Наталия Шевченко
Сюжетно-ролевые игры как важнейший этап развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевые игры - важнейший этап развития ребенка
Ролевые игры есть не что иное, как отражение реальности через детское мировосприятие. Отношения в семье, круг общения, телевидение, книги – все это формирует представления ребенка об окружающем мире, которые он старается перенести в игру.
Социальные роли в сюжетно-ролевых играх
Для мальчиков оптимальным выбором станут игрушки с мужским вектором, например, машинки, конструкторы или набор игрушечных инструментов.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры как важнейший этап развития ребенка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
С недавних пор в детских магазинах стали появляться домики для мальчиков. Такие домики выполнены в виде парковок, электростанций, автозаправочных станций и т. д. и дают огромный простор для игры.
Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку вжиться в образ другого человека. Сначала полицейский, потом доктор – ребенок перенимает различные варианты взглядов на мир и пытается понять и вжиться в образ так, как его понимает детское сознание.
В ролевой игре ребенок тренирует свое социальное поведение. Ему важно научиться договариваться с другими о том, во что играть и как распределять роли. Так ребенок соотносит себя с группой, учится взаимоотношению с другими людьми, при этом открыто выражая свои идеи и представления об игре.
Усваивая модели поведения взрослых и идентифицируя себя с мужским полом, через сюжетно-ролевые игры дети усваивают образцы поведения, которые станут основой характера человека в будущем.
При организации сюжетно-ролевой игры для мальчиков дошкольного возраста следует учитывать принципы:
1. Принцип учета детских игровых интересов, детской игровой субкультуры. Воспитатель в условиях педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр детей должен учитывать интересы, предпочтения мальчиков, используя современное игровое содержание.
2. Принцип учета деятельности природы ребенка. Игровое содержание, предлагаемое мальчикам, позволит им быть творческими преобразователями в разнообразных сферах человеческой деятельности и отношениях с окружающим миром. Данный принцип учитывает свободную, творческую природу самой игры, доставляющую детям естественную радость и удовольствие, а также природную активность ребенка.
3. Принцип учета полоролевой дифференциации в игровой деятельности детей. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр организуется на основе особенностей игровой деятельности мальчиков, что способствует естественному ее развитию, обогащению игрового опыта и укреплению детских игровых объединений.
4. Принцип эмоциональной комфортности детей, означающий учет полифункциональной игровой среды для мальчиков.
5. Принцип педагогической поддержки, направляющий взрослого на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в игровом процессе.
Игрушки для сюжетно-ролевых игр.
Для мальчиков идеальным вариантом станут игры в мужские профессии и связанные с ними игрушки. Вживаясь в мужские роли, мальчики воспроизводят варианты поведения отца и других окружающих его мужчин, а также их ценности: смелость, отвагу, храбрость и т. д. Отличным выбором для сюжетно-ролевых игр для мальчиков станут игры с машинками и техникой или разнообразные наборы для мальчиков, от полицейских участков до рыцарских замков и пиратских кораблей.
3х уровневый паркинг Делюкс, Кидкрафт
Полицейский штаб, Playmobil
Многофункциональные пособия, как средство развития детской сюжетно-ролевой игры
В нашем детском саду одним из компонентов, обогащающим игровую среду, являются многофункциональные пособия, изготовленные из ткани.
«Скорая помощь», «Почта», «Такси», «ДПС», «Военная автоинспекция», «Космодром», «Пожарная», способствуют расширению представлений детей о различных профессиях, включают воспитанников в систему социальных отношений в игровых ситуациях. Их оформление зависит от образовательной и воспитательной ситуации, интересов и возможностей детей. Все изменения в содержании оформления пособия педагоги планируют заранее, решая задачи развития игровой, познавательной и исследовательской деятельности дошкольников.
Для изготовления мы использовали ткань, из которой сшили пособия в виде
чехлов с карманами, которые надеваются на детские стулья. Вариативность использования пособий расширяет возможности педагогов в выборе и использовании дидактического и наглядного материала для развития сюжета ролевых игр дошкольников.
Для этого мы использовали белые пластиковые трубки диаметром от 1,5 до 2,5 см и уголки; между собой соединили специальными креплениями для пластиковых труб, на которых педагоги размещают атрибуты к игре.
Цель использования дидактического пособия заключается в оптимизации предметно - пространственных условий для расширения игрового и социального опыта дошкольников.
Задачи: - Способствует обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
-Развивает все компоненты детской игры (обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации).
-Воспитывает доброжелательные отношения между детьми в игре.
Новизна пособий из ткани заключается в том, что они обладают широкими возможностями, многофункциональны в использовании, имеют возможность применения несколькими детьми одновременно. Кроме того, пособия трансформируемы и легко переносятся в любой уголок групповой комнаты.
Они устойчиво стоят на полу.
Удобны в использовании, имеют привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы, внести в него нотку оригинальности.
Трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов
Безопасность – соответствует всем элементам и требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Пособие сделанное из ткани или экокожи легко обрабатывается, что соответствует нормам САНПин.
Вариативность - наличие различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных материалов, игр и игрушек;
Дидактическая ценность - игровые средства используются как средство обучения ребенка
Эстетическая ценность - игровые средства являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусств
Таким образом, использование пособий из ткани при организации игровой и образовательной деятельности дошкольников, позволяет обеспечить выполнение требований образовательных стандартов нового поколения, является эффективным развивающим средством, а также позволяет сохранить и без того ограниченное групповое пространство «современных» детских садов, построенных по старым нормативам.