Гладилина Наталья
Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни современных детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевые игры в жизни современных детей
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Публикация «Консультация для родителей „Сюжетно-ролевая игра в жизни современных детей“» размещена в разделах
Наблюдая за окружающим миром и деятельностью людей, ребенок хочет стать ее участником, но в полной мере, как взрослый, еще не может этого сделать. А вот в игре он может все. Может стать космонавтом-чтобы летать к звездам, стать врачом - чтобы делать операции, дояркой-подоить корову. «Только понарошку»! Но в игре по-настоящему работают воображение, память, мышление, речь, по-настоящему надо строить отношения с партнерами (даже если в их роли выступают игрушки).
И не «понарошку», а по-настоящему ребенок переживает события, которые лежат в основе его игры. Это формирует его отношение к окружающему миру, к людям.
С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их же дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так активно. А современное поколение и вовсе предпочитает вместо коллективных дворовых игр индивидуальные, компьютерные игры. Это предпочтение во многом формируется вечно занятыми, спешащими взрослыми: практически у всех работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают.
Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является ролевая игра.
Наблюдая за играми детей, понимаешь, что они не могут принять решения в игровых ситуациях, выстроить диалог со сверстниками, не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, они рассеянны, и не проявляют интереса к ролевым играм.
Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми. На игру у детей остается очень мало времени и дома в силу занятости родителей, и в детском саду из-за плотного режима дня.
В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят об исчезновении игры из жизни ребёнка, особенно в старшем дошкольном возрасте, о явном перевесе в сторону обучения, раннего вовлечения детей в систему дополнительного образования.
Играм уделяется недостаточно времени. Дети играют мало, однообразно и примитивно. Это приводит к необратимым потерям в личности ребенка.
Если говорить о современных детях, прежде всего, нужно отметить: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин:
1. Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся их научить как можно раньше читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность дошкольника - игровая!
2. Родители современных детей сами принадлежат к не играющему поколению: их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми - они очень часто сами не умеют этого делать. К тому же им не хватает времени. У детей нет возможности перенимать игровой опыт.
3. Современные родители не пускают (боятся) детей гулять. Ребенок должен находится в поле зрения родителей.
Нельзя не сказать и о том, насколько современные игрушки отличаются от игрушек родителей. Во-первых, их много, поэтому ребенку трудно не только выбрать, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так понравилось. Во-вторых, помимо мягких мишек и зайчиков, ребенок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов. Сюжеты для игр с такими игрушками отличаются от традиционных игр в дочки-матери с пупсами и кроватками!
Есть еще одна особенность жизни детей – родителям, как правило, некогда вникать в игровое пространство – они теряются в мире игрушек, идут на поводу у желаний ребенка, создают небезопасные ситуации для здоровья детей, оставляя их у компьютера, пусть даже с обучающими играми и игрушками. Изобилие товаров и развлечений для детей формируют установку на потребление. Так игрушки все чаще перестают быть средством игры и превращаются в товар, который взрослые приобретают для детей. Игрушки становятся просто имуществом ребенка, предметами обладания, которые заполняют физическое пространство, а не побудителями внешней и внутренней активности детей.
Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно- ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменениями социума. Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой или к накопительству, потому что иметь как можно больше, роботов, кукол Лол других рекламируемых игрушек в детской субкультуре считается престижным.
Придумывая игры, дети основываются на информацию полученную из просмотра телевизора и компьютерных игр. Часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, современному ребенку негде научиться играть.
Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любимым видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья» в такие игры играли наверное все. А у детей XXI века появились новые игровые роли, такие как: банкир, менеджер, клиент, визажист, аниматор и т. д. ) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Банк», «Служба спасения» и т. д. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телесериалов и брать на себя роли героев из мультфильмов. Телевидение оказывает огромное влияние на воображение детей. (Человек-паук, Черепашки Ниндзя, Супер герой, телеведущая и т. д.). Это говорит о том, что наши дети, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых.
Чтобы в детском саду научить детей играть в сюжетно-ролевую игру, отражающую современные профессии, воспитателю необходимо самому знать их, и четко представлять, чем занимается тот или другой человек в своей профессии. При организации сюжетно-ролевых игр нужно стараться учитывать индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка, с уважением относиться к каждому участнику игры, давать детям максимальную степень свободы и ни в коем случае не подавлять их фантазию.
Задача каждого воспитателя – уметь начать игру, заинтересовать детей, направить в нужное русло. В игры детей вводить роли известных, но в какой-то мере забытых профессий: почтальон, портной. Ведь в настоящее время мы сталкиваемся с тем, что некоторые дети с трудом понимают, чем занимаются их родители – риелторы, менеджеры, дилеры, агенты, референты и т. д. И родители не могут внятно объяснить ребенку, в чем заключается их работа.
Обучение игре представляется естественной помощью воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.
На что нужно обратить внимание современному педагогу? Во-первых, на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре. Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты.
Делая вывод можно сказать, что игровая культура детей, как основное условие развития личности ребенка, искажена. И поэтому считаю, что основной задачей воспитания дошкольников становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, фантазирует, учится общаться в коллективе. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения. Играя, дети учатся устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели. Ведь в игре просто необходимо общаться!
Именно сюжетно-ролевые игры развивают у детей навыки волевой регуляции и самоконтроля, которые позволяют сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Можно с уверенностью сказать, что мы на правильном пути и, надеюсь, социальные проблемы общества обойдут нас стороной.