство развития познавательных способностей и двигательных качеств детей дошкольного возраста
▼ Скачать
В. А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие и познавательные способности личности. Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Участие младших школьников в сюжетно-ролевых играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В процессе игры дети учатся помогать товарищам, учитывать мнение и интересы окружающих и ограничивать свои желания. Они развивают чувство ответственности, коллективизм, дисциплину, волю и характер.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры как средство развития познавательных способностей и двигательных качеств детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Степаненкова Э. Я. писала, что: «Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности». Педагогу, работающему с дошкольниками, следует тщательно планировать и проводить сюжетно-ролевые игры. При правильном педагогическом подходе сюжетно-ролевая игра может стать не только развлечением, но и важным средством познавательного развития детей.
Как утверждал Макаренко А. С. : «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности». Подчеркнем, что сюжетно-ролевые игры - это деятельность, в которой дети берут на себя роль и социальные функции взрослых, а в специально созданной игре воображаемые условия воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. Рубинштейн С. Л подчеркнул, что: «Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников». Главная особенность сюжетно-ролевой игры - наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация состоит из сюжетов и ролей. Педагог, участвующий в играх, может играть ведущую роль, вести или быть одним из постоянных участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творческие способности детей. Сюжетно-ролевые игры по большей части они носят коллективный характер, поскольку отражают суть отношений в обществе.
В педагогике даё тся определение: «Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и т. д.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим».
Сюжетно-ролевые игры для дошкольников направлены на развитие различных качеств (развитие ловкости, скорости реакции, внимания, смекалки, умения ориентироваться в пространстве, развитие слухового внимания, воображения, овладения языком движений и многое другое). Основными составляющими сюжетно-ролевой игры являются тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.
В работах Н. Я. Михайленко рассматривается, что: «Роль-особое образование, о котором правомерно говорить в аспекте реализации сюжета игры. Роль заключает в себя осуществление детьми действий и отношений, характерных для действующих лиц, заданных сюжетом. Ребенок как бы примеривает к себе действия другого человека и реализует их особыми игровыми средствами».
В соответствии с идеями Д. Эльконина игра, игровые действия, благодаря которым дети осознают роли взрослых и отношения между ними, является ведущим компонентом и положительным результатом игры. Вот что писал автор на эту тему: «Игра-это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Так же он указывал, что: «Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Достижение максимального результата в развитии двигательных качеств и познавательных процессов зависит от целесообразного и сопряженного их развития. Реальные отношения между играющимися детьми выражаются в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.
Л. С. Выготский выявил решающий момент в использовании сюжетно-ролевых игр, который заключается в том, что ребенок усваивает игру как целостное действие. Этот факт фиксирует связь игры с развитием воображения и определяет участие игры в развитии восприятия ребенком целостного предмета и явления. Кроме того, Л. С. Выготский, этим фактом объяснял механизмы социального становления человека и социальные отношения, поведение в контексте сюжетно-ролевых игр.
Непосредственными задачами применения сюжетно-ролевых игр определены :
• обучение естественным видам движений, формирование двигательных навыков и умений;
• повышение качества общения ребенка со сверстниками и со старшими;
• охрана и укрепление физического и психического и социального здоровья детей;
• обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
• забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
В процессе игры дети совершают множество движений и тем самым одновременно проявляется их ловкость, скорость реакции, настойчивость, решительность, смекалка и самостоятельность. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи вкупе с многообразием средств, методов и различных форм организации физкультурных занятий, дают положительный результат в физическом воспитании детей. Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления здоровья, но и для развития физических качеств и для развития спортивных привычек.